![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Заказ № 1417 - 177
одного контура буквы. Научившись проставлять точки в нужных местах, ребенок безошибочно пишет букву. Но для написания другой буквы эти точки не годятся. А систему других точек для следующей буквы ученик сам не может ни выделить, ни проставить на бумаге. И учитель должен снова дать ему необходимые ориентиры, а ребенок должен освоить еще одну частную ориентировочную основу и т. д. В этом случае обучение идет гораздо успешнее, чем в первом случае: для правильного написания первой буквы требуется лишь 22 повторения, для второй— 17 и т. д. Существенно иначе идет обучение на ориентировочной основе третьего типа. Экспериментатор не дает готовой системы ориентиров, а объясняет принцип их выделения: опорные точки следует ставить в тех местах буквы, где составляющая ее линия меняет направление. Ребенку показывается это на одной букве, а дальше его учат это делать на нескольких типовых буквах алфавита. Учащиеся самостоятельно выделяли систему опорных точек применительно к любой букве и быстро научились правильно воспроизводить ее. Для правильного написания первой буквы потребовалось 14 повторений, второй — 8, а начиная с восьмой буквы учащиеся писали любую букву с первой попытки правильно (234, с. 55—89). Схема ориентировочной основы деятельности может быть дана учащимся в готовом виде (в виде учебной карты) или же составлена самими учащимися под руководством учителя. В схеме ориентировочной основы деятельности должны быть представлены, с одной стороны, все знания о предмете, с которым надо действовать, об условиях, которые необходимо соблюдать; с другой — знания о самой.деятельности, входящих в нее действиях и порядке их выполнения. Форма схемы может быть самой различной (пример учебной карты представлен на рис. 4, 235, с. 16—38). Поэтапное формирование умственных действий и типы учения. Для того чтобы практическое действие перешло в умственное, оно должно пройти в процессе своего формирования ряд этапов. Каждое из направлений, по которым меняется предметное действие, имеет ряд показателей. Первый из этих показателей есть уровень, на котором фактически выполняется действие: уровень прослеживания чужого действия в поле восприятия; уровень материального действия; уровень действия в “громкой речи без предметов”; уровень действия во “внешней речи про себя”; уровень действия во “внутренней речи”. Второй показатель — полнота операций (развертывание и сокращение действия). Третий показатель—обобщение действия по материалу, типам и закономерностям. Последний показатель — мера освоения действия. Щкала поэтапного формирования намечает последовательные уровни, позволяющие строить действие начиная с его ориентировочной основы, через материальную или материализованную его
форму, затем в громкой речи без предметов, во внешней речи про себя и, наконец, в собственно внутренней речи. В этих последовательных этапах предметное действие все более усваивается, становится нашим внутренним достоянием и при этом приобретает желаемые свойства. Так, разумность действия — его ориентация на существенные свойства и отношения задачи — обеспечивается прежде всего его развертыванием при замедленном выполнении. Развертывание означает выполнение всех, без пропуска, последовательных операций действия, а замедленное исполнение позволяет показать соотношение каждой операции с начальным состоянием материала и его последовательными изменениями вплоть до состояния, в котором он передается следующей операции, и так до получения конечного результата. Одновременно производится обобщение действия. Для этого строится какая-либо знаковая или графическая модель объекта действия и самого процесса действия, а также варьируются типы заданий, предлагаемых в ходе освоения действия. Задания могут быть; I) с полным набором только необходимых условий, 2) с недостатком некоторых из них, 3) с наличием всех необходимых и 12“ 179 с добавлением избыточных, лишних условий и 4) с недостатком некоторых необходимых и с избытком ненужных данных. Эти задания могут различаться по уровню наглядности, а также по уровню проблемности. Все задания предъявляются на каждом этапе до тех пор, пока не наступит правильное и быстрое их выполнение. На качество усвоения предметного действия оказывает влияние и тип ориентировки, даваемый и используемый обучаемым. Наибольшая эффективность деятельности достигается при обобщенной ориентировке, строящейся под руководством учителя самим шкрльником, т. е. не заданной ему в готовом виде (57, с. 252— 271). Поэтапное формирование умственных действий рекомендуется прежде всего для индивидуальной работы с отстающими.
|