Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В психодиагностическом процессе используется ряд методов.
· Базовым методом является наблюдение. Существует несколько видов наблюдений: стандартизированное, которое предполагает точное следование заранее определенным плану, целям и задачам; регистрируются строго определенные факты в поведении объекта; свободное наблюдение и включенное наблюдение. Наблюдение следует проводить в естественной, повседневной обстановке, при этом ребенок не должен об этом знать. · Объективные тесты с выбором ответов для диагностики интеллектуальных особенностей, результаты которых обрабатываются по ключу. · Проективные методики, направленные на изучение внутреннего мира личности («Дом — дерево — человек»; детский апперцептивный тест (ДАТ) и пр.). · Методики стандартизированного самоотчета: тесты-опросники для диагностики личных черт, установок, самооценки. · Анализ продуктов деятельности: спонтанной творческой продукции, специально организованной творческой деятельности, изучение документов, писем, дневников.
· Диалоговые методы: беседы, интервью, игровые интерактивные методы. Учитываются не только слова, но и жесты, мимика, интонация. Существует ряд требований, предъявляемых к психодиагностическим методикам: · стандартизация — унификация иллюстраций, бланков обследования, условий проведения обследования; инструкция испытуемым сообщается одинаковым образом, эксперимент проводится в сходных условиях, существуют устойчивые кри терии оценки; · надежность — помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действий всевозможных случайных факторов; · валидностъ теста заключается в том, что он оценивает именно то количество, для которого предназначен. Помимо общих требований существуют требования к использованию психодиагностических методик с детьми дошкольного возраста. Так, при проведении диагностики детей дошкольного возраста рекомендуется отрезок времени для тестирования в пределах часа, учитывая и время налаживания контактов с ребенком. При проведении обследования установление контакта между испытуемым и экспериментатором превращается в специальную задачу, от успешности решения которой зависит надежность полученных данных. Необходимо создавать условия, при которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций. Для этого работу можно начать с игры, беседы и лишь постепенно включать требуемые тестом задания. Особое значение имеет осуществление постоянного наблюдения за поведением ребенка и его эмоциональным состоянием во время обследования. Рекомендуется следующий план обследования ребенка с нарушениями речи: анкетные данные; время обследования; анамнез (здоровье родителей, особенности раннего развития ребенка, перенесенные заболевания); данные клинического обследования врачами-специалистами; результаты логопедического обследования (состояние речи, особенности общей, артикуляционной, мелкой моторики); познавательная деятельность (особенности восприятия, памяти, внимания, мышления); характеристика игровой, учебной, продуктивной деятельности; состояние эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей и межличностных отношений; заключение. Примерный диагностический инструментарий оценки психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи представлен в Приложении 2.
|