![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи
Система обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями в специализированных дошкольных учреждениях включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению в школе. Исследования в области логопсихологии показывают, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферы. Для детей с речевыми нарушениями характерен пониженный уровень общей осведомленности об окружающем мире. Наблюдается недостаточный уровень развития познавательных процессов, их произвольности: неустойчивость внимания; при относительно сохранной смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания: дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий; обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, они отстают в развитии словесно-логического мышления [21]. Исследования Р.И. Лалаевой [14] показывают, что нарушения речи отрицательно влияют прежде всего на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. У детей с речевой патологией обнаруживаются недостаточная гибкость и динамичность мыслительных процессов, замедленный темп интериоризации умственных действий, повышенная психическая истощаемость, недостаточная оперативность мышления. Важным компонентом готовности к школе является речевая готовность. Результаты исследований таких ученых, как М.Е. Хватцев [27], Р.Е. Левина [17], Р.И. Лалаева [14, 15], Г.В. Чиркина (1994, 2005), А.В. Ястребова [29] и др., позволяют сделать вывод о том, что несформированность речевой деятельности в дошкольном возрасте закономерно приводит кип рушениям чтения и письма. Недостаточный уровень речевой
готовности обусловливает стойкие и выраженные затруднения при усвоении учебного материала, а также недоразвитие регулирующей и коммуникативной функций речи. Комплексное диагностическое обследование детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, проведенное Л.С. Волковой и С.Р. Исмаиловой [6], позволило выделить и описать уровни речевой готовности данной категории детей к школе. Первую группу составили дети с очень низким уровнем речевой готовности, не обеспечивающим возможность обучения в массовой школе. Вторую группу — дошкольники, уровень речевой готовности которых был оценен как низкий. Дети этой группы могут освоить школьную программу, но только при условии дополнительной коррекционно-педагогической помощи. В третью группу вошли дошкольники со средним уровнем речевой готовности, у которых выраженных и стойких затруднений в процессе усвоения дошкольной и школьной программы не отмечено. Дети с высоким уровнем речевой готовности составили четвертую группу. Они успешно обучаются и усваивают программу массовой образовательной школы. Особенности развития высших психических функций, в том числе речи, у детей с речевыми нарушениями приводят к недостаточному уровню сформированности интеллектуальной готовности к школьному обучению. У детей с речевой патологией отмечается своеобразие личностной сферы: заниженная самооценка, нестабильность уровня притязаний, повышенный индекс тревожности, нарушения волевой регуляции поведения. Речевые нарушения отражаются на уровне сформированности общения и сотрудничества: дети не умеют обращаться с просьбами, задавать вопросы по ходу объяснения. Диапазон их игр ограничен, чаще это игры им бытовую тему. При низком уровне развития дети предпочитают индивидуальные игры. Вхождение в школьную жизнь часто сопровождается возникновением у ребенка эмоциональны к и поведенческих проблем, связанных с резкой сменой деятельности и изменения его социальной роли [6; 7; 23; 24]. Итак, у детей с речевыми нарушениями наблюдается нарушение всех компонентов психологической готовности к школьному обучению: интеллектуальной, личностной, социально-психологической.
Недостаточный уровень психологической готовности сочетается с проблемами физиологической готовности, определяющейся уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. У многих детей с речевыми нарушениями наблюдаются соматическая ослабленность, отставание в двигательной сфере: плохая координация, снижение скорости и ловкости выполнения движений, трудности выполнения движений по словесной инструкции, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Поэтому они могут испытывать трудности в адаптации к школьному обучению, что обусловливает необходимость своевременной квалифицированной помощи в специализированных дошкольных учреждениях. Следует отметить, что психологическая и речевая готовность к школьному обучению дошкольников с речевыми нарушениями является комплексной психолого-педагогической проблемой, которая решается с участием психологов, логопедов, воспитателей и родителей. В процессе коррекционно-логопедической работы решение этой проблемы предполагает не только развитие речи и метаязыковой деятельности, но и когнитивное, и личностное развитие ребенка. Вопросы и задания 1. Назовите особенности готовности к школьному обучению у детей с нарушениями речи. 2. Представьте основные направления коррекционной работы по формированию одного из компонентов готовности к школьному обучению у детей с нарушениями речи. Литература 1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте. М., 1968. 2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995. 3. ВенгерА.Л. Психологическая готовность ребенка к школе // Вопросы психологии. 1984. № 4. 4. Ветер Л Л. Психологическая готовность к обучению и школе // Подготовка детей к школе в детском саду. М., 1977.
Венгер ЛА., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. М., 1978. Волкова Л.С, Исмаилова СР. Диагностика готовности к школьному обучению детей с речевой патологией // Дети с проблемами в развитии. 2004. № 1. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. № 6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школьному обучению // Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998. С. 167—177. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2004. 10. Исмаилова СР. Социально-педагогическая значимость Кириллова Е.В. К проблеме изучения детей с тяжелыми нарушениями речи // VII Царскосельские чтения / Под ред. В.Н. Скворцова. СПб., 2003. Том V. Коломинский Я.Л., Панько ЕА. Психология детей шестилетнего возраста. Минск, 1999. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. 2000. № 4. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001. Лалаева Р.И. О проблеме формирования готовности к школьному обучению дошкольников с нарушениями речи // VII Царскосельские чтения / Под ред. В.Н. Скворцова. СПб., 2003. Том III. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961. Нижегородцева Н.В., Шадрико В.Д. Психолого-педагоги-" 'чсая готовность ребенка к школе. М., 2001. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г.В. Чиркиной. М., 2005. С. 53—54; 137—138.20. Психологическая готовность ребенка к школе // Я. Л. Ко-■ III некий, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. Психическое разви-детей в норме и патологии. СПб., 2004. С. 305—308. 21. Преснова О.В. Особенности словесно-логического мышления у детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи // Ребенок: Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление // Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. Москва —Воронеж, 2001. С. 104—111. 22. Рогов Е.И. Определение психологической готовности де- 23. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятель- 24. Терентъева В.И. Социально-психологические особенно- 25. Федосеева Е.Г. Развитие возрастных форм общения у 26. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детскогосада. М., 1991. 27. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959. 28. Шипицина Л.М., Волкова Л.С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1993. № 4. 29. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М., 1997. С. 17—24.
|