![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психокоррекционная работа по преодолению нарушений познавательной сферы у детей с речевой патологией
Основная цель коррекции сенсорной сферы заключается в формировании системы сенсорных эталонов. Для достижения этой цели необходимо специально организованное восприятие и предметов (обследование) для использования его результатов в той или иной содержательной деятельности.
Можно выделить следующие элементы перцептивного обследующего действия: • восприятие целостного образа предмета; • вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств (форма, величина и т.д.); • определение пространственного положения предмета и взаимоотношение его частей относительно друг друга; повторное целостное восприятие предмета (Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева, В.В. Ткачева, 1994; 1999). Задачи работы по формированию, развитию, обогащению и коррекции восприятия: · формировать сенсорные эталоны как устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами и т.п.; развивать действия идентификации; · обучать способам обследования предметов, а также умению различать их форму, цвет и величину и выполнять все более сложные глазомерные действия; развивать действия отнесения предмета к эталону; · развивать аналитическое внимание, умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины; развивать моделирующие действия. Для развития сенсорной сферы используются разнообразные приемы. Приемы развития слухового восприятия у детей с нарушениями речи включают в себя следующие направления: · различение на слух неречевых шумов; · определение направления шума; · идентификация определенного шума с определенной ситуацией. Из приемов развития зрительного восприятия используются такие, как быстрое (в доли секунды) опознание предмета или предметной картинки, синтез предметов из отдельных частей, зрительное соотнесение части и целого, опознание предмета в условиях зашумления, прослеживание глазом направления линии, мгновенное опознание буквы, конструирование букв из элементов, трансформация букв, группировка букв на основе сходства первого элемента. Приемы развития тактильного восприятия у детей с нарушениями речи включают в себя узнавание предмета поконтуру на ощупь, различение на ощупь предметов на основе обнаружения дополнительных признаков, развитие «тексту-арной» чувствительности. Основные принципы психокоррекционной работы по развитию мнестической деятельности сформулированы исходя из ориентации на основные возрастные новообразования мнестической деятельности дошкольника; опоры на «зону ближайшего развития»; положения о единстве диагностики и коррекции.
|