Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности познавательной сферы детей с МИН и ТРН
Особенности перцепции При брадилалии отмечается замедленность слухового восприятия; при заикании отмечается недоразвитие музыкального, тембрового, звуковысотного и динамического слуха [3]. Отмечается также нарушение фонематического слуха у части заикающихся [10]. При заикании отмечаются нарушения орального и динамического праксиса. Л.Я. Миссуловин (2002) указывает, что нарушения орального праксиса носят преимущественно грубый характер, вплоть до оральной апраксии, а нарушения динамического — умеренный. По данным Г.А. Волковой [3], патология динамического праксиса может проявляться в виде нарушений переключаемости и координации, а также наличия гиперкинезов. При брадилалии отмечается замедленность процессов внимания, трудности переключаемости, инертность, склонность к стереотипиям. При тахилалии страдает речевое внимание, оно характеризуется неустойчивостью, повышенной переключаемостью, недостаточным объемом. При заикании внимание характеризуется в зависимости от клической симптоматики. При невротическом заикании повышенное внимание к своей речи, к реакции окружающих на судорожные запинки. В то же время возможно отсутствие коррекции речевых ошибок. При неврозоподобном заикании особенности внимания будут обусловлены наличием резидуально-органического поражения головного мозга. Внимание характеризуется поверхностностью, истощаемостью, трудностями концентрации и переключения.
Возможно нарушение модально-специфического слухового внимания. Мнестическая деятельность при брадилалии характеризуется замедленностью мнестических процессов. Особенности памяти при заикании обусловлены наличием феномена фиксированности на своем дефекте. В памяти сохраняются представления о речевых запинках и о том, что связано с ними первоначально в непроизвольной, а затем в произвольной памяти [10]. При неврозоподобном заикании нарушения памяти связаны с наличием церебрастенического или гипердинамического синдромов. При церебрастеническом синдроме снижение памяти затрагивает все три этапа (фиксацию, удержание, репродукцию информации), но удержание информации страдает в большей степени. При гипердинамическом синдроме снижение памяти обусловлено неспособностью сохранять внимание, снижением избирательности, неспособностью к концентрации; повышенной отвлекаемостью (М.И. Буянов, 1989; Е.М. Мастюкова, 1995). При нарушениях темпа речи отмечается ряд особенностей мышления. При брадилалии отмечается замедление мышления; при тахилалии, напротив, ускорение, течение мысли оказывается быстрее, чем способность ее артикуляционного оформления. При баттаризме также отмечается несоответствием темпа мышления и речи: отмечается дискоординация между скоростью течения мысли и речемоторной функцией При полтерн мышление характеризуется разбросанностью недостаточной логичностью (Г.А. Волкова, 1999). Об особенностях мышления при заикании следует говорить, учитывая феномен фиксированности на своем дефекте [10]. В процессе осмысления дефектной речи при заикании задействованы все основные виды мышления — от наглядно-действенногого до абстрактно-логического. Происходит формирование умозаключений заикающегося о себе как о носителе дефекта. При неврозоподобном заикании возможно нарушение мышления в связи с наличием резидуально-органического поражения головного мозга, которое проявляется в виде церебрастенического или гипердинамического синдромов (М.И. Буянов, 1989; Е.М. Мастюкова, 1995). При церебрастеническом синдроме страдают прежде всего предпосылки интеллекта (восприятие, внимание, память). Интеллектуальное снижение
проявляется в виде идеаторной медлительности, инертности, персеверациях, склонности к идеаторным стереотипиям. При гипердинамическом синдроме выраженные нарушения внимания, импульсивность поведения затрудняют интеллектуальную деятельность. Воображение как одна из форм мышления при заикании формирует образы предстоящих речевых ситуаций, предвидение своих речевых запинок, ожидание их в определенной ситуации или видах речевой деятельности [10].
|