Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мотивация и стимулирование персонала в гостиничном хозяйстве.
На предприятиях гостиничного хозяйства повсеместно используется (если не принимать во внимание работников ресторанов, кафе и баров) повременная оплата труда как для управленческого персонала, так и для рабочих. Как известно, повременная форма оплаты труда (за фактически отработанное время) имеет две разновидности, называемые системами: простую повременную и повременно-премиальную. Первая из них в гостиницах применяется сравнительно редко. Речь идет исключительно об отелях, принадлежащих иностранным компаниям. В дополнение к окладам здесь обычно выплачивается так называемые «праздничные» (к некоторым из российских праздников), которые воспринимаются как дежурные подарки со стороны администрации и фактически никакого стимулирующего воздействия на работников не оказывают. Гораздо более широко распространена повременно-премиальная система. При этом используются две ее модификации: без положения о премировании и на основе такого положения. В первом случае, который встречается реже, руководство гостиницы, исходя из сложившихся у него представлений о квалификации и деловых качествах работников, а также сведений о допущенных ими нарушениях и недоработках, определяет размеры премий по своему усмотрению. А во втором случае (при наличии премиальных положений) в качестве показателей премирования для всех категорий работающих используются по преимуществу показатели результатов производственно-хозяйственной деятельности гостиницы в целом. Таким образом, правомерна постановка вопроса о том, что на гостиничных предприятиях «подвижная» часть заработной платы в недостаточной степени стимулирует текущую деятельность отдельных работников и их групп, выполняющих какие-то общие задачи. Работа по повышению стимулирующей роли заработной платы, иными словами, по повышению эффективности премирования персонала должна базироваться на разработке четких и (соответствующих современным представлениям об оплате труда положений о премировании. Главной исходной точкой, определяющей качество системы. премирования, является вопрос о том, за что необходимо премировать работников, т.е. вопрос о показателях премирования. Премировать обслуживающий персонал (рабочих) гостиниц за индивидуальные результаты труда в большинстве случаев не представляется возможным, потому что эти результаты весьма сложно или даже невозможно учесть, особенно когда работа носит характер дежурного обслуживания. То же самое в еще большей степени справедливо в отношении управленческого персонала, непосредственные результаты труда которого почти не поддаются разумной регламентации и учету. Выходом из положения может быть использование. показателей «конечных» результатов труда работников, отражающих степень объективной полезности этого труда, его вклад в результаты работы всей гостиницы. Оценить конечные результаты труда на индивидуальном уровне (как это можно понять из вышесказанного) практически невозможно, и речь может идти только о результатах коллективного труда, труда группы работников, связанных общностью решаемых задач Подобные группы могут быть «взяты» раздельно для рабочих (по функциям обслуживания) и для служащих (по функциям управления) или в совместном для тех и других варианте (по службам гостиницы). Вторая альтернатива представляется более предпочтительной: она проще в реализации и, кроме того, ориентирована на единство интересов двух основных категорий сравнительно небольшого по численности персонала гостиниц. При дальнейшем изложении именно этот вариант системы премирования и будет иметься в виду. В большинстве случаев выразить конечные результаты труда определенной группы работников каким-то одним показателем не представляется возможным. Оптимальным количеством показателей можно считать 2-3. В идеальном случае они должны удовлетворять следующим требованиям. Во-первых, показатели должны быть по своей природе объективными, т.е. отражать определенные стороны деятельности предприятия в виде достигнутого уровня или его изменения (приращения либо уменьшения в зависимости от характера показателя). Во-вторых, необходимо, чтобы показатели выражали влияние на результаты работы предприятия трудовой деятельности работников определенной группы в максимальной степени, а всего остального персонала предприятия - в минимальной. В этой связи следует по возможности избегать использования здесь основных показателей производственно-хозяйственной деятельности гостиницы, поскольку на них всегда оказывает влияние работа всего коллектива и переписать их какой-то одной службе было бы принципиально неверным. В-третьих, показатели должны быть ориентированы на учет результатов трудовых усилий за определенный промежуток времени (наилучший из реально возможных вариантов - квартал), а не на характеристики состояния дел, которое сложилось за ряд лет и является достаточно стабильным. Требование представляется весьма жесткое, так как указанный период времени может оказаться недостаточным для полного проявления ряда сторон деятельности службы и тем более для реализации ее непосредственных результатов в деятельности гостиницы («превращения» этих результатов в конечные). В-четвертых, необходимо, чтобы значения показателей можно было без особого труда определить: взять в готовом виде из отчетности или легко рассчитать. Показатели могут иметь различные единицы измерения, выражаться как абсолютными, так и относительными величинами. Подбор показателей, отвечающих перечисленным требованиям, является крайне сложной задачей, решение которой нередко заходит в тупик. Если для каких-то служб гостиницы не удалось подобрать как минимум два подобных показателя, может быть рекомендован «наборный» вариант премирования. Он предусматривает использование показателей премирования, отражающих результаты работы как отдельной службы, так и гостиницы в целом. В качестве примерных показателей премирования (без претензий на полноту охвата) для трех служб гостиниц могут быть приведены следующие: Служба управления номерным фондом: · Прирост (или поддержание на определенном уровне) количества номеров, заселенных по предварительному бронированию. · Снижение (или поддержание на определенном уровне) количества недоразумений, связанных с размещением гостей. · Снижение (или поддержание на определенном уровне) количества жалоб в отношении чистоты, порядка и качества обслуживания гостей. Служба безопасности: · Снижение (или поддержание на определенном уровне) количества случаев пропажи имущества клиентов и гостиницы. · Отсутствие (или снижение количества) случаев нарушения личной безопасности гостей и служащих гостиницы. Служба технического обслуживания: · Снижение (или поддержание на определенном уровне) общего времени выхода из строя технических систем гостиницы (электро-, тепло- и водоснабжения, телевидения и связи и др.). · Снижение (или поддержание на определенном уровне) общего времени сохранения неисправностей и ремонта технических устройств и приборов, санитарно-технического оборудования и мебели в номерах и других помещениях гостиниц. Система премирования, как правило, должна предусматривать и условия премирования (показатели, за невыполнение которых работники либо лишаются премии вообще, либо получают ее в пониженном размере). Во всех отношениях правильнее иметь условия премирования, единые для всех служб гостиницы и, соответственно, выраженные какими-то показателями общих результатов ее работы. В качестве таких условий могут быть выбраны, например, прибыль и процент загрузки (как достижение запланированных на квартал значений). Первое из этих условий представляется целесообразным сделать основным, при невыполнении которого премия не выплачивается. Второе условие по важности уступает первому, и его логично использовать как дополнительное, невыполнение которого должно вести к снижению общего размера премии (например, на 50%). Следующим за выбором показателей премирования этапом разработки премиального положения, не менее сложным и ответственным, является определение минимальных (нормативных) уровней показателей, за достижение которых устанавливается премия. В настоящее время у гостиниц (как и у большинства других предприятии) для решения этой задачи нет никакого другого метода, кроме экспертной оценки. В качестве экспертов целесообразно использовать руководителей всех служб гостиницы. А сами уровни во избежание возникновения конфликтных ситуаций, вероятно, должны быть внесены в коллективный договор (или тарифное соглашение). Третьей по последовательности решения задачей, также сложной и важной является установление размеров премий. Задача, естественно, должна быть решена так, чтобы работники различных служб могли в принципе получать одинаковые премиальные выплаты. Для этого следует установить единый для всех служб максимально возможный размер премий (в процентах к должностному окладу). Затем по каждой службе этот максимальный размер необходимо «разделить» между выбранными показателями премирования пропорционально их сравнительной значимости, которая определяется с помощью метода попарного сравнения показателей (см. § 1. главы 8). Если у различных служб будет разное количество показателей премирования, но это вовсе не поставит службы в неравные условия. Вопрос решается достаточно просто - путем дифференциации размеров премий за выполнение одного показателя в зависимости от общего их количества по службе. В качестве завершающей операции разработки премиального положения выступает решение вопроса о соотношениях размеров премирования за выполнение показателей (достижение нормативных уровней) и их перевыполнение. Эти соотношения объективно обусловлены степенью напряженности нормативных уровней показателей. Данное обстоятельство необходимо всегда иметь в виду, иначе выбранная шкала премирования будет «работать» недостаточно эффективно как инструмент материального стимулирования. С целью обеспечения внутреннего единообразия элементов системы премирования всегда имеет смысл стремиться к установлению рассматриваемых соотношений равными для всех показателей премирования, относящихся к различным службам гостиницы.
|