Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бумажная архитектура в фантазиях и утопиях






Профессия любого архитектора подразумевает большое количество проектов, некоторые из них по счастливому стечению обстоятельств удается воплотить, а часть так и остается неосуществленной и сохраняется только в бумажном эквиваленте. Зачастую многие идеи зодчих не находят пути к зрителю в силу объективных внешних причин, а некоторые фантазии и вовсе не подразумевают жизни вне бумаги, – все эти тенденции получили название «бумажная архитектура». Для данного термина среди искусствоведов, критиков и теоретиков архитектуры не существует общепринятого определения, поэтому целесообразно разобраться с границами вводимого понятия и обратить внимание на его вариативную трактовку в текстах современных исследователей архитектуры. В частности, проследить, как бумажная архитектура соотносится с близкими понятиями «архитектура фантазии», «архитектура утопии» и «архитектура мечтания» 1980-х гг., и как эти факторы повлияли на «бумажный» период 1980-х годов.

Понятие «бумажная архитектура» мы повсеместно встречаем практически в каждой книге по теории и истории архитектуры, однако, как правило, в них редко встречаются подробные описания и анализы этого феномена. Тенденция такова, что большинство искусствоведов признают данное направление в архитектуре как важное, но в своих исследованиях предпочитают обращаться скорее к воплощенным проектам, нежели к тем, что остались в категории виртуальных планов. Понятие «бумажная архитектура» ассоциируется в первую очередь с творчеством Джованни Батиста Пиранези и Этьен-Луи Булле, Ивана Леонидова и Якова Чернихова, Александра Бродского, Ильи Уткина, Михаила Белова и др. Но если бумажная архитектура Пиранези и мастеров советского авангарда в искусствоведческой литературе уже давно и довольно тщательно проанализирована, то про поколение «бумажников» 1980-х годов сейчас принято вспоминать скорее не в аналитической, а в ностальгической манере.

Бумажной архитектурой называют проекты, которые не были воплощены либо в силу объективных причин, либо в силу того, что они изначально и не предназначались для воплощения. Здесь надо принять во внимание важность последнего утверждения: именно факт наличия не предназначенных для воплощения идей позволяет говорить об особом статусе концептуальной бумажной архитектуры. Еще существует необходимое условие: бумажная архитектура создается исключительно архитекторами или художниками, имеющими опыт архитекторов, т.е., можно быть художником, тематизирующим архитектуру, но не быть «бумажным» архитектором. А.Г. Раппопорт, говоря о бумажной архитектуре, подразумевает разделение на архитектуру утопии и архитектуру фантазии, однако не берется проводить между ними четкого разграничения. В своей статье «Paper architecture. A postscript», посвященной английской выставке «Пост-советское искусство и архитектура» 1994 года, он говорит о двусмысленности и неточности термина «бумажная архитектура», поэтично подчеркивая, что главный его принцип кроется не только в самом материале, из которого сделаны проекты, а в приверженности ясным формам и чистым идеям, т.е., по сути дела, в абстракции замысла[2]. А.В. Сикачев обращает внимание на то, что «нереализованную архитектуру» и «бумажную архитектуру» следует разделять, поскольку изначально перед архитектором стоят разные задачи. Его концепция представляется убедительной, но когда речь идет об архитектуре утопии, существенной частью которой является бумажная архитектура, граница возможной реализации и нереализованности стирается[3]. Таким образом, вводя периодизацию, мы имеем в виду, что настроения, присущие бумажной архитектуре эпохи классицизма, разнятся с настроениями, присущими советской утопии, и кардинально различаются с движущими силами бумажной архитектуры 1980-х годов.

Мы не будем рассматривать историю архитектурной утопии и фантазии целиком, они берут свое начало еще с философии Платона и формализма архитектурных декораций античного мира I века до н.э., мы ограничимся лишь теми ключевыми явлениями, которые способствуют пониманию архитектурных концептов 1980-х гг[4].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал