![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 8. Особенности психодиагностической и психокоррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Психологическое изучение детей с нарушениями речи. Теоретические основы психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Основные подходы к ее организации и содержанию. Психокоррекционная работа по преодолению нарушений познавательной сферы у детей с нарушениями речи. Психокоррекционная работа по преодолению нарушений личности и межличностного общения воспитанников логопедических групп дошкольных образовательных учреждений. Примерный список вопросов, выносимых на экзамен (зачет) 1.Предмет и задачи детской логопсихологии. 2.Научно-теоретические основы логопсихологии. 3.Нейропсихологические основы логопсихологии. 4.Особенности межполушарной асимметрии и межполу- 5.Психолингвистические основы логопсихологии. 6.Исторический аспект развития логопсихологии. 7.Понятие дизонтогенеза. 8.Этиология дизонтогенеза. 9.Патогенетические механизмы дизонтогенеза. 10.Психологические параметры дизонтогенеза. 11. Классификация психического дизонтогенеза. 12.Причины возникновения речевых нарушений. 13. Принципы анализа речевых нарушений. 14. Клиническая характеристика нарушений речи. 15.Педагогическая характеристика групп детей с нарушениями речи. 16.Особенности познавательной сферы детей с ФФНР. 17.Особенности эмоциональной сферы детей с ФФНР. 18.Особенности личности детей с ФФНР. 19.Особенности общения и межличностных отношений детей с ФФНР. 20.Особенности понимания и продуцирования речи детьми с ФФНР. 21.Особенности познавательной сферы с ОНР. 22.Особенности эмоциональной сферы детей с ОНР.
23.Особенности личности детей с ОНР. 24.Особенности общения и межличностных отношений 25.Особенности понимания и продуцирования речи детьми с ОНР. 26. Особенности познавательной сферы детей с МИН и 27. Особенности эмоциональной сферы детей с МИН и ТРН. 28. Особенности личности детей с МИН и ТРН. 29. Особенности общения и межличностных отношений 30. Особенности понимания и продуцирования речи детей 31. Содержание готовности к школьному обучению. 32. Готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи. 33.Психологическое изучение детей с нарушениями речи. 34.Теоретические основы психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи. 35.Основные подходы к организации и содержанию психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи. 36.Психокоррекционная работа по преодолению нарушений познавательной сферы у детей с.нарушениями речи. 37. Психокоррекционная работа по преодолению нарушений личности детей с нарушениями речи. 38. Психокоррекционная работа по преодолению нарушений межличностного общения детей с нарушениями речи. Примерная тематика курсовых работ 1. Особенности зрительного восприятия у детей с нарушениями речи. 2. Особенности слухового восприятия у детей с нарушениями речи. 3. Состояние динамических характкристик внимания у детей с нарушениями речи. 4. Особенности модально- специфической памяти у детей с нарушениями речи. 5. Своеобразие опосредованного запоминания при системных нарушениях у детей с нарушениями речи. 6. Изучение наглядного мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. 7. Возрастные особенности самооценки с нарушениями речи. 8. Изучение «Я-концепции» у детей с нарушениями речи. 9. Интеллектуальная готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи. 10. Личностно-социальная готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи. 11. Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи. 12. Особенности проявлений тревожности у детей с нарушениями речи. 13. Восприятие и понимание экспрессивных эмоциональных эталонов детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. 14. Возрастные типы общения у детей с нарушениями речи. 15. Особенности межличностных отношений детей с нарушениями речи. Литература 1. БадалянЛ.О. Невропатология. М., 1987. 2. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., 1999. 3. Виноградова М.А. Формирование общения у заикающихся дошкольников. СПб., 2002. 4. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. 5. Воронова А.П. Нарушения зрительного гнозиса у детей с речевой патологией //Дефектология. 1993. № 1. 6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. 7. Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Сост. В.М. Астапов, Ю.М. Ми-
8. Грибова СЕ. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. № 6. 9. Даниленкова О.Р. Развитие преднамеренного запоминания у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием 10. Диагностика и коррекция психического развития до- 11. Ермолаева М.В. Возрастная психология. М., 2000. 12. Калягин В А., Степанова Г.М. Оценка особенностей 13. Кривовяз И.С. Психолого-педагогическое изучение де- 14. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности 15. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми 16. Леонтьев АА. Основы психолингвистики. М., 1997. 17. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989. 18. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2002. 19. Переслени Л.И, Фотекова ТА. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи // Дефектология. 1993. № 5. 20. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1985. 21. Слинько OA. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. 1992. № 1. 22. Соботович Е.Ф. Механизмы речевой деятельности в норме и патологии // Дети с проблемами в развитии. 2004. № 2. 23. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология 1996. № 1. 24. Стребелева ЕА. Формирование мышления у детей с отмщениями в развитии. М., 2001. 25. Терентьева В.И. Особенности поведения детей с заиканием: в эмоционально насыщенной ситуации // Дефектология. 1096. №1.
26. Терентъева В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушением речи 6—7 лет // Дефектология. 2000. №4. 27. Федосеева Е.Г. Развитие возрастных форм общения у 28. Усанова О.Н. Специальная психология. М., 1999. 29. Фотекова ТЛ. Сочетание нарушений познавательной и 30. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987. 31. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М., 2000.
|