![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка и перспективы развития мебельной промышленности России
Мебельное производство России всегда было и пока остается крупнейшей подотраслью отечественной деревообрабатывающей промышленности по производству товаров народного потребления. В дореформенный период объем производства мебели в России ежегодно возрастал на 6-8% и составлял свыше 25 % общего объема выпуска продукции лесопромышленного комплекса (ЛПК) - крупнейшего сектора отечественной экономики. В период реформ в результате кризисных явлений, всегда присущих процессу становления новых хозяйственных механизмов, мебельная промышленность России оказалась в очень тяжелом положении. Это обусловлено не только общеэкономическими, но и чисто отраслевыми факторами. Так, отсутствие на большинстве предприятий современного оборудования и новейших технологий, эффективных материалов, фурнитуры, комплектующих и других компонентов, во многом определяющих внешний вид и потребительские свойства мебели, не позволяло им наладить выпуск конкурентоспособной отечественной мебели. В результате доля производства мебели в общем объеме выпуска продукции ЛПК сократилась до 14, 6 %. В настоящее время в мебельной промышленности России действуют 3526 мебельных предприятий: 2696 специализированы на выпуск готовой продукции, 723 - на изготовление и ремонт мебели и 107 заняты только ремонтом мебели. Все предприятия приватизированы. Наибольшая доля общего объема выпуска мебели в России приходится на Центральный район - около 39%, на Западно-Сибирский район - 12%, на Юг России - 11%, на Уральский район -11%. В территориальном распределении мебельного производства выделяются два региона, где сосредоточено наибольшее количество мебельных предприятий: Москва и Московская область (28% всего объема выпуска мебели в стране) и Санкт-Петербург и Ленинградская область (8% от всего выпуска мебели в стране). /9, с.15-22/ Более 80% всей мебели выпускается в России на крупных фабриках, которые существуют уже в течение десятилетий. Они имеют хорошие производственные площади, развитую инфраструктуру, но в большинстве случаев сегодня работают неэффективно. Ориентированные на выпуск больших объемов серийной продукции, они испытывают серьезные трудности с ее сбытом, что влечет за собой падение производства и снижение его рентабельности. С начала рыночных реформ объемы производства всех групп ассортимента мебели значительно снизились. В наибольшей степени это коснулось детской мебели, мебели для школ, больниц, дошкольных учреждений и отдельных предметов: стульев, табуретов, шкафов, кроватей и др. Снижение объемов выпуска некоторых групп изделий составило от 3, 5 до 7 раз. Динамика изменения учитываемого ассортимента приведена в таблице 1. С 2002 г. наблюдается тенденция к росту объемов выпуска продукции в натуральном выражении, за исключением диванов и кресел, когда в 2001 году отмечен рост только по группе «стулья» - 101, 5 %. Таблица 1 Основной ассортимент отечественной мебели
Коэффициент использования действующих производственных мощностей на мебельных предприятиях России снизился в среднем с 97% в 1995 г. до 41% в 2000 г., и до 39% в 2001 году. Но в 2002 году коэффициент использования производственных мощностей увеличился до 43 %, что говорит о хороших тенденциях в мебельной промышленности. Впервые за последние годы в 2002 году отмечается рост объемов выпуска отечественной мебели почти по всем показателям, рост производства превысил 50% (в стоимостном выражении). /5, с.10-11/
Рис. 1. Сегментация производства отечественной продукции по видам в 2002 году
В структуре производственных затрат резко увеличились следующие статьи расходов: на электроэнергию (с 0, 9% в 1995 г. до 5, 7% в 2002 г.), на топливо (с 1, 2 до 6, 3%), на амортизацию основных фондов (с 1, 6 до 3, 1%), на транспортировку сырья, материалов и готовой продукции (с 2, 6 до 4%) и на материалы (доля которых в себестоимости мебели достигает 67%). Затраты на 1 рубль выросли с 96, 1 коп. в 2001 году до 98, 2 коп. в 2002 году. Для сравнения затраты на 1 рубль товарной продукции по ЛПК за 1998 год составили 103, 1 коп. против 107, 4 коп. к соответствующему периоду 1997 года. В то же время имеет место снижение затрат на 1 рубль на АО «Шатура» (Моск. обл.), АО «Электрогорскмебель» и ряде других предприятий. /7, с. 2-4./ Удельные производственные затраты выросли до 98, 9 к. на 1 р. рыночной стоимости продукции. В связи с этим ранее высокорентабельная отрасль промышленности (25-30%) значительно снизила эффективность работы. В настоящее время рентабельность на предприятиях, успешно работающих в условиях рынка, не превышает 10-15%. В деревообрабатывающей промышленности к ноябрю 2001 г. численность всего персонала составила 328, 3 тыс. чел., что составляет 88, 6 % к уровню 2000 года. Численность производственного персонала в 2001 г. равняется 308, 1 тыс. чел, что составляет 89, 3 % в сравнении с 1999 г. (Таблицы 2, 3). В ноябре 2001 г. численность работников всего персонала деревообрабатывающей промышленности составляла 2, 6 % всех работников российской промышленности. А численность промышленно-производственного персонала составила 2, 8 % всех работников российской промышленности, занятых в производственной сфере. Заработная плата одного работника всего персонала в среднем по деревообрабатывающей отрасли в ноябре 2001 г. составила 746 руб. или 121, 2 % к 2001 году, при средней по всей промышленности России - 1118, 3 руб. Заработная плата же одного работника промышленно-производственного персонала составила 756, 6 руб. или 121, 1 % к 2000 году, (см. Таблица 4). В мебельной промышленности к 2001 г. численность производственного персонала 2001 г., в сравнении с уровнем 1995 г., уменьшилась на 68 тыс. чел., или на 22%. А за 2002 год численность промышленно-производственного персонала сократилась на 10 тыс. человек и составила 118, 2 тыс. человек. Заработная плата одного работника промышленно-производственного в 2002 г. составила 842, 7 руб. или 114, 8 % к 2001 году при средней по ЛПК - 931, 4 руб.. /4, с. 8-9/ Таблица 2 Заработная плата одного работника всего персонала за ноябрь 2002 года (тыс. руб.)
Таблица 3 Среднесписочная численность работников всего персонала. (no-даннын Госкомстата России за ноябрь 2002 года)
Сформированная в годы плановой экономики система специализации и концентрации мебельного производства (с преобладанием крупных производств по выпуску стабильного узкого ассортимента моделей) оказалась неприспособленной к работе в новых, рыночных, условиях, т.е. в условиях жесткой конкуренции. Крупные предприятия оказались в самом тяжелом положении, и необходимость их реструктуризации стала наиболее неотложной. В дополнение к начавшим перестраивать себя крупным производствам в этот период возникает много малых предприятий, способных быстро приспособляться к меняющимся требованиям рынка. Неотягощенные сопутствующими производствами, социальной сферой и неэффективными трудовыми ресурсами, эти предприятия начали успешный бизнес и заняли свою нишу на российском мебельном рынке. Доля таких предприятий в общем объеме выпуска отечественной мебели составляет около 10%. За годы реформ упал выпуск мебели и на экспорт - с 166, 7 млн. долл. США в 1995 г. до 56 млн. долл. США в 2000 г. - при этом объем поставок мебели в страны СНГ уменьшился до 24, 7 млн. долл. США. Следует отметить, что российская мебельная промышленность оказалась в условиях серьезной конкуренции с зарубежными мебельщиками: импортная мебель получила свободный доступ на российский рынок. Доля импортной мебели в общем объеме продаж на рынке России возросла с 9% в 1995 г, до 52% в 1998 г. По данным таможенной статистики, мебель в Россию экспортируют 107 стран мира. Наибольший объем поставок (72-75%) пришелся на основной ассортимент мебели, ранее выпускавшийся отечественной промышленностью: мебель для спален, гостиных, кухонь. Среди экспортеров преобладают Италия, Германия, Польша, Испания, Финляндия и Словения. В 2001 г. лидерами по экспорту мебели в Россию были: Италия (13, 6% от общего объема импорта мебели), Польша (5, 7%), Германии - (4, 7%) и Испании - (около 1, 5%). В крупных городах, где покупательная способность населения выше, доля импортной мебели в общем объеме продаж достигает более высокого уровня: так, в Москве и Санкт-Петербурге она составляет 70-75%. Объем продаж мебели на рынке России в 2002году составил 22 млрд. руб. и возрос по сравнению с 2001 годом на 150, 32 %, при этом объем, отечественного производства составил 72%, а импортной мебели - 28%. Таким образом доля импортной мебели на рынке России, составлявшая в 1995 году 9% и возросшая к 1998 году до 52%, в 2001 году составила 525 млн. долл. США или 31% к общему объему продаж мебели, а в 2002 г. составила всего 250 млн. долл. /5, с. 10-11/
Таблица 5 Динамика объемов продаж мебели в России
Необходимо отметить, что присутствие на рынке значительных объемов импортной мебели породило определенные проблемы для отечественного покупателя: - во первых, гарантия на импортную мебель устанавливается продавцами на срок от 3 до 6 месяцев - в то время как ГОСТ на отечественную мебель предусматривает 18 или 24 месяца (в зависимости от ее вида); - во вторых, при сертификации импортной продукции выявлено, что ряд физико-механических и экологических показателей не соответствуют требованиям действующих российских стандартов.
В конкурентной борьбе за рынок России отечественные мебельщики коренным образом изменили ассортимент продукции, ее дизайн, улучшили качество, внедрили современные импортные материалы, фурнитуру, комплектующие. В стране создано 65 совместных предприятий по выпуску качественной разнообразной мебели, использующих современные методы организации труда, маркетинга и менеджмента. Российские предприятия научились активно использовать различные региональные и международные специализированные выставки для изучения и освоения новых рынков сбыта продукции. Это выставки " Мебель" и " Евроэкспомебель" в Москве, " Мебель-Интерьер-Дизайн" в Санкт-Петербурге, " Стиль-Мебель-Интерьер" в Екатеринбурге, " Мебель России" в Нижнем Новгороде, а также выставки в Новосибирске, Уфе, Омске и других городах. /8/ Возрастанию престижности и конкурентоспособности отечественной мебели способствует и организованный Департаментом экономики лесного комплекса - в рамках проводимых международных выставок - смотр-конкурс лучших образцов мебели с присуждением дипломов, которые предприятия используют в рекламных целях. За 2001 год в России произведено мебели на сумму 10080 млн. руб. (в ценах 2001 года) или 94, 1% к уровню 2000 года. В общем объеме лесобумажной продукции страны выпуск мебели составил 12, 3% против 14% в 1997 году. В 2000 году производство мебели на душу населения составило 43, 97 руб.
Несмотря на кажущееся насыщение рынка мебелью, объем потребления ее в России остается довольно низким. По данным зарубежной информации, ежегодное потребление мебели на душу населения в странах Западной Европы составляет 130-230 долл. США. А в России - всего около 10 долл. США. По экспертным оценкам, в настоящее время и на ближайшую перспективу потребность населения России в мебели крайне велика, так что можно ожидать роста объемов ее производства и потребления в будущем.
Рис. 2. Потребление мебели на душу населения в России и странах Европы в 2001 г. (долл. США). Несмотря на экономические трудности, многие отечественные предприятия осуществляли работу по реструктуризации производства, применению передовых технологий и техники, использованию эффективных материалов. Это обеспечило насыщение рынка высококачественной мебелью, в ряде случаев не уступающей импортным аналогам, о чем свидетельствуют результаты проходивших международных выставок в Москве и Санкт-Петербурге. В 2001 году из 77 регионов, выпускающих мебель, 25 превысили уровень 2000 года. Наибольший прирост объемов достигнут в Республиках Калмыкия, Бурятия, Тыва, Ханты-Мансийском национальном округе, Вологодской, Новгородской, Воронежской, Московской и Саратовской областях. Успешно работали предприятия: АО «Мебель Черноземья» (г. Воронеж), АО «Каскадмебель», АО «ПМО «Шатура» (Московская обл.), АО «Севзапмебель» (г. Санкт-Петербург), АО «Электрогорскмебель» (Московская обл.), АО «Москомплектмебель», АО «Стайлинг» (г. Киров), АО " Ивановомебель", АО «Интерьер», АО «Заречье», АО «Свобода», АО «Казакмебель», АО «Ольховская мебельная фабрика». Среди предприятий малого и среднего бизнеса эффективно работали «Аллегро», «Васко», «Возрождение», «МЦ-5», «Ныос», «Фор-мекс», СП «Инстроймебель», «Русская мебель», «Надежда», «Питмебель», «Призма». В 1999 году спрос на отечественную мебель резко возрос, так уже в I квартале данного года было выпущено мебели на сумму 3 млрд.руб. или 148, 6% к соответствующему периоду 2001 года. В 59 регионах страны выпуск увеличился в 1, 3 - 1, 6 раза. За этот период индекс физического объема впервые за последние годы составил 107.5%, что говорит об увеличении объемов выпуска в натуральном выражении, а в 2001 году этот показатель составлял 98, 9%. На предприятиях за счет различных источников финансирования были осуществлены следующие мероприятия, способствовавшие выпуску конкурентоспособной мебели: ü созданы мощности по изготовлению различных деталей из массива древесины (АО " Мебель Черноземья", АО " Сторосс", АО " Истрамебель", АО " Дороховская МФ", АО " Ульяновскмебель", АО " Лесосибирский ЛДК", АО " Кузбассмебель", АО " Артеммебель", АО " Средуралмебель" и др.); ü внедрена технология облицовывания кромок щитов методами " софт- и постформинг" (АО " Электрогорскмебель", АО " Москомплект-мебель", АО " Севзапмебель" и др.); ü освоено производство мебели с использованием новых формообразующих элементов: угловых и объемно-выпуклых дверей, складных дверей типа " гармошка" (АО " Ивановомебель", АО " Мебель Черноземья", АО " Заречье"); ü применена система программного проектирования и производства мебели на базе унифицированных элементов (АО " Интерьер", МКО " Севзапмебель"); ü укреплены конструкторские группы путем привлечения дизайнеров-мебельщиков (АО " Москва", АО " Заречье", АО " Кузьминки", АО " Эксперимент", АО " Интерьер" и др.); ü смонтированы местные контрольно-измерительные счетчики для контроля поступления на предприятие и расходования теплоэнергетических ресурсов (АО " Шатура", АО " Артеммебель"); ü внедрены новые принципы обеспечения качества работы: " не принимай", " не делай", " не передавай" (АО " ПМО Шатура"); ü освоена безотходная технология раскроя тканей в производстве мягкой мебели (СП " АМ-Куз"). Работу по поиску, выявлению и пропаганде имеющихся достижений Департамент намерен продолжать, опираясь на Центр развития мебельной промышленности при ГНЦ ЛПК и Ассоциацию предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России. Успешная работа перечисленных предприятий по выпуску сравнительно недорогой мебели современного дизайна с высокими потребительскими свойствами (европейского уровня качества) обусловлена использованием закупаемых по импорту высококачественных облицовочных и отделочных материалов, лицевой фурнитуры, элементов трансформации, фасадных и других комплектующих элементов мебели. Указанные товары пока практически не выпускаются в России, так что задача создания у нас специализированных мощностей по их выпуску весьма актуальна. Приоритетными направлениями в развитии мебельной промышленности на 2000 и последующие годы являются: ü обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции. Рынок мебели в России очень емкий. По имеющимся оценкам в настоящее время и на ближайшую перспективу потребность в мебели для населения и госбюджетной сферы крайне велика (в 6 - 8 раз превышает существующие объемы продаж). Ниши мебельного рынка обширны и в них можно плодотворно работать. ü развитие экспорта мебели и ее компонентов. Снижение объемов выпуска мебели за последние годы повлияло и на потерю внешних рынков. Если экспорт в 1995 году составлял 166, 7 млн. долл. США или 7% от объема производства, то в 1997 году он был равен 56 млн, долл. США, а в 2001 ü году - 38, 5 млн. долл. США, в том числе экспорт в дальнее зарубежье составил 29, 8 млн. долл. США (77%), а в страны СНГ - 8, 7 млн. долл. США (23%). Наибольший объем экспорта мебели и ее компонентов по-прежнему приходится на Северо-Западный район России (66%). Свыше 10% всего экспорта мебели поставляет Кировская область, около 9%- Московская область. Основной объем мебели, поставляемой в страны дальнего зарубежья, это продукция в виде деталей и полуфабрикатов для мебели, наиболее материалоемкая и относительно недорогая продукция из древесины. В страны СНГ поставляется в основном простая и добротная мебель. Мы знаем, какой дефицит в мебели испытывают такие государства бывшего СССР, как Казахстан, Узбекистан, Киргизия, известны проблемы с их платежеспособностью. Решить эти проблемы на государственном уровне в рамках двухсторонних межгосударственных взаимных расчетов представляется возможным совместно с Ассоциацией предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России. ü модернизация и техническое переоснащение действующих производственных мощностей с целью создания сети гибких мебельных производств на основе комплектного оборудования для мини-фабрик. Есть ряд позиций вполне конкурентного оборудования отечественного производства, которые можно использовать для технического перевооружения. ü совершенствование ассортимента производимой бытовой мебели, в том числе из массивной древесины, учитывая различия потенциальных слоев покупателей по уровню достатка, культурному типу их домашнего быта, отношению к моде и т.д. ü развитие производства специальных видов мебели для удовлетворения потребности рынка в офисной мебели, детской, дошкольной и для учреждений просвещения. ü уменьшение таможенных пошлин на не производимые в России высококачественные облицовочные и отделочные материалы, ткани, фурнитуру, комплектующие для производства мебели - все то, что обеспечивает требуемый уровень ее качества; ü введение лицензирования импортеров мебели, что позволит ГТК России и Министерству по налогам и сборам России поставить на учет и ужесточить контроль за поставщиками, повысить собираемость пошлин и налогов для пополнения бюджета. ü максимальное импортозамещение продукции для мебельного производства, для чего необходимо продолжить работу по созданию и развитию инфраструктуры на предприятиях химической, легкой, текстильной, металлургической и оборонной отраслей. Мебельная промышленность использует сегодня до 70% импортных материалов на 1 рубль затрат в себестоимости мебели. ü развитие, совершенствование и повышение эффективности выставочной деятельности как важного звена в развитии экономики, повышении конкурентоспособности продукции. Выставки являются инструментам продвижения товара на рынки и соединяют интересы производителей, торгующих фирм и потребителей. ü продажа отечественной мебели наряду с импортной в фирменных магазинах, мебельных салонах и других предприятиях торговли; ü формирование рекламной политики. Для большинства предприятий она является сегодня первостепенной задачей, реклама должна быть системной, упорядоченной, а следовательно и более эффективной. Это так же очевидно сегодня, как и доказанная жизнью эффективность и действенность грамотного квалифицированного маркетинга. Необходима рекламная поддержка отечественных производителей мебели в печати и телеэфире на льготных условиях - под девизом " Покупай сделанное в России". Абсолютное большинство успешно работающих предприятий имеют до 30-40 своих торговых точек. И затраты эти оправдывают себя. Затраты на рекламу сегодня составляют не более 0, 2% от объема выпуска. Для сравнения: в развитых странах с рыночной экономикой затраты на рекламную деятельность составляют около 3% от объема продаж. Есть все основания считать, что рост объемов производства отечественной мебели обеспечит реальное возрастание доходной части бюджета страны, уровня занятости населения и коэффициентов загрузки практически всех подотраслей лесопромышленного комплекса и смежных с ним отраслей промышленности России.
|