Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
IV.3. Потребности
Определения. Термином “потребность” обычно обозначают следующие три феномена: 1. Объективные нужды людей в определенных условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие. 2. Свойства личности, определяющие ее отношение к действительности и собственным обязанностям, в конечном итоге — определяющие образ ее жизни и деятельности. 3. Определенные состояния психики человека, отражающие его нужду в веществах, энергии и других факторах, необходимых для его функционирования как живого организма и личности. Можно было бы эти три явления обозначить тремя терминами: нужда — потребность — потребностное состояние, но обычно этого не делают. Потребности-свойства вызывают активность человека и направляют ее на овладение определенными ценностями, выступая тем самым как программы жизнедеятельности. При этом в таких программах “потребности в потреблении” всегда являются лишь обратной стороной “потребностей созидания”. Так, например, потребность в пище есть лишь следствие потребности в созидании собственного тела. Закрепившиеся, устойчивые программы жизнедеятельности человека постоянно дополняются экстренно образуемыми временными программами (“квази-потребностями”), учитывающими специфику тех ситуаций, в которых приходится реализовывать основные программы. Толчок для развертывания цепи познавательных, эмоциональных и волевых процессов, необходимых для формирования дополнительных программ жизнедеятельности, дают по-требностные состояния. Формируемые в ответ на потребностные состояния дополнительные программы поведения ведут себя в общем так же, как и основные, и в свою очередь могут потребностно переживаться и дополняться вторичными программами. Однако в отличие от основных программ временные программы живут недолго и “стираются” мозгом тотчас после их реализации (72, с. 9—16). Потребности—исходные побуждения к деятельности—означают испытываемую человеком нужду в чем-то вне его находя-? щемся. Они выражают его зависимость от мира и направленность! на него. Состояние потребности — это пассивно-активное состоя's ние. Его пассивный аспект выражается в положительном или отрицательном — в зависимости от состояния удовлетворения потребности — эмоциональном состоянии; его активный аспект — в стремлении, влечении, желании, в которых элементы аффективной и волевой сторон психики представлены в неразрывном единстве (216, с. 175). Нужно с самого начала различать потребность как внутреннее условие, как одну из обязательных предпосылок деятельности и потребность как то, что направляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде. В первом случае потребность выступает лишь как состояние нужды организма, которое само по себе не способно вызвать никакой определенной направленной деятельности; ее функция ограничивается активизацией соответствующих биологических отправлений и общим возбуждением двигательной сферы, проявляющимся в направленных поисковых движениях. Лишь в результате ее “встречи” с отвечающим ей предметом она впервые становится способной направлять и регулировать деятельность. Встреча потребности с предметом есть акт опредмечивания потребности—“наполнения” ее содержанием, которое черпается из окружающего мира (144, с. 87—88). Классификации потребностей. Понятие потребности используется в трех значениях: как обозначение а) объекта внешней среды; необходимого для нормальной жизнедеятельности (потребность-объект); б) состояния психики, отражающего нехватку чего-либо (потребность-состояние); в) фундаментальных свойств личности, определяющих ее отношение к миру (потребность-свой-' етво). • Исходя из такого понимания потребностей можно предложить следующую их классификацию (см. первый форзац, слева; 96, с. 121—123). Потребности также можно разделить на биологические, социальные и идеальные.. Биологические потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека. К числу биологических от-яосится и потребность в экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению „-своих целей. Социальные потребности — это потребность принадлежать к ^ социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Социальные потребности, сводящиеся к потребности настаивать на своих правах—потребность “для ее- Р ' бя”, противоположны и в то же время взаимодействуют с потреб- ; ностями выполнять свои обязанности — потребностями “для других”. Силы той и другой потребности контролируются социальными нормами их удовлетворения. Эти нормы формируются в результате сложнейшего взаимодействия исторических, экономических, национальных и других факторов. Идеальные потребности—это потребности познания окружаю- . щего мира 9 целом и в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле. Каждая из трех групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности: материальную (производственную), социально-политическую и духовную. В свою очередь указанные виды потребностей делятся на потребности сохранения и потребности развития. Потребности сохранения удовлетворяются в пределах социальных норм, а потребности развития, как правило, превышают эти нормы (222). Трансформация потребностей. Трансформация потребности во внешнее поведение проходит ряд ступеней “опредмечивания”. В основе мотивации лежит физиологический механизм активирова-иия хранящихся в памяти следов тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и следов тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению. Не существует мотивации без потребности. На основе врожденного и, главным образом, ранее приобретенного индивидуального опыта происходит прогнозирование не только предмета удовлетворения потребности, но и вероятности (возможности) получения или избегания жизненно важного фактора, если последний вреден для человека. Эту оценку человек производит, сопоставляя информацию о средствах, предположительно необходимых для удовлетворения данной потребности в ' данных обстоятельствах, с наличной информацией о средствах, которыми он реально располагает. Подобная оценка может происходить как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне, а ее интегральным результатом является эмоция — отражение мозгом человека какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. Низкая вероятность ведет к возникновению отрицательных эмоций, которые человек стремится ослабить, предотвратить. Возрастание вероятности • удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом порождает положительные эмоции, которые человек стремится усилить, продлить, повторить. Различные потребности характеризуются разными предельными сроками их удовлетворения. Удовлетворение биологических потребностей не может быть отложено на продолжительное время. Удовлетворение социальных потребностей ограничено сроками человеческой жизни. Достижение идеальных целей может быть отнесено и к отдаленному будущему. Шкала удаленности целей получила отражение в обыденном сознании как “размер души”, который может быть и большой, и мелкий. Человек, отказывающийся от достижения удаленной цели в пользу ближайшей, — это малодушный человек. Великодушен тот, кто отклоняет легко достижимую цель ради удовлетворения более высокой потребности. Для того чтобы потребность трансформировалась в действие, • в поступок, недостаточно ее актуализации, она должна быть усилена волей. Если выраженность и соотношение основных потребностей представляет “ядро” личности человека, то в действиях проявляется его характер (222, с. 13—40). Уровни и формы познавательной потребности. Первый, начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует прежде всего на новизну стимула. Потребность во впечатлениях составляет фундамент познавательной потребности. Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Она выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению, любви к чтению книг и т. д. Познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально значимого продукта деятельности. На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности и приводит к общественно значимым результатам. Первой формой проявления потребности в познании является усвоение готовых знаний (усвоение знаний, их интеграция, систематизация и, наконец, потребность в накоплении знаний). Второй ее формой выступают исследование действительности с целью получения нового знания, анализ впечатлений, интерес к проблемным ситуациям и, наконец, стремление к целенаправленной творческой деятельности. Познавательная потребность различается также по широте и глубине познания, по интенсивности (экстенсивности) познавательной деятельности (270, с. 247—250). Тот круг деятельностей, в которые включен ученик, побуждается разнообразными потребностями. В процессе обучения учителю важно поддержать, в частности, развитие познавательных потребностей ребенка: в младших классах—его любознательности, в средних и старших — потребности в творческой деятельности. Потребность, “находя” предмет, способный ее удовлетворить, становится мотивом, направляющим соответствующую деятельность.
|