Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типовые контрольные задания
1. Сравнительно-исторический метод в системе методов современного литературоведения.
2. Национальная литература как выражение самосознания народа, ее связь с родным языком, роль в его развитии.
3. Принципы выделения региональных литератур (языковая, географическая, геополитическая, культурная близость). Спорные вопросы.
4. Мировая литература как совокупность национальных литератур; как их интенсивное взаимодействие, осознаваемое участниками литературного процесса.
5. Межлитературные связи и технический прогресс, разнообразие каналов художественной коммуникации.
6. Формы внутренних контактов: перевод, подражание, трансформация произведения-источника и др.
7. Типологические схождения (аналогии, соответствия) между национальными литературами как результат сходных стадий общественно-исторического, культурного развития народов.
- Становление понятия литературав эстетике Просвещения (Вико, Гердер, Гете).
- Труды Ф. Шлегеля по истории литературы.
- Философско-эстетические основания сравнительно-исторической методологии Веселовского.
- Мифологическая школа и теория миграции (бродячих сюжетов).
- Теория сюжета и мотива Веселовского и литературоведение XX века.
- Теория компаративистики в работах В.М. Жирмунского.
- Теория компаративистики в отечественной науке XX в. (М.П. Алексеев, Д. Лихачев, Н.И. Конрад, Ю.М. Лотман, И.Г. Неупокоева и др.).
- Романтическая революция в искусстве, утверждение индивидуально-авторского художественного сознания.
- Литературное произведение – «снимок с окружающих нравов и свидетельство известного состояния умов» (Тэн).
- Духовно- историческая школа (В. Дильтей и др.) о специфике гуманитарного знания, разграничение наук о природе и наук «о духе», о понимании как их основном методе.
- Т. Элиот о новом «чувстве истории», о видении всей европейской литературы (начиная с Гомера) как «единовременного ряда».
- В. Жирмунский о разграничении понятий: типологические схождения и аналогии / влияния и заимствования.
- Идея единства и закономерности общественно-исторического процесса в обосновании понятия всемирная литература в русской науке 1970-х гг. (М.Б. Храпченко, И.Г. Неупокоева и др.)
- Критика теории глобализации мирового общественно-исторического процесса.
- Три этапа и соответствующие им три типа художественного сознания (С.С. Аверинцев, М.Л. Андреев, М.Л. Гаспаров, А.В. Михайлов).
- Категория литературного рода и ее обоснование.
- Теория романа, развитая в цикле работ М.М.Бахтина («Эпос и роман», «Формы времени и хронотопа в романе» и др.); полемика вокруг нее.
- Современные трактовки романтизма, реализма, модернизма, постмодернизма, их значение для компаративистики.
- Литературоведческий и лингвистический подход к стилю, стиль и стилистика.
- Современные аспекты в изучении пафоса, а также смежного понятия модус художественности (Ю.Б. Борев, Е.Г. Руднева, В.Е. Хализев, В.И. Тюпа и др.).
- Асинхронность развития литератур.
- Национальные литературные школы и межнациональное направления.
- Глобализация литературы в XX в. и явление интертекста.
|