Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Динамика экспортно-импортных операций
Всю внешнеэкономическую деятельность ЗАО " Ивановомебель" можно разделить на 2 части: до 1990 года и после. До 1990 года все экспортные поставки и сделки осуществлялись через В/О " Экспортлес". После регистрации объединения в июле 1989 года в МВЭС и приобретением опыта во внешнеэкономической деятельности, объединение постепенно берет инициативу в свои руки и через несколько лет начинает самостоятельную работу на внешнем рынке. Так в 1990 году на ЗАО " Ивановомебель" был образован отдел внешнеэкономических связей (ОВЭС). Бурное развитие внешнеэкономических связей на ЗАО " Ивановомебель" началось в 1993 году. Динамику экспортно-импортных операций можно проследить по таблице 13. Таблица 13 Динамика экспортно-импортных операций*
* Объемы экспорта и импорта даны в % к базовому году (1993). Анализ таблицы 13 показывает, что наибольший объем экспорта приходится на 1993 год. В этом году экспорт составил около 11 % от годового объема производства основной продукции. Чем же обусловлен тот факт, что 93-95гг. характеризуются наибольшими объемами экспортных поставок? Во-первых, либерализация цен 1993 года привела к тому, что цены стали быстро расти. Экспорт продукции из России стал очень выгодным за счет быстрого повышения курсов иностранных валют. Ситуация выглядела примерно следующим образом: экспортер заключает контракт на поставку товара на определенную сумму в иностранной валюте. За время между отгрузкой товара экспортером и моментом получения от покупателя платежа курс иностранной валюты (валюты платежа по контракту) значительно возрастает. При этом экспортер получает в рублях сумму большую, чем он изначально рассчитывал выручить, заключая контракт по прежнему курсу. Именно в эти годы наблюдается высокий рост курса доллара и немецкой марки по отношению к российскому рублю. Тогда экспорт продукции был наиболее прибыльным: рентабельность изделия, проданного на внешнем рынке превышала в 5-6 раз рентабельность аналогичного изделия, реализованного внутри страны. Работа по принципам валютной самоокупаемости обязывала объединение осуществлять импортные закупки за счет валюты, вырученной от производства и продажи экспортной продукции. Это также заставляло предприятие активно развивать свой экспорт. Сама возможность экспорта была обусловлена относительно невысокой ценой на изделия (стоимость сырья, материалов, энергии, труда до 1993 года на обособленном российском рынке была намного ниже, чем на мировом). Объединение " Ивановомебель" нашло своих покупателей за рубежом в лице производственно-торговых фирм Англии, Германии, Франции, США и т.д. Конечными же потребителями являлись граждане этих стран с невысоким и средним уровнями доходов. Для повышения и поддержания уровня конкурентоспособности экспортных товаров, более полного приспособления изделий к требованиям иностранных покупателей, мебельный комбинат проводит работы по специализации двух цехов на выпуск экспорта, ужесточает контроль качества экспортных изделий, занимается улучшением экспортной упаковки, ведет работу по совершенствованию доставки товара. Либерализация 1993 года " подхлестнула" внутренние цены, и они стали постепенно приближаться к мировым. Но пока темп роста внутренних цен соответствовал темпу роста курсов иностранных валют ситуация все еще благоприятствовала развитию экспорта. Резкий скачок произошел в 1999 году (Табл. 15). Объем экспорта упал до 50% - в 1995г. и до 19% - в 1999 г. И это вполне закономерно. Введение Правительством РФ в 1995 году валютного коридора поставило российских экспортеров в условия, когда экспорт стал убыточным. В 2000 году объемы поставок составляют всего 1% от уровня 1993 года, а в 2001 г. объем экспорта равен нулю. В 2002 г. экспорт составил 3, 3 %. С другой стороны, введение того же валютного коридора, сделав неприбыльным и даже убыточным экспорт, совершенно противоположным образом отразилось на импорте. Как видно из таблицы 15, объемы импортных закупок неуклонно растут, Пик 1993 года по импорту также не случаен и во многом обусловлен большими валютными поступлениями от экспорта продукции. Наибольшая активность импортных сделок наблюдается в 1993 году (импорт составил 7, 5 % от годового объема производства основной продукции) и в 2001 - 2002 гг. (в 2001 г. импорт составил 2 % от годового объема производства основной продукции, а в 2002 г. - 1 %). У предприятия налажены внешнеэкономические контакты с Германией, Австрией, Монголией, Финляндией, США и другими странами. В настоящее время ЗАО " Ивановомебель" импортирует оборудование, лаки, краски из Германии, и экспортирует туда мебель (большой популярностью пользуются наборы для офиса " Александр"). Также предприятие импортирует из Австрии фурнитуру и ручки, из Финляндии - шпатлевку. В 2002 г. предприятие вышло на монгольский рынок. При посредничестве посла Монголии в Москве в 2002 г. был заключен контракт с монгольской фирмой " Жем" на экспортную поставку почти всего ассортимента мебели ЗАО " Ивановомебель". Следующую экспортную поставку мебели в Монголию планируется осуществить летом 2003 г.
Выводы к главе: В данной главе дипломной работы рассмотрены вопросы развития деревообрабатывающей отрасли промышленности и оценено положение российских мебельных предприятий на мебельных рынках других стран. Также здесь рассматривается роль иностранных предприятий на отечественном рынке мебели. Полезен в этой главе и анализ положения ведущих мировых производителей экспортеров на мировом рынке мебели. Неотъемлемой частью данной главы является оценка внешнеэкономической деятельности предприятия, в частности его импортной и экспортной политики, и анализ положения ЗАО " Ивановомебель" на мировом рынке мебели. Также здесь оценены условия труда в отделе внешнеэкономических связей предприятия. Теперь рассмотрим все перечисленные вопросы более подробно. Мебельное производство России всегда было и пока остается крупнейшей подотраслью отечественной деревообрабатывающей промышленности по производству товаров народного потребления. В настоящее время в мебельной промышленности России действуют 3526 мебельных предприятий: 2696 специализированы на выпуск готовой продукции, 723 - на изготовление и ремонт мебели и 107 заняты только ремонтом мебели. Все предприятия приватизированы. Наибольшая доля общего объема выпуска мебели в России приходится на Центральный район - около 39%, на Западно-Сибирский район - 12%, на Юг России - 11%, на Уральский район -11%. В 2002 г. в отечественными предприятиями РФ было произведено мебели на сумму 16000 млн. руб. Впервые за последние годы в 2002 году отмечается рост объемов выпуска отечественной мебели почти по всем показателям, рост производства превысил 50% (в стоимостном выражении).Рост объемов выпуска в натуральном выражении отмечен по группам " столы" и " шкафы". Но все же мощности мебельных предприятий используются сегодня всего лишь на 43-45%. Следует отметить, что российская мебельная промышленность оказалась в условиях серьезной конкуренции с зарубежными мебельщиками: импортная мебель (иногда не очень качественная, но дешевая) получила свободный доступ на российский рынок. В 2002 г. объем продаж мебели импортной мебели составил 28% от общего объема продаж (22 млрд. руб.), что говорит о снижении доли импортной мебели на российском рынке по сравнению с 2001 г. (31, 2%). Среди импортеров преобладают Италия, Германия, Польша, Испания, Финляндия и Словения. В конкурентной борьбе за рынок России отечественные мебельщики коренным образом изменили ассортимент продукции, ее дизайн, улучшили качество, внедрили современные импортные материалы, фурнитуру, комплектующие. В 2001 году наблюдалось значительное снижение экспорта мебели в денежном выражении, но на сегодняшний день ситуация внешнеэкономических связей России и стран зарубежья начинает налаживаться. Это дает все основания считать, что мебельное производство было и становится все более прибыльным, с учетом темпов роста выпуска продукции, ростом платежеспособного спроса на мебель отечественного производства на внутреннем и внешних рынках. Рынок мебели в странах Западной Европы чрезвычайно насыщен. Здесь сосредоточены крупнейшие производители мебельной продукции в мире. На долю стран ЕС приходится примерно треть мирового производства и потребления мебели. Около 93 тыс. фирм с числом занятых более 865 тыс. человек ежегодно производят в странах ЕС мебели на сумму около 60 млрд. EURO. Ведущими производителями мебели в странах ЕС являются Германия (доля на рынке ЕС 32%), Италия (19%), Франция (12%), и Великобритания (11%), Испания - (9%). В последние годы высокими темпами производство мебели развивается в Испании, которая устойчиво удерживает пятое место в рассматриваемом регионе. Наибольшим спросом на рынках данных стран пользуются мягкая мебель, кухни, спальни, гостиные и офисная мебель. В настоящее время средний уровень потребления мебели на душу населения в странах Европы является одним из самых высоких в мире - от 140 и выше EURO в год. Из вышеприведенных результатов, у ЗАО " Ивановомебель" есть все перспективы для увеличения производства своей мебели, с последующем сбытом не только на отечественном рынке, но и на мировом рынке. На сегодняшний день эффективная маркетинговая, ассортиментная и сбытовая политика предприятия на отечественном рынке привела к хорошим результатам. Объем продаж в 2002 г. компании составил 342, 1 млн. руб., что составляет 250, 6 % от уровня 2001 г. Но, вот, что касается внешнеэкономической политики по продвижению товара на внешние рынки, то здесь можно сказать " ледниковый период". В 2001 году экспортные сделки на предприятии отсутствовали. Наблюдается небольшое оживление в 2002 году, экспорт в Монголию составил 878, 4 тыс. руб. (0, 26 % от общего объема продаж). В этом году (летом) планируется осуществить еще одну экспортную поставку мебели на рынок Монголии, но поскольку известий от зарубежных партнеров нет, внешнеэкономический отдел не торопиться с осуществлением сделки. Что касается импорта на предприятии, то он растет с каждым годом, в связи с введением в производство все новых образцов мебели, требующих покупки комплектующих и фурнитуры в Германии, Финляндии, Австрии.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК
|