![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности личности детей с МИН и ТРН
Особенности личности заикающихся во многом определяются феноменом фиксированности на своем дефекте и степенью фиксации, которая может быть нулевой, умеренной, выраженной [10]. Дети с нулевой степенью фиксации не испытывают ущемления от осознания своей неполноценной речи или даже не замечают ее. Они охотно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми. У них отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь. Дети с умеренной степенью фиксации испытывают в связи с заиканием неприятные переживания, скрывают его и компенсируют манеру речевого общения с помощью уловок. Тем не менее осознание ими своего недостатка и переживания не выливаются в постепенно тягостное чувство собственной неполноценности, а стремление замаскировать свой недостаток не перерастает у них границ отношения любого человека к какому-либо своему несовершенству, к которому просто не хотелось бы привлекать внимание окружающих. При выраженной степени отмечается постоянная навязчивая фиксация на своем речевом недостатке. Эти дети постоянно концентрируют внимание на собственных речевых неудачах, глубоко и длительно переживают их, ставя всю свою деятельность в зависимость от них. Характерны уход в болезнь, самоуничижение, мнительность, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью. Особенности личности при заикании зависят также от его клинической формы. До появления заикания по невротическому типу у многих детей наблюдаются такие характерологические особенности, как повышенная впечатлительность, тревожность, робость, обидчивость, колебания настроения в сторону снижения, раздражительность, плаксивость, разнообразные фобии. Отмечаются трудности адаптации к новой обстановке. При особо неблагоприятном течении заикания формируется дисгармоническое развитие личности, которое
проявляется в чувстве социальной неполноценности, постоянно сниженном фоне настроения, ситуационной логофобии, которая, сочетаясь с отказом от речевого общения, может принимать генерализованные формы. При неврозоподобном заикании личностные особенности во многом зависят от сочетания заикания с церебрастеническим или гипердинамическим синдромами. При церебрастении возможны различные варианты черт личности: от заторможенности, апатичности до раздражительности, плаксивости, занудности. Пик характерологических нарушений приходится на подростковый возраст. В основе указанных нарушений лежит устойчивое патологическое состояние, обусловленное дезорганизацией речи — как на психомоторном, так и психолингвистическом уровне [5]. Е.Ю. Pay и Е.Н. Садовникова (2001) указывают, что, в зависимости от социометрического статуса можно выделить и особенности фрустрационного поведения (по методике С. Розенцвейга). В группе лидеров и предпочитаемых превалирующими типами реакции являются отсутствие ярко выраженной способности к фрустрации и потребность в активном разрешении ситуации. Также характерен высокий процент внешне обвинительных и побудительных реакций. Для детей адаптировано-отвергаемых характерны высокие показания по застревающему типу, обусловленные высоким уровнем реакций фрустрации, и низкий процент реакций садозащитного типа. Особенности личности при нарушениях темпа речи (брадилалии и тахилалии) в основном связаны с характерологическими особенностями детей, а также с осознанием ими своего дефекта. При брадилалии осознание дефекта отмечается, как правило, в более тяжелых случаях. При тахилалии отношение к нарушению речи неоднозначно: от нейтрального до выраженного отрицательного. Полтерн и баттаризм чаще характеризуются недостаточным осознанием недостатка речи [8].
|