Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности понимания и продуцирования речи детей с МИН и ТРН
При дефектах темпа речи (брадилалии и тахилалии) нарушается развитие как внешней, так и внутренней речк [3]. При брадилалии происходит ее замедление, при тахилалии — ускорение. Патологическое преобладание процессов торможения или возбуждения негативно сказывается на всем протекании процесса речепорождения: при брадилалии речевые операции протекают вязко, медлено, тугоподвижно, при тахилалии — чрезмерно быстро, стремительно. Нарушения темпа речи сочетаются с дискоординацией в развитии мышления и речи, кроме того, нарушены целеполагание, контроль, внутреннее программирование и структурирование высказывания. Сохранность координации слогов и слов при брадилалии сочетается с интра- и интервербальным замедлением, смазанностью и дискоординацией артикуляции, замедленностью и трудностями переключения восприятия. При тахилалии сохранность фонетического и синтаксического оформления высказывания совмещается с нарушением речевого внимания, встречаются ошибки в выборе слова, порядке воспроизведения звуков и слогов. На фоне патологически ускоренной речи может наблюдаться неправильное формирование фразы (баттаризм) и необоснованные остановки, паузы, запинки (полтерн). С точки зрения психолингвистики и в первом, и во втором случаях нарушается регулирующая функция речевого внимания, темпы мышления и речи не соответствуют друг другу, расстраиваются глубинные этапы речепорождения. В результате нарушения речевого контроля и этапа смысло-формулирования страдает логика построения высказывания, его синтаксическая и лексико-грамматическая структура. Восприятие речи также затруднено: теряется смысл воспринимаемого, с трудом устанавливаются адекватные причинно-следственные связи, затруднено сохранение значительной по объему информации. Таким образом, дефекты темпа речи представляют собой серьезные с психолингвистической точки прения нарушения, при которых страдают все стороны речевой деятельности. При заикании наблюдается дискоординация речевых движений, что проявляется в судорожном состоянии мышц
речевого аппарата. В целом структура психолингвистических нарушений при заикании зависит от механизмов их возникновения, которые, в свою очередь, неоднородны. По мнению Н.И. Жинкина, при заикании нарушены моторное программирование высказывания, непрерывность в отборе звуковых элементов при составлении разнометричного алгоритма слов. P.M. Боскис указывает на усиление заикания при повышении семантической и эмоциональной сложности выражаемого высказывания. Р.Е. Левина отмечает, что в основе затруднений при заикании лежат нарушения коммуникативной функции речи. При этом значительное влияние на речевую деятельность заикающихся оказывают их личностные особенности (замкнутость, подозрительность, неуверенность, тревожность и мнительность). По мнению И.Ю. Абелевой, у детей с заиканием сохранны коммуникативное намерение, программа высказывания и умение говорить. Нарушение возникает в момент готовности к речи, что обусловливает поломку всего произносительного механизма. В.И. Селиверстов [10] указывает на изменения структуры психической деятельности и ее саморегуляции у лиц с заиканием. Данное замечание относится, прежде всего, к автоматизированным действиям, выполняемым на минимальном уровне осознания. Вероятно, целесообразно говорить о разных психолингвистичёских нарушениях в зависимости от механизма возникновения заикания, которые, в свою очередь, до конца не раскрыты и не объяснены. Иными словами, глубина нарушений речевого процесса у детей с заиканием вариативна. При этом могут наблюдаться как изолированные фонетические нарушения с недостатками темпо-ритмической и просодической сторонами речи, так и отклонения во внутреннем программировании и структурировании высказывания. Одними из характерных признаков заикания являются расстройство речевой саморегуляции и личностные особенности заикающихся, негативно влияющие на процессы производства и восприятия речи. Вопросы и задания 1. Назовите характерные особенности развития познавательной сферы при рассмотренных в данной главе нарушениях речи. 2. Сформулируйте особенности эмоционально-волевой сферы, свойственные детям с мелодико-интонационны-ми и темпоритмическими нарушениями речи. 3. Опишите особенности порождения и восприятия речи при МИН и ТРН. 4. Укажите особенности личности и общения детей с заиканием.
Литература 1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. М., 1993. 2. Виноградова МЛ. Особенности речевого общения заика- Волкова ГЛ.. Нарушение темпа речи // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998. С. 228—252. Данилов И.В., Черепанов И.М. Патофизиология логонев-розов. Л., 1968. Заикание у подростков. Книга для логопеда // Сост. М.И. Буянов. М., 1989. Захарова Т.В., Поникарова В.Н. Дошкольная логопсихология: учебно-методическое пособие // Материалы к курсу: «Психология детей с проблемами в развитии». Череповец, 2000. Ч. 2. 7. Калягин В.А. Если ребенок заикается. СПб., 2001. 8. Кочергина B.C. Брадилалия, тахилалия, спотыкание // Селиверстов В.И. Заикание у детей. М., 1994. С. 27—57. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М., 1997. Ч. I, П.
|