Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности личности детей с МИН и ТРН






Особенности личности заикающихся во многом определя­ются феноменом фиксированности на своем дефекте и сте­пенью фиксации, которая может быть нулевой, умеренной, выраженной [10].

Дети с нулевой степенью фиксации не испытывают ущем­ления от осознания своей неполноценной речи или даже не замечают ее. Они охотно вступают в контакт со сверстни­ками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми. У них от­сутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою непра­вильную речь.

Дети с умеренной степенью фиксации испытывают в связи с заиканием неприятные переживания, скрывают его и ком­пенсируют манеру речевого общения с помощью уловок. Тем не менее осознание ими своего недостатка и переживания не выливаются в постепенно тягостное чувство собственной не­полноценности, а стремление замаскировать свой недостаток не перерастает у них границ отношения любого человека к ка­кому-либо своему несовершенству, к которому просто не хоте­лось бы привлекать внимание окружающих.

При выраженной степени отмечается постоянная навяз­чивая фиксация на своем речевом недостатке. Эти дети посто­янно концентрируют внимание на собственных речевых не­удачах, глубоко и длительно переживают их, ставя всю свою деятельность в зависимость от них. Характерны уход в бо­лезнь, самоуничижение, мнительность, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью.

Особенности личности при заикании зависят также от его клинической формы. До появления заикания по невротиче­скому типу у многих детей наблюдаются такие характероло­гические особенности, как повышенная впечатлительность, тревожность, робость, обидчивость, колебания настроения в сторону снижения, раздражительность, плаксивость, разно­образные фобии. Отмечаются трудности адаптации к новой обстановке. При особо неблагоприятном течении заикания формируется дисгармоническое развитие личности, которое

 

 

проявляется в чувстве социальной неполноценности, посто­янно сниженном фоне настроения, ситуационной логофобии, которая, сочетаясь с отказом от речевого общения, может при­нимать генерализованные формы.

При неврозоподобном заикании личностные особенности во многом зависят от сочетания заикания с церебрастеническим или гипердинамическим синдромами. При церебрастении воз­можны различные варианты черт личности: от заторможенно­сти, апатичности до раздражительности, плаксивости, зануд­ности. Пик характерологических нарушений приходится на подростковый возраст. В основе указанных нарушений лежит устойчивое патологическое состояние, обусловленное дезорга­низацией речи — как на психомоторном, так и психолингви­стическом уровне [5].

Е.Ю. Pay и Е.Н. Садовникова (2001) указывают, что, в зави­симости от социометрического статуса можно выделить и осо­бенности фрустрационного поведения (по методике С. Розенцвейга). В группе лидеров и предпочитаемых превалирующими типами реакции являются отсутствие ярко выраженной спо­собности к фрустрации и потребность в активном разреше­нии ситуации. Также характерен высокий процент внешне обвинительных и побудительных реакций. Для детей адаптировано-отвергаемых характерны высокие показания по за­стревающему типу, обусловленные высоким уровнем реакций фрустрации, и низкий процент реакций садозащитного типа.

Особенности личности при нарушениях темпа речи (брадила­лии и тахилалии) в основном связаны с характерологическими особенностями детей, а также с осознанием ими своего дефекта. При брадилалии осознание дефекта отмечается, как правило, в более тяжелых случаях. При тахилалии отношение к нару­шению речи неоднозначно: от нейтрального до выраженного от­рицательного. Полтерн и баттаризм чаще характеризуются недостаточным осознанием недостатка речи [8].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал