Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Родительское собрание






Психическое развитие дошкольников

Тема родительского собрания: " Психическое развитие дошкольников"

Цель: знакомство родителей друг с другом, развитие сплоченности и установление доброжелательной атмосферы между участниками воспитательно-образовательного процесса, расширить кругозор родителей о том, что такое психическое развитие дошкольника, познакомить с программой по развитию познавательной сферы «Радость познания»

Место проведения: музыкальный зал

Длительность: 1 час

Ход проведения:

Знакомство участников

Все участники сидят в кругу.

А сейас будем знакомиться.

Будем передавать игрушку по цепочке, у кого игрушка в руках, тот говорит:

• Как его зовут?

• Что ждете от сегодняшней встречи?

Психологический настрой

Упражнение «Комплимент»

Участники, обращаясь по цепочке, друг к другу говорят комплименты.

Упражнение «Знаете ли вы, что я…»

По сигналу ведущего родители начинают перебрасывать друг другу мяч (свободный выбор), при этом бросающий мяч заканчивает фразу: «Никто не знает, что я…(люблю, умею, знаю и т.п.)»

Ну вот, мы с вами познакомились. Оказывается, среди нас есть (педагог, врач…) показательно и то, что у вас имеются хобби и увлечения.

Динамическая пауза

Ведущий предлагает задания родителям:

- Встаньте те родители, у кого на шее цепочка;

- Обойдите по кругу вокруг стульев те родители, у которых темные волосы;

- Помашите нам родители, у которых дни рождения весной;

- Поменяйтесь местами те родители, которые пришли сегодня в брюках;

- Выйдите в круг и пожмите друг другу руки родители, которые любят своих детей.

Каждый из вас очень индивидуален. Но, несмотря на это вы все любите своих детей – такими, какие они есть.

(Родители садятся в зал.Демонстрируется презентация).

Основная часть

«Психологическое развитие дошкольника»

Всем нам взрослым известно, что в возрасте 4-5 лет происходит интенсивное развитие ребенка, как физическое, так и психологическое.

Что же такое физическое развитие ребенка нам более или менее понятно, а вот что же такое психическое развитие?

Психическое развитие – это есть некая познавательная сфера ребенка, в которую входят такие познавательные процессы как мышление, память, воображение, внимание, речь– все это можно назвать интеллектуальной сферой ребенка.

Остановимся на познавательных процессах, составляющих психическое развитие более подробно.

Мышление

Мышление ребенка формируется в ходе педагогического процесса. Мышление в своем развитии в дошкольном возрасте проходит следующие этапы:

1) совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения;

2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти;

Рассмотрим процесс развития мышления более подробно.

Появление сюжетно-ролевых игр, особенно с использованием правил, способствует развитию наглядно-образного мышления. Его становление и совершенствование зависят от воображения ребенка. Сначала ребенок механически замещает одни предметы другими, затем предметы замещаются их образами и необходимость совершения практических действий с ними отпадает.

Словесно-логическое мышление начинает свое развитие тогда, когда ребенок умеет оперировать словами и понимает логику рассуждений

В дошкольном возрасте начинают развиваться понятия. В 3–4 года ребенок использует слова, иногда не полностью понимая их значения, но со временем происходит смысловое осознание этих слов. Развитие понятий идет параллельно с развитием мышления и речи.

Внимание

В этом возрасте оно непроизвольное и вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми. На первый план выходит интерес. Ребенок фиксирует внимание на чем-либо или ком-либо только в течение того промежутка времени, в котором у него сохраняется непосредственный интерес к человеку, предмету или происходящему.

На начальной стадии перехода внимания от непроизвольного к произвольному большое значение имеют средства, управляющие вниманием ребенка, и рассуждения вслух.

Внимание при переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту развивается следующим образом. Младшие дошкольники рассматривают интересующие их картинки, могут заниматься определенным видом деятельности 6–8 секунд, а старшие дошкольники – 12–20 секунд. В дошкольном возрасте уже отмечается различная степень устойчивости внимания у разных детей. Возможно, это связано с типом нервной деятельности, физическим состоянием и условиями жизни. Было замечено, что нервные и больные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

Память

В основном у всех детей раннего дошкольного возраста преобладает непроизвольная, зрительно-эмоциональная память, только у лингвистически или музыкально одаренных детей превалирует слуховая память.

Развитие процессов памяти зависит также от интереса и мотивации ребенка к той или иной деятельности.

Продуктивность запоминания у детей в игровой деятельности намного выше, чем вне игры. В возрасте 5–6 лет отмечаются первые перцептивные действия, направленные на сознательное запоминание и припоминание. К ним относится простое повторение. К 6–7 годам процесс произвольного запоминания практически завершается.

Например, четырехлетний ребенок из 12 предъявленных картинок может узнать все 12, а воспроизвести только две-три, десятилетний ребенок, узнав все картинки, способен воспроизвести восемь.

У многих детей младшего и среднего дошкольного возраста хорошо развита непосредственная и механическая память. Дети легко запоминают и воспроизводят виденное и слышанное, но при условии, что это вызвало у них интерес. Благодаря развитию этих видов памяти ребенок быстро совершенствует свою речь, научается пользоваться предметами домашнего обихода, неплохо ориентируется в пространстве.

В этом возрасте развивается эйдетическая память. Это один из видов зрительной памяти, помогающий четко, точно и в деталях без особого труда восстанавливать в памяти зрительные образы виденного.

Воображение

О.М. Дьяченко показала, что воображение в своем развитии проходит те же этапы, что и другие психические процессы: непроизвольное (пассивное) сменяется произвольным (активным), непосредственное – опосредствованным.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение. Оно заключается в механическом воспроизведении полученных впечатлений в виде образов. Это могут быть впечатления от просмотра телепередачи, прочтения рассказа, сказки, непосредственного восприятия действительности.

В образах обычно воспроизводятся те события, которые произвели на ребенка эмоциональное впечатление.

В старшем дошкольном возрасте репродуктивное воображение превращается в воображение, которое творчески преобразует действительность. В этом процессе уже участвует мышление. Этот вид воображения применяется и совершенствуется в сюжетно-ролевых играх.

Речь

В дошкольном детстве завершается процесс овладения речью. Она развивается в следующих направлениях.

1. Идет развитие звуковой речи. Ребенок начинает осознавать особенности своего произношения, у него развивается фонематический слух.

2. Растет словарный запас. У разных детей он различен. Это зависит от условий их жизни и от того, как и сколько с ним общаются его близкие. К концу дошкольного возраста в лексиконе ребенка присутствуют все части речи.

В три года ребенок активно использует 1000–1100 слов, в шесть лет – 2500–3000 слов.

3. Развивается грамматический строй речи. Ребенок усваивает закономерности морфологического и синтаксического строя языка. Он понимает смысл слов и может правильно построить фразы. В возрасте 3–5 лет ребенок правильно улавливает значения слов, но иногда неверно их применяет.

Мониторинг познавательной сферы детей группы № 12 (выступление психолога)

Как видите, есть над, чем работать. В связи с этим актуальны будут 2 вопроса:

Какая деятельность осуществляется в центре развития, которая бы способствовала развитию познавательной сферы ребенка?

Соответственно, какая деятельность осуществляется или будет осуществляться в решении этой же проблемы, но уже на базе нашей группы?

Информация об экспериментальной деятельности

В нашем центре на протяжении последних 6 лет осуществляется экспериментальная деятельность с детьми старших и подготовительных групп по развитию способности воображения.

Данная работа с детьми осуществляется в нескольких направлениях:

деятельность педагога-психолога;

деятельность воспитателя в группе (индивидуальная и групповая форма работы);

деятельность таких специалистов как педагог дополнительного образования, музыкальный работник

Результаты диагностик, полученных в ходе планомерной работы свидетельствуют, прежде, всего, о том, что развивать познавательные процессы лучше всего с 5 летнего возраста.

На сегодняшний день разработана программа, которая представляет собой цикл занятий по развитию познавательных процессов у детей 4 - 5 лет.

Для соблюдения принципа единства обучения и воспитания в детском саду, опираясь на взаимосвязь специалистов ДОУ, цикл занятий построен с учетом лексических тем, изучаемых по «Программе обучения и воспитания в ДОУ». Также занятия в данной программе построены с учетом принципа индивидуализации, т.е. проведение представленных в программе игр и упражнений может варьироваться с учетом индивидуального уровня развития каждого ребенка.

Цель программы: повышение уровня развития познавательных и творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.

Основные задачи:

Развивать восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени.

Формировать концентрацию, переключение и распределение внимания.

Тренировать зрительную, слуховую, двигательно-моторную память.

Учить пользоваться планом групповой комнаты, соотносить реальные предметы с их заместителями; устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, развивать художественно-графические навыки.

Воспитывать аккуратность, доброжелательность, взаимоподдержку.

Материалом занятий служат игры и упражнения, направленные на развитие познавательных функций, воспитание личностных качеств.

Программа состоит из 30 занятий 1 раз в неделю, продолжительностью 20 – 25 минут, которые могут проводиться как индивидуально, так и со всей группой. Количество игр в занятии может варьироваться.

Перспективы работы по программе

Предполагаем, что работа по данной программе повысит уровень развития познавательных и творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.

Данная программа может послужить основой для создания каждым воспитателем своей системы работы с детьми 4 - 5 лет по развитию познавательных и творческих способностей.

Видеофрагмент занятия

Заключительная часть

 

 

План проведения родительского собрания.

Младшие и средние группы.

Тема: «Движение и речь».

Цель: показать родителям, что физическое воспитание – это основа

Формирования здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребёнка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические и спортивные упражнения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей среде, способного к обучению в школе и к последующей активной творческой деятельности. (исходя из программы, по которой работаем, задач годового плана детского сада).

Оборудование и наглядность

Оформлен спортивный уголок (подобраны спортивные игрушки, атрибуты), который можно организовать и дома;

Материал для ознакомления родителей, подготовленный инструктором по физкультуре «Нетрадиционные занятия по физкультуре – средство коррекции речевых нарушений»;

Сведения о детях (рост, вес и другие антропометрические данные);

Методическая литература по физическому воспитанию детей;

Памятка – консультация (ширма).

Подготовительная работа:

Составление программы показательных фрагментов, обсуждение целей и задач воспитателями и физкультурным работником.

За две недели до встречи с родителями в группе вывешиваем «Объявление – приглашение».

Мария Александровна Аралова предлагает проводить родительские собрания для эффективности и интереса в разных формах, например:

- «педагогическая лаборатория»;

- «читательская конференция»;

- «аукцион»;

- «лекция – семинар»;

- «душевный разговор»;

- «ток – шоу»;

- «есть мнение»;

- «педагогический консилиум»;

- «педагогический капустник».

 

 

План родительского собрания «Движение и речь»

Цель: показать родителям, что физическое воспитание — это ос­нова формирования здорового, крепкого, закаленного, жизнерадо­стного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические и спортивные упраж­нения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей среде, спо­собного к обучению в школе и к последующей активной творчес­кой деятельности.

Оборудование и наглядность:

♦ оформлен спортивный уголок (подобраны спортивные иг­рушки, атрибуты), который можно организовать и дома;

♦ материал для ознакомления родителей, подготовленный ин­структором по физкультуре «Нетрадиционные занятия по физкультуре — средство коррекции речевых нарушений»;

♦ лозунг «Физическое воспитание комплексно решает задачи ум­ственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (за­нятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная деятель­ность и т.п.) направляется на воспитание мыслящего, сознатель­но действующего в меру своих возрастных возможностей ребен­ка» (Программа воспитания ребенка в детском саду «Истоки»);

♦ сведения о детях (вес, рост и др.);

♦ методическая литература по физическому воспитанию детей;

♦ памятка.

Подготовительная работа:

♦ составление программы показательных фрагментов, обсуждение целей и задач воспитателями и физкультурным работником;

♦ за две недели до встречи с родителями в группах и на общем стенде вывешивается объявление-приглашение.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А. Сухомлинский

Уважаемые родители!

Приглашаем вас в спортивный зал на встречу по теме «Движение и речь». Вы не только узнаете о физическом здоровье и развитии своего ре­бенка, но и увидите фрагменты нетрадиционных занятий по физкультуре!

В программе:

1. Вступительное слово заведующей садом.

2. Фрагменты занятий по физкультуре.

3. Антропометрические сведения о каждом ребенке (составлен­ные медсестрой).

4. Беседа с психологом. Очень рады будем видеть вас!

Программу ведет педагог дополнительного образования. Встреча состоится.../../... г. в 16.30.

Консультант-педагог перед встречей:

♦ предлагает родителям познакомиться с оснащением спортив­ного зала, кабинетом массажа, значением ламп В. Чижевского в оздоровлении ребенка;

♦ обращает внимание на образец создания дома спортивного уголка: какие спортивные игрушки необходимо иметь дома;

♦ напоминает родителям о способах закаливания детей (напри­мер, ходить дома в облегченной одежде, гольфах, носочках, с закатанными рукавами), рассказывает о мероприятиях, про­водимых в детском саду (например, полоскание горла водой комнатной температуры после дневного сна);

♦ предлагает ознакомиться с данными и сведениями о состоя­нии здоровья детей за I полугодие, представленными на стен­де наряду с фотографиями детей, сделанными во время спортивных игр, состязаний, занятий физкультурой.

Встречу открывает заведующая, которая рассказывает о новациях в работе, знакомит родителей с программой встречи и представляет им инструктора по физкультуре, присутствующих специалистов.

Показ фрагментов занятий в средних группах № 4 и 8 и младшей группе № 1.

Выступление психолога.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал