Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудоустройство молодёжи.






Осложнение положения молодёжи на рынке труда связано, прежде всего, с мировым финансовым кризисом и рецессией, которые так или иначе затронули все страны в мире. По данным доклада Международной организации труда (далее – МОТ) «Глобальные тенденции занятости в 2014 году» в 2013 году во всём мире насчитывалось около 202 млн безработных, из них около 74, 5 млн чел. являлись молодыми людьми в возрасте до 25 лет. Уровень безработицы среди молодёжи вдвое превысил уровень безработицы в мире в целом и составил более 13%[16].

По данным доклада МОТ «Трудоустройство в мире и социальный прогноз: тенденции 2015»[17] ожидается, что в 2015 году число безработных увеличится на 3 млн чел., и еще на 8 млн чел. в последующие четыре года. Глобальный уровень безработицы среди молодёжи, как ожидается, увеличится до 13, 1% в 2015 году, а затем останется неизменным до 2018 года. Наибольший рост безработицы среди молодёжи в 2015 году будет наблюдаться в Восточной Азии и на Ближнем Востоке с ожидаемым дальнейшим ростом в течение следующих лет.

Генеральный секретарь Организации Объединенных наций Пан Ги Мун назвал безработицу среди молодёжи «эпидемией» сегодняшних дней и «одной из главных проблем нашего времени»: «И в бедных, и в богатых странах уровень безработицы среди молодёжи значительно превышает аналогичный показатель среди взрослого населения. И конечно, отсутствие работы – это только вершина айсберга. Многие получают мизерные зарплаты и не могут при этом рассчитывать на социальную защиту в неформальной экономике. Другие обнаруживают, что их образование не позволяет им найти работу на сегодняшнем рынке труда»[18].

В этой ситуации большая часть мероприятий в рамках национальных молодёжных политик в большинстве стран мира связана с трудоустройством молодёжи.

И даже больше: трудоустройство молодёжи в ряде стран приобрело статус национального приоритета. Это представляется логичным: уровень преступности и миграции среди работающей молодёжи близок к нулю, работающая молодёжь готова к созданию семьи и потомству, продолжению обучения, лояльна к власти.

Бесспорно, что основная ответственность за расширение молодёжной занятости ложится на государство[19]. Финансирование молодёжной занятости в рамках молодёжной политики практически полностью финансируется из государственных бюджетов, но есть и программы, финансируемые совместно государством и частным капиталом, международными организациями (Всемирным банком, МОТ, ООН) и другими организациями-донорами. Реализация образовательных программ, программ по развитию предпринимательства в развивающихся странах значительно зависят от ресурсов международных партнеров и неправительственных организаций.

Так, в 2011 году Европейская комиссия выступила с инициативой «Возможности для молодёжи», обратившись к правительствам и социальным партнерам с просьбой приложить усилия в борьбе против раннего отсева из школы и помочь молодым людям в получении необходимых профессиональных квалификаций, навыков и опыта трудовой деятельности, а также в поисках первой работы.

С данной инициативой связан принятый в апреле 2012 года пакет ЕС по трудоустройству, который дополняет приоритеты в сфере занятости. В том числе предлагается целый ряд политических целей: 75-процентный уровень занятости среди работников в возрасте 20− 64 лет к 2020 году; уровень раннего отсева из школы ниже 10%; не менее 40% молодых людей с высшим образованием.

Цель проекта «Ваша первая работа» – поддержать трудовую мобильность молодёжи в рамках общего европейского рынка труда, а именно, содействовать трудоустройству (работе, стажировке или ученичеству) молодых людей в государствах – членах ЕС. Проект стартовал в 2012году. Результатом проекта должно стать трудоустройство 5 тыс. граждан.

В 2012 году Европейская Комиссия сформировала предложение по расширению «Пакета занятости молодёжи». Оно включало, в частности, предложение к государствам-членам принять Гарантию молодёжи, что было сделано в 2013 году.

Суть инициативы в том, чтобы государства-члены обеспечили всем молодым людям в возрасте до 25 лет получение качественного предложения о работе, образовании, ученичестве или стажировке в течение четырех месяцев с момента окончания учебного заведения или последней работы. Международная организация труда оценила стоимость создания молодёжных гарантий в Европе в 21 млрд евро в год. При этом экономический ущерб от безработицы 7, 5 млн молодых людей был оценен более чем в 150 млрд евро с учётом выплат этим молодым людям пособий и других долгосрочных расходов по безработице.

«Инициатива по молодёжной занятости 6 млрд евро» была предложена Европейским Советом в 2013 году. Её цель – помочь государствам-членам усовершенствовать национальную политику в области борьбы с молодёжной безработицей в странах, где она превышает 25%. И особое внимание уделить молодым людям, которые не учатся и не работают. Финансирование инициативы запланировано из средств бюджета ЕС в размере 3 млрд евро по статье трудоустройство молодёжи и еще 3 млрд евро из средств Европейского социального фонда. Дополнительные средства могут быть внесены странами. Инициатива будет поддерживать и ускорять меры по «Пакету занятости молодёжи» и «Гарантии молодёжи».

Национальные планы по реализации инициативы «Гарантия молодёжи» были представлены 18 государствами-членами ЕС. В национальных планах определены роль государственных органов власти и других ответственных организаций, финансирование и механизмы мониторинга, сроки реализации мероприятий. К примеру, во Франции в 2006 году принят закон «О равенстве шансов», который обязывал компании всех форм собственности ежегодно принимать на работу пропорционально численности штатов сотрудников моложе 25 лет, даже если последние не имели опыта работы по специальности.

Инициативу «Гарантия молодёжи» дополняют три другие инициативы ЕС: «Европейский альянс стажировок» «Стандарты качества стажировки» и «Сеть общественной занятости».

Инициатива «Европейский альянс стажировок» направлена на повышение качества стажировок и внедрение системы ученичества по всей Европе. В 2014 году в данной инициативе приняли участие 19 европейских стран, около 30 организаций и 15 компаний[20].

Инициатива «Стандарты качества стажировки», принятая в 2014 году направлена на обеспечение высокого качества обучения во время стажировок и справедливые условия труда для стажирующихся.

Так, по данным Европейской конфедерации профсоюзов, в настоящее время 59% слушателям не выплачивается заработная плата, а 38% стажирующихся не имеют контракта с работодателем на прохождение стажировки. Различные молодёжные организации также критиковали слабость и необязательный характер инициативы ЕС[21]

Инициатива «Сеть общественной занятости» – одна из самых молодых, была запущена в сентябре 2014 года по решению Европейского совета и Европейского Парламента. Одной из её задач является обмен знаниями и успешным опытом по осуществлению инициативы «Гарантия молодёжи». Участие в Сети не является обязательным для европейских стран.

«Европейская программа обмена Эразмус для молодых предпринимателей» дает возможность начинающим предпринимателям перенимать опыт от состоявшихся опытных предпринимателей в разных странах мира. В программе с 2009 по 2013 гг. приняли участием 5 тыс. предпринимателей.

Из всех стартапов в ЕС около 87% были основаны предпринимателями, принимавшими участие в программе Эразмус. Финансирование программы будет продолжено, и к 2020 году планируется обеспечить не менее 10 тыс. обменов молодых предпринимателей.

Анализ показал, что координация программ и планов по трудоустройству молодёжи в странах может осуществляться с помощью различных организационных моделей с участием министерства занятости и/или труда, министерства образования и министерства по делам молодёжи.

Так, основным принципом молодёжной политики Китая является трудовая этика, в основе которой лежит вовлечённость молодёжи в экономико-трудовую деятельность. Особая роль здесь отводится участию студенчества в трудовых лагерях, специально создаваемых на период летних каникул.

В числе мер, предпринятых руководством КНР по стимулированию трудоустройства молодёжи следует отметить следующие: расширение каналов трудоустройства, включая поощрение и привлечение выпускников вузов на работу в сельских организациях; создание своего бизнеса выпускниками вузов (для реа­лизации низкорентабельных проектов есть возможность получить кредит до 100 тысяч юаней); выпускники вузов, которые занялись ведением мелкого бизнеса, освобождаются от выплаты административных сборов в течение трёх лет; налаживание связей между вузами и предприятиями (государственный заказ).

В результате такой политики в КНР, несмотря на последствия общемирового финансового кризиса, общий уровень трудоустройства выпускников через полгода после окончания высших учебных заведений в стране составляет около 90, 2%,

В большинстве странах самые популярные меры в рамках программ улучшения возможностей трудоустройства молодёжи – это: обучение навыкам (в частности, профессиональное обучение и системы ученичества) и комплексные программы (по совмещению работы и обучения, приобретению опыта работы и другие вспомогательные мероприятия), субсидирование заработной платы, общественные работы, профессиональная ориентация и трудоустройство, обучение предпринимательству.

Основная проблема разработки и реализации подобных мер – это оценка их социально-экономической эффективности для рынка труда, конкретных бенефициаров программ (молодых людей), государства.

Большинство программ были реализованы в развитых странах и странах со средним уровнем дохода, и только их небольшая доля приходится на развивающиеся регионы, такие как Африка.

Меры по поддержке молодёжи зависят от уровня доходов стран. Страны ОЭСР, как правило, имеют разнообразный портфель программ, популярны среди них комплексные учебные программы, в то время как страны со средним уровнем дохода в основном ориентированы на создание и совершенствование систем обучения и подготовки.

Цели программ значительно зависят от уровня экономического развития стран. В развивающихся странах существует больше программ помощи молодёжи из семей с низким уровнем дохода, так как они имеют относительно высокий уровень безработицы и часто относятся к группам риска. В Латинской Америке, где молодёжь находится в наиболее экономически невыгодном положении, были поддержаны и профинансированы правительством комплексные программы, такие как программа «Молодёжь» и целевые образовательные программы, финансируемые местными органами власти, международными организациями и частным сектором.

Программы в странах с переходной экономикой ориентированы на безработную молодёжь с низким уровнем образования или не посещающих школу. Около двух третей всех программ в этих странах фокусируются на выпускниках школ и студентах, которые уже завершили обучение, или завершат его в ближайшее время.

Большинство таких программ нацелены на обучение навыкам и субсидирование заработной платы. Данных по программам для молодых женщин, молодых инвалидов и молодёжи из числа этнических групп или меньшинств незначительно.

В России безработица молодёжи также превышает средний уровень безработицы населения. По итогам обследований населения по проблемам занятости «Занятость и безработица в Российской Федерации в феврале 2015 года» Росстата[22], в среднем среди молодёжи в возрасте до 24 лет уровень безработицы в феврале 2015 года составил 15, 8%, в том числе среди городского населения – 15, 0%, среди сельского населения – 18, 0%.

Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодёжи в среднем по возрастной группе 15–24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30–49 лет составляет 3, 3 раза, в том числе среди городского населения – 3, 8 раза, сельского населения – 2, 4 раза.

В целом численность экономически активного населения в возрасте 15–72 лет (занятые + безработные) в феврале 2015 года составила 75, 8 млн чел., или 52% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 71, 4 млн чел. классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4, 4 млн чел. – как безработные с применением критериев МОТ (то есть, не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Сравнительные социологические исследования, проводимые Отделом социологии молодёжи ИСПИ РАН, показывают, что в целом труд всё ещё остаётся значимым фактором личностного самоопределения большинства молодёжи. Значительная часть молодых людей связывает с ним свою нынешнюю и дальнейшую жизнь. Одновременно с этим каждый четвёртый имеет иную, не связанную с трудом, ориентацию. Среди них примерно каждый седьмой молодой человек однозначно не стал бы работать, если бы был материально обеспечен. Эта группа устойчиво воспроизводится на протяжении последнего десятилетия.

Анализ данных также показывает, что, во-первых, возможности для интеграции молодёжи в сферу труда и формирование трудового потенциала разных групп молодёжи часто складываются спонтанно и хаотично, под влиянием случайных факторов; во-вторых, фактором социально-профессионального продвижения является включенность в неформальные и корпоративные связи. Всё это деформирует трудовую мобильность молодёжи и вносит неопределённость в условия её социально-профессионального становления. Особенно остро это проявляется в сегодняшних условиях реализации программы импортозамещения и дальнейшей модернизации экономики. Решение этих задач требует не только активного включения молодёжи в процесс труда, но и новых знаний, квалификации, умения решать задачи растущей сложности, формирования у молодых людей современной этики труда.

Отличительной чертой мотивации труда молодёжи является её инструментализация. В отношении к труду и профессии у большинства молодёжи доминируют прагматические ценности. Прочная связь труда с заработком сформировалась в сознании большинства (три четверти) российской молодёжи (59, 6% молодых людей в возрасте 18–24 года и 65% – в возрасте 25–29 лет).

Также инструментально воспринимается и профессия. Ощущение полезности, то есть общественной значимости труда присуще немногим более чем четверти молодёжи. Еще меньше (12, 1%) видят смысл труда в реализации внутренней потребности трудиться, а также в реализации творческого потенциала (9, 2%). Для всех остальных профессия – инструмент достижения материального благосостояния.

В возрасте 25–29 лет лишь треть молодёжи связывает с трудом ожидание интересной работы, свою полезность и развитие профессиональных качеств. И лишь 12, 1% молодёжи видят в труде способ реализации своего предпринимательского потенциала.

Подавляющее большинство молодёжи заявляют об отказе реализовать интерес к предпринимательской деятельности посредством труда. Это говорит о несовершенстве сложившихся рыночных отношений в России.

Трудовой потенциал молодёжи определяется совпадением её ожиданий в сфере труда с возможностями их удовлетворения. Базовыми показателями возможностей являются следующие: обретение работы, повышение квалификации, продвижение по службе, защита трудовых прав. Сравнительный анализ за последние 12 лет свидетельствует в целом о значительном росте перечисленных возможностей.

В то же время номинально лишь половина молодёжи оценивает их выше среднего. А возможность создания или расширения собственного бизнеса ещё меньше и составляет 26, 1%. Это означает, что для половины молодёжи возможности не стали реальностью. Существуя больше в декларативной форме, они не активизируют интерес к труду, подрывая трудовой потенциал молодёжи. Как следствие, трудовая сфера уступает место более эффективным нетрудовым механизмам.

Одной из форм временной занятости молодёжи является работа в студенческих отрядах.

Минобрнауки России осуществляет взаимодействие с Молодёжной общероссийской общественной организацией «Российские Студенческие Отряды» (далее – МООО «РСО»), которая объединяет более 240 тыс. участников из 72 субъектов Российской Федерации, работающих по 6 основным направлениям деятельности: строительному, педагогическому, сельскохозяйственному, сервисному, профильному, а также отряды проводников.

В летний трудовой семестр 2014 года представители студенческих отрядов приняли участие в строительстве космодромов «Плесецк» и «Восточный»; жилого микрорайона «Академический» (г.Екатеринбург); объектов атомной отрасли (Ленинградская АЭС, Ростовская АЭС, Нововоронежская АЭС-2); облагораживании сеноман-аптских залежей Бованенсковского нефтегазоконденсатного месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе.

Также в рамках взаимодействия с ОАО «Федеральная пассажирская компания» в 10 филиалах компании было трудоустроено 7 800 студентов – представителей студенческих отрядов проводников. Одним из приоритетных проектов 2014 года стало формирование профильных энергетических студенческих отрядов ОАО «Россети»; сформирован отряд общей численностью 1 500 обучающихся из 76 профильных профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

В 2014 году была продолжена работа по подготовке волонтёров для работы на ХХII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх 2014 года в городе Сочи (далее – Игры). Для подготовки волонтёров на базе образовательных организаций высшего образования было создано 26 волонтёрских центров, которые подготовили 25 000 волонтёров Игр.

В 2014 году Федеральным агентством по делам молодёжи осуществлён сбор и обобщение более 900 практик и проектов, содействующих профессиональному самоопределению молодёжи, реализуемых в субъектах Российской Федерации.

Минобрнауки России совместно с Международной ассоциацией корпоративного образования (далее – МАКО) проведен I Всероссийский конкурс лучших практик работодателей по работе с детьми, молодёжью и кадровым резервом (далее – Конкурс), направленный на создание позитивного имиджа отраслей и профессий, воспитание нового поколения граждан, обладающего необходимыми профессиональными и социальными компетенциями, формирование инновационных методов взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений в сфере поддержки детей и молодёжи. Участниками Конкурса стали 49 компаний, действующих на территории Российской Федерации.

На основе качественного анализа мер (мероприятий) и количественного анализа по странам и программам трудоустройства молодёжи, можно сделать следующие основные выводы, а именно:

1. Обучение и подготовка являются доминирующей мерой (мероприятием) в программах трудоустройства молодёжи.

2. Программы по интеграции молодых людей в рынок труда в развивающихся странах мира ориентированы на молодёжь с низким уровнем доходов или плохо образованную.

3. Информация о мероприятиях по занятости молодёжи лучше освещена в промышленно развитых странах мира.

4. В целом степень социально-экономической эффективности мер (мероприятий) по обеспечению занятости молодёжи оценивается как слабая, при этом данные меры более успешны в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой, чем в промышленно развитых странах.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал