![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологическое изучение детей с нарушениями речи
Основной целью психологического изучения является получение качественной оценки психического состояния и специфики развития ребенка, определение вероятностного прогноза его дальнейшего развития. Эта оценка необходима для определения наиболее эффективных путей и средств коррек-ционно-развивающей работы. Задачами психологического изучения детей с нарушениями речи являются: · установление наличия того или иного психологического свойства или особенностей поведения; · определение степени развития данного свойства, его выражения в определенных количественных и качественных показателях; · описание психологических и поведенческих особенностей детей с речевой патологией; · сравнение степени развитости изучаемых свойств у детей с различными нарушениями речи. Психологическое изучение детей с нарушениями речи базируется на ряде принципов. Системный принцип предполагает исследование реальной деятельности субъекта с первичным речевым нарушением, анализ механизмов ее нарушения и возможности восстановления (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Принцип единства методологии и диагностики означает необходимость тесной связи между теоретическими позициями исследователя и использованием конкретных диагностических средств (Н. Семаго, М. Семаго).
Принцип структурно-динамической целостности предполагает, что отдельные стороны психического не изолированы, а проявляются целостно, системно. Следующий принцип предполагает ориентированность экспериментально-психологических приемов на раскрытие качественной характеристики психической деятельности. Психологическое исследование должно выявлять потенциальные возможности развития, что особенно важно для детей с нарушениями речи (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, СЯ. Рубинштейн). В то же время использование качественного анализа не предполагает отказа от количественных оценок и статистической обработки данных там, где того требуют задачи исследования. Количественный анализ должен играть второстепенную роль, а главную — качественный анализ, оценка всего процесса деятельности, факторов, способствующих и препятствующих ей. Важность этого положения состоит в том, что нарушения психики по своим внешним проявлениям могут быть одинаковы, тогда как причины — различными, в связи с чем должны отличаться и коррекционные подходы.
· Также одним из ведущих принципов психологического изучения детей с нарушениями в развитии, в том числе и с нарушениями речи, выступает принцип выявления не только нарушенных, но и сохранных сторон психики (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова). Недостаточно обнаружить дефектные звенья деятельности — нужно определить и точки опоры для психолого-педагогической коррекции. Важным принципом психологической диагностики является апелляция к личности [5]. Ни одно психологическое явление не может быть понято без учета мотивов, потребностей, целей, ценностей человека, его отношения к себе и миру. Принцип минимизации затрат означает, что обследование ребенка должно быть минимально по времени и по затратим сил как ребенка, так и специалиста. Принцип стереоскопичности оценки означает, что результаты одной конкретной методики должны быть подтверждены другими методическими средствами.
В ходе психологической диагностики детей с нарушениями речи необходимо учитывать логику и последовательность нормативного развития. В этой связи важными являются следующие положения отечественной педагогики и психологии об особенностях, характерных и показательных для дошкольного возраста: · уровень развития восприятия и наглядно-действенного мышления проявляется в решении практических задач или проблемных ситуаций в виде познавательных, практических, ориентировочных действий, т.е. в виде целенаправленных проб; · появление продуктивных видов деятельности: предметного рисунка и конструирования по образцу; · готовность к сотрудничеству со взрослым, что очень важно для психического развития в этом возрасте. Ребенок проявляет интерес к деловому, речевому сотрудничеству, принимает познавательные задачи и решает их на уровне действий и речи.
|