Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примерный диагностический инструментарий оценки психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Возраст
| Методики
| Возрастные нормативы
|
Восприятие
| 4—7 лет
| Сенсорные эталоны (по Л.А. Венгеру): «Коробочка форм», «Вкладыши», «Пирамидка», «Эталоны»
| К 4 годам — узнавание, называние, соотнесение эталонов, обозначающих цвета, форму, величину, пространственные отношения, эмоциональные состояния.
К 5 годам— узнавание, называние, соотнесение, описание эталонов, обозначающих цвета, форму, величину, пространственные отношения, эмоциональные состояния.
К 6—7 годам — соотнесение, описание эталонов, обозначающих цвета и оттенки цвета, форму, величину, пространственные отношения, оттенки эмоциональных состояний»
| Внимание
| 5-7 лет
| Методика Пьерона - Рузера
| К 4 годам – объем 4 предмета; устойчивость – 10-12мин; концентрация – нахождение в рисунке известного изображения, при высокой плотности штриховки4 выделение контуров неизвестного предмета, при средней плотности штриховки.
К 5 годам-объем 5 предметов; устойчивость – 15-20мин; концентрация –нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей; при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично;
К 6 годам – объем 6 предметов; устойчивость -20-25мин; концентрация – нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7-8 контуров предметов, наложенных полностью.
К 7 годам – объем 7-8 предметов; устойчивость 25-30 мин; концентрация –нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей, при высокой плотности штриховки; умение видеть двойственные изображения.
| 6-7 лет
| Корректурные пробы (детский вариант)
| 5-7 лет
| Методика Когана
| Память
| С 4 лет
| Запоминание 10 картинок
| К 4 годам – объем зрительной образной 4-5 предметов; слуховой образной 3-4 звука; слуховой вербальной 4 слова; тактильной составляет 6-7 предметов.
| С 4, 5 лет
| Запоминание двух групп слов
| К 5 годам – объем зрительной образной – 5 предметов; слуховой образной 4-5 звуков; слуховой вербальной- 5 слов; тактильной составляет 4-5 предметов.
| С 5, 6 лет
| Методика А.Н Леонтьева на опосредованное запоминание
| К 6 годам – объем зрительной образной, слуховой образной, слуховой вербальной, тактильной составляет 6 стимулов.
| С 7 лет
| Запоминание 10 слов (по А.Р. Лурия)
| К 7 годам – объем зрительной образной – 7-8 предметов, слуховой образной – 7 звуков, слуховой вербальной – 7-8 слов, тактильной составляет 7 предметов.
| Мышление
| С 3 до 7 лет
| «Понимание смысла сюжетной картинки»
| К 4 годам –анализ: описание предмета по известным признакам, выполнение заданий «найди шестое» и «логические цепочки» из трех предметов по одному – двум признакам; исключение на основе всех изученных обобщение; зрительный синтез: из 3 частей без образца и из 4 частей – со зрительной опорой или наложением на образец; сравнение предметов: по цвету, форме, величине, эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия, самостоятельно выделять 3 сходства и различия; обобщение: по цвету, форме, величине, эмоциональному состоянию; операция конкретизации на основе всех имеющихся обобщений; сериация: по цвету – 3 оттенка,
| | С 4 лет
| «Раздели на группы»
| | С 5 лет
| «Классификация»
| | | | | | | | | |
|
| по величине — 5 предметов; по расположению в пространстве — 3 положения; серия последовательных картинок к известной сказке 4 картинки; классификация: по одному признаку — самостоятельно.
К 5 годам—анализ: выполнение заданий «найди шестое» и «логические цепочки» из грех предметов по двум признакам; исключение на основе всех изученных обобщений; зрительный синтез: из 4 частей без образца и из 6 частей — со зрительной опорой на образец; сравнение предметов: по всем изученным свойствам, самостоятельно выделять 5 сходств и различий; обобщение: на основе изученных свойств, по материалу, по эмоциональному состоянию; времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт; операция конкретизации на основе всех имеющихся обобщений; сериация: по цвету — 4 оттенка по величине — 5 предметов; по эмоциональному состоянию — 4 карточки, по степени выраженности свойств предметов — 3 предмета; классификация: по двум признакам на основе
| С 5 до 7 лет
| «Серия последовательных картинок»
| С 4 до 7 лет
| «Четвертый лишний»
| имеющихся обобщений с помощью взрослого.
К 6 годам— анализ: выполнение заданий «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам; исключение на основе всех изученных обобщений; зрительный синтез: из 6 частей без образца и из 7—8 — со зрительной опорой на образец; сравнение предметов: на основе представлений и зрительного восприятия, самостоятельно выделять 7 сходств и различий; обобщение: выполнение обобщений первого и второго порядка (дикие и домашние животные; растения (деревья, цветы, грибы, ягоды), вещи (головные уборы, одежда, обувь), рыбы, птицы, насекомые, спортивные принадлежности); операция конкретизации на основе всех имеющихся обобщений; сериация: по цвету — 5 оттенков, по величине — 7 предметов; по эмоциональному состоянию— 5 степеней выраженности, по возрасту — 4 возрастные группы, по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней, серия из 5 последовательных картинок; классификация: по двум признакам на основе
| | | | |
С 4 до 7 лет
| «Нелепицы»
| имеющихся обобщений без помощи взрослого. К 7 годам — анализ: умение устанавливать причинно- следственные связи, находить решение проблемных ситу- аций; исключение на основе всех изученных обобщений; зрительный синтез: из 9 частей без образца и из 12 — со зрительной опорой на образец; сравнение предметов — самостоятельное выделение 10 сходств и отличий; в том числе существенных признаков; обобщение: выполнение обобщение первого и второго порядка; операция конкретизации на основе всех имеющихся обобщений; сериация: по всем свойствам предметов, умение выстраивать серию из 8—10 последовательных картинок; классификация: по существенным признакам.
| Воображение
| С 4 до 7 лет
| Дорисованные фигуры
| К 5 годам – репродуктивное, с элементами творческого.
К 6 годам - репродуктивное, с элементами творческого.
К 7 годам – творческое воображение.
| С 6 до 7 лет
| Несуществующие животные
| Эмоционально – личностная сфера
| С 4 лет
| Методика Дембо- Рубинштейн
| К 4 годам – ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость, грусть, гнев. Знает некоторые способы выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики: жестов и пантомимики).
К 5 годам — ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональны состояния: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. Умеет рассказать о своем настроении. Знает способы выражения и изменения этих эмоциональных состояний. Умеет определить эмоциональные состояния у героев сказки.
К 6 годам — ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость — восторг, грусть, гнев — ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие. Сформированы представления о таких личностных качествах людей как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность. Ребенок умеет оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества. Проявляются элементы рефлексии.
К 7 годам — ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам; появляются элементы рефлексии; устойчивая самооценка.
| С 3 до 10 лет
| Детский апперцептивный тест
| С 4 лет
| Цветовой тест отношений
| С 4 лет
| Тест Розенцвейга
| С 4 лет
| Рисунок «Дом-дерево – человек»
| Межличностные взаимоотношения
| С 4 лет
| Социометрия
| К 4 годам– ведущим является внеситуативно- познавательное общение, которое происходит в рамках познавательной деятельности, направленной на формирование детских представлений о физическом мире. Ребенок умеет обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.
К 5 годам — ведущим остается внеситуативно-познавательное общение. Ребенок умеет работать в паре со сверстником по заданию взрослого; умеет выбирать роль в игре, предложенной взрослым.
К 6—7 годам — сформировано внеситуативно-личностное общение, которое направлено на познание не предметного, а социально- го мира. Оно не включено в какую-либо другую деятельность и представляет собой общение в чистом виде. Дети умеют объединяться в пары для совместной работы. Ребенок умеет при помощи взрослого распределят роли в игре и придумывать дополнительные роли. Знает основные способы невербального общения.
| С 4 лет
| Методика Р. Жиля
| С 4 лет
| Рисунок «Моя семья»
|
|