![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы системы образования города
Как видно из перечисленных достижений системы образования города, в Перми созданы предпосылки для решения проблем, обозначенных глобальными вызовами образованию. Особенно это касается динамического и адаптационного вызовов, связанных с условиями функционирования образовательных учреждений, а также с предоставлением населению города образовательных услуг нового поколения: международное образование, уникальные школы, дистанционное обучение. Вместе с тем на уровне каждого образовательного учреждения «линейка современных продуктов», позволяющих каждому ребенку сформировать свой индивидуальный образовательный маршрут, отсутствует. Не существует в массовой практике и организационных механизмов, позволяющих сформировать этот индивидуальный маршрут. Ниже выделены и перечислены по направлениям деятельности проблемы, которые являются приоритетными для пермского образования и для решения которых необходимо разработать действенные механизмы. Содержание образования · существование приоритета формирования узко-специальных знаний и умений школьников над способностью применить эти знания в реальной жизненной ситуации; · отсутствие образовательных курсов прикладной и практико-ориентированной направленности, как в школах, так и в учреждениях дополнительного образования детей; · оторванность школьного содержания образования от реальности; · в условиях массовой школы недостаточно программ, ориентированных на отдельные группы потребителей: одаренных детей, детей с ОВЗ, творческих детей, заинтересованных получением навыков в конкретных сферах жизнедеятельности; · отсутствие заказа на современное образование от работодателей, «разрыв» между профессиональной сферой и сферой общего образования; · отсутствие содержательных «вертикальных» программ: школа – профобразование – профессиональная сфера; · отсутствие уникальных (прорывных) курсов как в муниципальных ОУ, так и в частных; · содержание дошкольного образования существенно не обновляется, оно традиционно ориентировано на среднего воспитанника, не предполагает построение индивидуального образовательного маршрута; · дополнительное образование на 85% представлено курсами художественно-эстетической и спортивной направленности; · существует потребность в квалифицированных кадрах на рабочие специальности, вместе с тем, большинство детей ориентировано на получение исключительно высшего профессионального образования; среднее образование перестало быть ценностью, оно не престижно.
Организация образовательной деятельности · в школе единственной формой организации образовательного процесса является классно-урочная система, которая не обеспечивает получение индивидуализированного образования и ориентирована на среднего ученика; · индивидуализация образования либо внедряется формально, либо присутствует в виде единичных случаев; · сегодня существует ориентация работы школ на экстенсивный путь организации образовательного процесса, сутью которого является увеличение часовой нагрузки на ученика. Отсюда и нежелание перехода на пятидневную учебную неделю, и использование вариативной части БУП на стандарт; · отсутствие сетевой организации предоставления образовательных услуг как в части вариативной части БУП, так и в части дополнительного образования; · учебная деятельность в учреждении организована исключительно с «собственным» контингентом, то есть и учитель, и ребенок позиционирует себя только внутри периметра учреждения; они не могут видеть, представлять себя внутри мирового образовательного пространства; · произошла дифференциация школ на муниципальном уровне: яркие лидеры и явные аутсайдеры, не способные изменить ситуацию стагнации системы образования; · недостаточно интенсивно развивается рынок образовательных услуг в общем образовании, невзирая на созданные финансово-экономические условия для самостоятельной деятельности учреждений.
Образовательные технологии · современные технологии, в том числе и информационные, не вошли в образовательный процесс; используются традиционные педагогические технологии обучения; · в повседневной практике не используются исследовательские технологии, связанные с экспериментом, выполнением практических опытов; · не используются в современном наполнении этого термина, проектные технологии. Чаще всего в массовой практике понятие проекта подменяется рефератом, докладом; · не используются мультимедийные и гипермедийные технологии, технологии геймификации.
Система мониторинга и контроля личных достижений детей · не разработаны формы контроля достижения личностных и метапредметных результатов учащихся, зафиксированных в ФГОСах; · система портфолио ученика и воспитанника разработана на разных уровнях и в разных видах, есть опыт ее внедрения, но она имеет неофициальный, неформальный характер, что проявляется в невостребованности в дальнейшей образовательной траектории учащегося, студента материалов, закрепленных в портфолио.
Программно-методические условия · занятия в системе общего образования в массе своей неинтересны; в конкуренции с «медийным рынком» сфера образования очевидно проигрывает, так как учебно-методические комплексы сильно отстали от современных цифровых ресурсов; · в дошкольной сфере образовательные программы не опираются на возможности новых информационных технологий: технологий геймификации, мультамедийных технологий.
Кадровая политика · идет процесс «ухудшения» качества педагогического корпуса: в основном педагоги не принимают участие в обновлении содержания, не осваивают новые технологии, любые попытки оценить качество их работы встречают активное сопротивление; · отсутствие мужчин в образовательных учреждениях; · идет процесс «старения» педагогического корпуса; · недостаточно инновационных предложений и решений у административного корпуса. Образовательные учреждения в массе своей ориентированы на выполнение стандарта. Они похожи друг на друга, не имеют отличительных особенностей (ни содержательных, ни организационных).
Организационные условия · в сфере дошкольного образования количество потребителей услуг превышает количество мест (суммарно в муниципальной и частной сети); · в сфере дополнительного образования не внедрены организационно-экономические механизмы субсидирования образовательных услуг, предоставляемых негосударственными поставщиками.
Материальные условия · предметно-развивающая среда школ ориентирована на классно-урочную систему: стандартные кабинеты на 25-30 человек; нет кабинетов для групповых и индивидуальных занятий, лекционных аудиторий; · материальная среда учреждений не учитывает потребности в формировании практических навыков обучающихся и воспитанников. Главным в оснащении школ являются парты и стулья; нет оборудования для проведения исследований, экспериментов, реализации проектов; · предметно-развивающая среда в дошкольных учреждениях быстро устаревает; недостаточно современных игр; · недостаточно современных малых игровых форм как в детских садах, так и во дворах.
|