Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Можно ли подтвердить расходы для целей налога на прибыль документами, подписанными усиленной неквалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 252 НК РФ)?
Согласно п. 1. ст. 252 НК РФ расходы можно подтвердить, в частности, документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, и (или) документами, которые косвенно подтверждают произведенные расходы. В ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ " О бухгалтерском учете" установлено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. До 01.01.2013 первичные документы составлялись на бумажных и машинных носителях информации и должны были содержать личные подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции (п. п. 2, 7 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ). Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ " Об электронной подписи". Информация в электронной форме, подписанная, в частности, неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. По рассматриваемому вопросу есть три точки зрения. Согласно позиции, выраженной в письмах Минфина России, до принятия федеральных стандартов бухучета, устанавливающих виды электронных подписей для подписания бухгалтерских документов, при оформлении первичных учетных документов можно использовать любой вид электронной подписи, предусмотренный Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ. При этом Минфин России полагает, что обращающиеся в рамках соглашений между участниками электронного взаимодействия электронные документы, которые подписаны усиленной неквалифицированной электронной подписью, признаются для целей налогообложения равнозначными документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных указанным соглашением. ФНС России разъяснила, что при наличии соглашения между участниками электронного взаимодействия хозяйствующие стороны могут организовать электронный документооборот, применяя неквалифицированную электронную подпись. При этом первичные учетные документы, подписанные такой подписью, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли. Данный подход поддерживается и в работе автора. Ранее Минфин России высказывал иную точку зрения: документ, оформленный в электронном виде и подписанный неквалифицированной электронной подписью, не подтверждает понесенные налогоплательщиком расходы. Судебной практики нет.
Подробнее см. документы
Позиция 1. До принятия соответствующего стандарта бухгалтерского учета расходы можно подтвердить электронными документами, подписанными любым предусмотренным Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ видом электронной подписи
Письмо Минфина России от 02.06.2015 N 03-01-13/01/31906 Министерство разъяснило, что виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета, устанавливаются федеральными стандартами бухучета. В связи с этим до принятия соответствующих стандартов при оформлении первичных учетных документов в электронном виде организация может использовать любой вид электронной подписи, предусмотренный Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ. Аналогичные выводы содержит: Письмо Минфина России от 05.05.2015 N 07-01-06/25701
Примечание. Вывод, содержащийся в данных документах, является общим и может быть распространен в том числе на рассматриваемую ситуацию.
Позиция 2. Расходы можно подтвердить документами, подписанными усиленной неквалифицированной электронной подписью, если подписание документов неквалифицированной электронной подписью предусмотрено соглашением между участниками электронного взаимодействия
Письмо Минфина России от 05.05.2015 N 07-01-06/25701 Министерство разъяснило, что обращающиеся в рамках соглашений между участниками электронного взаимодействия электронные документы, которые подписаны усиленной неквалифицированной электронной подписью, признаются для целей налогообложения равнозначными документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных указанным соглашением.
Письмо ФНС России от 17.01.2014 N ПА-4-6/489 ФНС России рассмотрела вопрос о возможности применения электронной подписи при визировании первичных документов. Налоговая служба разъяснила, что при наличии юридически действительного соглашения между участниками электронного взаимодействия хозяйствующие стороны могут организовать электронный документооборот, применяя, в частности, усиленную неквалифицированную электронную подпись. Примечание. Вывод, содержащийся в данном документе, является общим и может быть распространен в том числе на рассматриваемую ситуацию.
Письмо ФНС России от 24.11.2011 N ЕД-4-3/19693@ В документе отмечается, что, поскольку положениями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ " О бухгалтерском учете" не предусмотрена обязанность составлять первичные документы исключительно на бумажных носителях, организация вправе подписывать данные документы электронной подписью в соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ " Об электронной подписи". Первичные документы, оформленные в электронном виде и подписанные неквалифицированной электронной подписью, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли, если соглашением между участниками электронного взаимодействия предусмотрено их подписание неквалифицированной электронной подписью. При этом ФНС России указано на необходимость соблюдения критериев п. 1 ст. 252 НК РФ.
Обзор: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 03.10.2012 По мнению автора, первичные документы, оформленные в электронном виде и заверенные усиленной неквалифицированной подписью, могут подтверждать расходы в целях налогообложения прибыли. При этом автор отмечает, что по данному вопросу возможны споры с налоговыми органами, поскольку Минфин России придерживается противоположной точки зрения.
Позиция 3. Документами, подписанными усиленной неквалифицированной электронной подписью, расходы подтвердить нельзя
Письмо Минфина России от 25.12.2012 N 03-03-06/2/139 Финансовое ведомство отметило, что случаи, когда информация в электронной форме, подписанная неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, Налоговым кодексом РФ не определены. Ведомство разъяснило, что для целей налогового учета документ, оформленный в электронном виде и подписанный неквалифицированной электронной подписью, не может быть равнозначен документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Аналогичные выводы содержит: Письмо Минфина России от 20.12.2012 N 03-03-06/1/710 Письмо Минфина России от 31.07.2012 N 03-03-06/2/85 Письмо Минфина России от 28.05.2012 N 03-03-06/2/67
|