![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности эмоциональной сферы детей с МИН и ТРН
Длительная афония у дошкольника, по мнению Е.В. Лавровой (2002), может не только привести к задержке психического развития, но и вызвать отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы. Формирующееся у ребенка чувство неполноценности приводит к появлению негативных личностных черт (замкнутости, неуравновешенности, капризности, При тахилалии доминирование процессов возбуждения негативно сказывается не только на речевом, но и на эмоциональном развитии детей. Можно отметить их вспыльчивость, капризность, повышенную возбудимость, раздражительность вплоть до аффективных вспышек, двигательное беспокойство. Нередко наблюдается поверхностность эмоций, приводящая к социальной и нравственной незрелости. При брадилалии преобладание процессов торможения обусловливает выдвижение на первый план раздражительности и утомляемости, сочетающихся с заторможенностью. Характерна общая слабость, выступающая на фоне нарушения вегетативных функций. Аффективность детей при брадилалии сочетается с общим гипотимическим и дистимическим оттенком настроения [8]. Заикание вызывает особенно острое эмоциональное реагирование индивидуума на свой дефект. Можно сказать, что
это связано с отсутствием конкретных причин его возникновения. Интересы, потребности и разнообразные способности заикающихся детей ничуть не отличаются от таковых у их сверстников. Самостоятельные попытки преодолеть свои речевые трудности приводят не к облегчению, а к еще более видимым затруднениям и переживаниям. Более или менее выраженные неприятные переживания, связанные у заикающихся с нереализованной потребностью свободного речевого общения с окружающими, могут сопровождаться эмоциями, чувствами и состояниями неудовольствия, угнетенности, подавленности, апатии, тревожности, опасения, страха, напряженности, раздражительности. Исследователи выделяют три варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту: безразличное; умеренно-сдержанное; безнадежно-отчаянное, а также три варианта волевых усилий в борьбе с ними: их отсутствие; наличие; перерастание их в навязчивые действия и состояния. Оценивающая функция эмоций неразрывно слита с функцией побуждения к действию, волевому усилию. Первые действия по преодолению появившихся речевых запинок у ребенка находятся на уровне бессознательных движений охранительного или корректирующего характера. С осознанием своего дефект связываются впоследствии попытки силой преодолеть возникшую трудность или помеху в речевом процессе, потом - поиски средств и приемов либо как-то облегчить свою трудную речь, либо скрыть, замаскировать ее от окружающих. Все это может порождать многообразные речевые эмболы и двигательные уровни. При этом создается парадоксальность положения заикающихся: пытаясь при помощи вспомогательных движений и речевых эмболов скрыть, замаскировать свою направленность речи от окружающих, они тем самым еще больше обращают на нее внимание окружающих конфузятся, переживают, отчего их затруднения принимают более сложный характер. Первые реакции ребенка на дефект неосознанны, не носят эмоциональной окраски. Но в результате многократного повторения случаев запинок в речи ребенка их восприятие сопровождается развитием понимания, что он говорит не так, как все. Такое состояние детьми долго не осознает и проявляется в виде возрастающих капризов, беспокойного
сна, плохого настроения. В случае психотравмы беспокойство или даже тревога могут появиться сразу с возникновением судорог [1]. Выделяя разнообразные механизмы возникновения заикания [11], выделяют такую его форму, при которой в основе речевой патологии лежит невротическое расстройство, возникшее в ходе своеобразного эмоционального реагирования на однажды возникшее речевое затруднение. В случае фиксации ребенка на речевых запинках отмечается обострение чувствительности к восприятию своих речевых нарушений [10]. Предвидение и ожидание речевых запинок приводит к формированию логофобии. Можно выделить следующую динамику развития логофобического синдрома (Ю.Л. Фрейдин, 1981): Первый этап. Фобия проявляется при непосредственном контакте с патогенным или условно-патогенным фактором. Второй этап. Фобия возникает при ожидании столкновения с патогенной ситуацией. Третий этап. Фобия возникает в индифферентной обстановке под влиянием навязчивых представлений о возможном столкновением с психотравмирующей ситуацией. Для первого этапа логофобии характерны (у части заикающихся) аффективные нарушения в виде кратковременных и стертых гипотимий. Они характеризуются чувством неловкости, смущения, недовольства собой, своей речью. На втором этапе по отмечается преимущественно субдепрессивная симптоматика в виде более стойкой гипотимий, чувства речевой неполноценности. На третьем этапе отрицательные эмоциональные переживания могут сопровождаться состоянием эмоциональной угнетенности, раздражительности, отчаяния, физического напряжения во время речи, повышенной психической истощаемости. Аффективный компонент синдрома логофобииболее выражен при невротическом заикании. Ряд факторов (наследственная отягощенность, повторные психогении, а также астеничность, сензитивность, повышенная впечатлительность и ранимость) не способствуют редукция логофобии. При неврозоподобном заикании логофобия выражена в меньшей степени. Аффективные нарушения во многом определяются церебрально-органической симптоматикой и выраженностью в виде повышенной раздражительности, истощаемости,
возбудимости, эмоциональной неустойчивости со склонностью к гипотимий, нередко с дисфорическим оттенком.
|