![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ положения ведущих европейских производителей мебели на мировом рынке
Рынок мебели в странах Западной Европы чрезвычайно насыщен. Здесь сосредоточены крупнейшие производители мебельной продукции в мире. На долю стран ЕС приходится примерно треть мирового производства и потребления мебели. Около 93 тыс. фирм с числом занятых более 865 тыс. человек ежегодно производят в странах ЕС мебели на сумму около 60 млрд. EURO. Кроме того, по оценкам, еще 700 тыс. человек занято в так называемых суботраслях, или производстве деталей и компонентов мебели. /6, стр. 25-26/
Рис. 3.Ведущие производители мебели в Западной Европе (2002г.)
Ведущими производителями мебели в странах ЕС являются Германия, Италия, Франция и Великобритания. В последние годы высокими темпами производство мебели развивается в Испании, которая устойчиво удерживает пятое место в рассматриваемом регионе (Рис. 3). Производству мебели стран ЕС в целом присуща атомистическая структура. Большинство продукции выпускается на малых и средних по размеру мощностей и количеству служащих предприятиях. Однако есть отрасли, где отмечается высокий уровень концентрации производства. Это, в первую очередь, производство мебели для кухонь и офисной мебели. Необходимо отметить, что в структуре производства отдельных стран ЕС имеются существенные различия. Так, например, в Германии 1650 мебельных предприятий с числом занятых около 110 тыс. человек производят тот же объем мебельной продукции (по стоимости), что и 35 тыс. итальянских предприятий с числом занятых всего 6 тыс. человек. Таким образом, уровень концентрации мебельного производства в Германии существенно выше, чем в Италии. В то же время экспорт мебельной продукции из Италии значительно выше немецкого: если на долю Италии приходится примерно 30% всего европейского экспорта мебели, то на долю Германии, второго по величине экспортера, только 19%. Для европейской мебельной промышленности характерен высокий уровень специализации. В соответствии с принятой международной классификацией доля производства отдельных типов мебельной продукции в общем объеме мебельного производства в странах ЕС выглядит следующим образом:
Рис. 4. С
В производстве мягкой мебели занято наибольшее количество рабочих и служащих - около 130 тыс. человек. (7 тыс. компаний). Ведущими производителями мягкой мебели являются Германия и Италия - вместе их доля составляет около 30%. При этом они активно покупают мягкую мебель друг у друга, что соответствует высокому уровню специализации в производстве данного вида продукции в каждой из стран. Ведущими производителями кухонной мебели являются Германия, Италия, а также Франция. Высокий уровень специализации производства создает предпосылки для активного развития внутрирегиональной и международной торговли: доля экспорта в общем объеме произведенной продукции составляет в ведущих странах - производителях мебели в Европе от 11 до 45%. Ряд европейских государств - производителей мебели изначально поддерживает экспортную ориентацию производства: характерным примером является Бельгия, где доля экспорта в общем объеме произведенной мебельной продукции составляет около 60%. В то же время именно в странах Бенилюкса чрезвычайно велика и доля импорта в общем потреблении мебельной продукции. Потребление мебели в странах ЕС также развивается высокими темпами. В настоящее время средний уровень потребления мебели на душу населения в странах Европы является одним из самых высоких в мире - от 140 и выше EURO в год. Крупнейшими странами - потребителями мебели являются Германия, Италия, Франция, Великобритания и Испания. В указанных странах с общей численностью населения 291 млн. человек затраты населения на мебель составляют около 80% данного вида затрат в регионе в целом. В то же время уровень объема потребления мебели в отдельных странах может значительно различаться. Так, например, в Италии и Германии, по оценкам экспертов, данный показатель, соответственно, на 40% и 10% превышает среднеевропейский уровень, в то время как в Великобритании и Испании он, соответственно, на 40% ниже. Интересно отметить, что в той же Великобритании мебели приобретается в два раза меньше, чем в Италии, и это при сравнительно одинаковой численности населения. Данное обстоятельство объясняется различной долей затрат на мебель в общей потребительской корзине, что, в свою очередь, является результатом исторического, социального и культурного развития в каждой отдельной стране. Система организации розничной торговли. Особенностью современного мебельного рынка европейских стран является все возрастающее значение сферы торговли. Усиливающиеся процессы концентрации торгового капитала, создание крупных торговых конгломератов и одновременное объединение мелких торговых фирм между собой с целью выдержать конкуренцию привели к созданию в последние годы своеобразной системы реализации мебели, связанной с использованием определенных форм и методов торговли. Розничная торговля мебелью в странах Западной Европы осуществляется, главным образом, через следующие сбытовые каналы (Рис. 5).
Рис. 5. Структура розничной торговли мебелью в странах Западной Европы в 2002 году (основные сбытовые каналы)
При этом следует отметить, что подавляющая часть мебельной торговли в рассмотренных европейских странах (Германия, Италия, Франция, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Испания) - 70-80% - осуществляется через специализированные мебельные магазины. Остальные каналы сбыта имеют второстепенное значение. Именно в секторе специализированной мебельной торговли происходит концентрация торгового капитала путем создания специфических объединений мебельных торговцев, о чем будет сказано ниже. Специализированные мебельные магазины. Наибольшее число специализированных мебельных магазинов насчитывается в Италии -22500 торговых точек. Усредненная площадь одной торговой точки при этом составляет около 400 кв.м. В Германии специализированных мебельных магазинов насчитывается ровно в два раза меньше - около 12000 торговых точек. Одновременно средняя торговая площадь магазина в Германии в два раза больше, чем в Италии -порядка 840 кв.м. В последние годы в Германии отмечается тенденция к созданию крупных мебельных предприятий - так называемых «гигантов», торговая площадь которых составляет не менее 20 тыс. кв.м. В рамках специализированной торговли принято также различать магазины со специализацией по одному или нескольким видам мебельной продукции, так называемые магазины-«дискаунты», особенностью которых является продажа мебели сравнительно простого ассортимента по более низким ценам, а также магазины типа «ИКЕА». На системе специализированной торговли мебелью шведского концерна «ИКЕА» следует остановиться более подробно, поскольку магазин «ИКЕА» открылся в пригороде Москвы. Мебельные магазины «ИКЕА». Суть концепции продвижения товара всемирно известной шведской фирмы «ИКЕА» состоит в том, что фирма, не имея собственных производственных мощностей, размещает заказы на производство готовых изделий, а также их элементов на предприятиях других фирм, в том числе за рубежом. Мебель «ИКЕА» унифицирована, отличается современным стилем и дизайном, продается, как правило, в разобранном виде и по более низким ценам, чем в магазинах традиционного типа. Наиболее интересными являются сами методы торговли. Магазины компании создаются по единому образцу и различаются только по площади (как правило, это достаточно большое здание, в среднем от 15 до 20 тыс.кв.м). Кроме мебели, под которую отводится около 70% всех торговых площадей, здесь продаются сопутствующие товары для дома: ковры, занавеси, ткани, посуда, хозяйственные принадлежности, электроприборы, комнатные цветы и др. Мебель представлена в интерьере, отдельные предметы находятся тут же в собранном виде и в упаковке. Каждый предмет имеет этикетку с названием модели, ее основных параметров, материала, из которого она изготовлена, цветовых вариантов обивки, имени дизайнера, цены. Аналогичная подробная информация о товаре содержится в каталоге, с которым свободно можно ознакомиться в магазине. Цены в каталоге и магазине идентичны и не меняются в течение года. Особенность торговли мебелью фирмы «ИКЕА» состоит также и в том, что покупатель, сделав выбор, может сразу пройти на склад и немедленно получить купленный им товар, который в разобранном виде, как правило, можно увезти на легковом автомобиле. Методы торговли в специализированных мебельных магазинах «ИКЕА» в последние десятилетия приобрели исключительную популярность в странах Западной Европы и за ее пределами, что позволило компании значительно расширить сферу своего влияния. Считается, что торговый концерн «ИКЕА» не имеет себе равных в мире. Объединения розничных торговцев или система «организованного распределения» на рынке мебели в странах Западной Европы. Концентрация торгового капитала на рынке мебели происходит одновременно как на уровне отдельного торгового предприятия, так и на уровне объединений, состоящих из целого ряда торговых предприятий. Это так называемые «цепные системы» мебельных магазинов, «добровольные закупочные группы», а также системы «франшиза». «Цепные системы» представляют собой объединения однородных специализированных магазинов (в Европе - от 10 магазинов и более), которые имеют строго аналогичный ассортимент товаров, стандартную упаковку и единый уровень цен. В рамках «системы» осуществляется закупка товара у производителей, определяется политика цен, стандартов; ассортимента, объемов продаж и пр., что создает барьеры для конкурентов. Специалисты отмечают, что в последние годы выход на рынок новых продавцов осуществляется именно путем контакта с «цепными системами», причем неблагоприятное мнение о товаре одной из «систем» может на годы лишить нового поставщика выхода на рынок. Характерным примером «цепной системы» являются стандартные магазины упомянутого выше концерна «ИКЕА». «Добровольные закупочные группы» представляют собой объединения оптовых и независимых розничных торговцев. Данные объединения обеспечивают и контролируют поступление товара от производителя в систему розничной торговли, размещают заказы у производителей мебельной продукции. Как правило, члены подобных «групп» проводят единую рыночную политику в отношении цен и ассортимента товаров. Розничные торговцы - члены «добровольных закупочных групп» юридически не обязаны приобретать мебель, рекомендованную «группой», и производители, не связанные с «группой», могут поставлять свою продукцию магазинам - членам «групп». Тем не менее, если члены «группы» одобрили продукцию того или иного производителя, то рекомендовано, чтобы он поставлял мебель «группе» в целом. Система «франшиза» предполагает наличие соглашений между магазинами о взаимной реализации товаров с учетом ассортимента, цен, объемов и т.д. В соответствии с контрактом франшиза одна фирма уступает другой на определенных условиях право пользования торговой маркой. По существу, это разновидность «цепных систем». Наибольшее развитие данная система мебельной торговли получила во Франции. Приоритеты в развитии той или иной структуры объединений предполагают серьезные различия в системе торговли на каждом отдельном рынке. Так, «добровольные закупочные группы» преобладают в Германии, Бельгии, Нидерландах, Франции. В Германии на долю «добровольных закупочных групп» приходится. 67% объема всех мебельных -продаж. Крупнейшая группа - GFM - контролирует 3% рынка, ей подчиняется 1, 5% всех мебельных магазинов в стране. Крупными закупочными группами в Германии являются также Begros, DMV, Atlas, Union. В Испании, Франции, Великобритании на долю «добровольных закупочных групп» приходится, соответственно, 15, 12 и 4%, т.е. гораздо меньше. «Цепные системы» наибольшим влиянием пользуются на рынке Великобритании и Франции - соответственно, 27 и 30%, В Германии стратегический протекционизм, осуществляемый на рынке «добровольными закупочными группами» существенно ограничивает возможности распространения «цепных систем». Их доля на рынке не превышает 13%, В то же время крупнейшие «добровольные закупочные группы», такие, как Begros, Atlas, Union, фактически также объединяют крупные розничные предприятия. Это объясняется тем, что в Германии процесс концентрации начался несколько раньше, чем в других странах, и развивался с определенными особенностями. В Испании в организацию «цепных систем» входят крупные неспециализированные магазины, такие, как Corte Ingles и Galenas Preciados. В Италии система «организованной торговли» относительно невелика и заключается в объединении крупных магазинов, реализующих мебель и другие товары для дома по принципу дискаунт-ной торговли. В последние годы специалисты отмечают усиление системы «организованных продаж» мебели в рассматриваемых странах в целом. В настоящее время на долю организованных продаж в странах ЕС приходится 49% объема розничной торговли. При этом доля «добровольных закупочных групп» составляет в объеме всех продаж мебели 30%, «цепных систем» розничных магазинов - 19%. В «цепных системах» на торговлю по соглашениям «франшиза» приходится 7%. Если брать данные по отдельным странам, то в Германии системой организованной, торговли контролируется 79% рынка мебели в целом, во Франции - 60%. В Италии, как отмечалось, этот показатель намного ниже - порядка 3%.
Таблица 5 Страны - ведущие мировые экспортеры мебели
|