Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 7. Ошибочно представление, что в книге Кафки всё подчинено субъекту сновидения
Ошибочно представление, что в книге Кафки всё подчинено субъекту сновидения. Ошибочно представление, что в центре сна субъект, а вокруг – его видения. Если герой – посланник от замка, то он ходит только к замку. Никого другого для мира нет. Кроме субъекта в мире нет ничего, вокруг только одни сновидения. Но ошибочно, что в мире Кафки никого кроме сновидца нет. Есть и другие силы (внешние). Эти силы контролируют героя, решают вопрос о его жизни и смерти, в итоге они его казнят. Сновидение героя – кошмарное. Кошмар заключается в том, что кроме нашего создания есть кто-то ещё, и мы перед этим кем-то бессильны. Сновидение у Кафки – это две стороны: сновидец и некая сила, которая имеет право сновидца преследовать, мучить и т.д. Истина в «вывернутом» виде: если за тобой преследование, значит, ты виноват. Вместо логичного «если ты виноват, то за тобой объявляют преследование». Последний уровень творчества Кафки – отношения человека и Бога, вопрос о Божественном замысле. Отношения сына и отца, отношения человека и власти. Макро проблема произведений Кафки – удел человека на Земле. Нас приговорили к смерти, и мы ничего не можем с этим поделать. Философия Кьеркегора. Кьеркегор был любимым философом Кафки. Модель Бога у Кьеркегора складывается в рамках диалектического богословия. Бог – это иное, значит, нельзя ему приписывать человеческих свойств. Значит, по этой философии, Бог не добр, он не способен на любовь и т.д. Для романной формы характерна субъективность и утопичность. Романная реальность – это реальность субъекта, лишённая объективных оснований. Романный человек ищет, что такое добро и зло, потому что они ему заведомо не даны. Романная реальность прозаическая (есть ещё другая, героическая). В героической реальности все положительные качества несёт человек (Геракл, например). В прозаической (романной) реальности есть безликие носители положительных качеств, а человек уже ничего существенного не несёт, он частный и маленький. Мир Кафки тоже субъективен, но это не субъективность личного нравственного поиска, а сновидческая субъективность. У Кафки мы видим безликую машину закона – прозаическая романная реальность. У Кафки романы совмещаются с иррациональным и выходят за пределы человеческого. Мифологизация романа. Но и значение мифов и притч у него толкуется иначе, не так, как их знали всегда. Ключ к тому, как притчи толкуются в его мире, даёт нам сам Кафка. Возможно, смысла нет вообще. Возможно, всё абсурд. В этом смысле Кафка романизирует мир мифов. Творческий путь Кафки. Его творчество делится на 3 периода. Раннее творчество 1900-х годов, бесформенное фиксирование того, что приходит в голову, без вынашивания замыслов. С криком, с пафосом. Второй период – 1920-е годы, новеллы, тоже пишутся под влиянием впечатления, сюжеты непонятны, но по проблематике творчество уже более зрелое. Проблематика суда, проблематика отцов и детей. В 1912 году написана новелла «Превращение», которая считается первой из его зрелого творчества. Новелла написана под впечатлением за одну ночь. Главный роман этого десятилетия – роман «Процесс» (с 1915 по 1918 год). Кафка постоянно возвращался к его доработке, долго его не публиковал. В конце 1910-х годов у Кафки обостряется туберкулёз, он два года не пишет, затем начинает снова. Зрелый период творчества Кафки – 1920-е года. Болезнь отступила, и появляется оптимизм. Здесь проявляется в максимальной степени безудержное фантазирование, автор создаёт для себя несуществующие реальности, в которых он может жить. Обычно герой Кафки отказывался от борьбы за место под Солнцем, потому что он был виновен в своём существовании и всегда неуместен на земле. Здесь же появляется оптимизм, и герой Кафки борется за лучшую жизнь. Роман «Замок». Все герои Кафки – маленькие люди. Он сочувствует своим героям и испытывает обиду за то, что их постоянно обижают. Здесь маленький человек – ещё одно обличие человека без души. Сам Кафка страдает как такой герой. Но те, кто его мучают, права на сочувствие не имеют. Человек в мире Кафки нечеловечен, гуманистические подходы к нему не работают. На этой территории мы можем высказать теорию распутывания притчевости у Кафки. Недочеловечность героя – это его преступление. Человек виновен в том, что он раб и не сделал ничего великого для человечества. Он во всём уступает своим палачам и идёт на казнь, несмотря на то, что никакой физической силы к нему не применяется. Он просто со всем соглашается. Первородный грех у Кафки выливается в виновность человека в своём существовании. Потомки Адама за первородный грех были наказаны смертью, а у Кафки они ещё и виноваты в своём существовании. Его герой должен не бунтовать, а осознать свою вину и сделать что-то для её преодоления. Герой должен был пройти через ворота, в которые его не пускал привратник. Но эти ворота предназначены именно для него, и он был обязан преодолеть свой первородный грех и найти выход из этого кошмара. Часто этот выход у Кафки маркируется как желанная смерть или как проваливание сквозь землю, ускользание.
|