Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способы задания множеств. Для задания множества существуют различные способы
Для задания множества существуют различные способы. Множество считают заданным, если о каждом элементе можно сказать, принадлежит он данному множеству или нет. Задание множества с использованием общепринятых обозначений. Для числовых множеств имеем: Задание множества перечислением его элементов. Конечное множество можно задать перечислением его элементов и записать в виде
Например, {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9} – множество десятичных цифр. Задание множества с помощью характеристического свойства его элементов. Характеристическое свойство – это свойство, которым обладают все элементы данного множества и только они. Этот способ применим для конечных и бесконечных множеств. Пусть
означает, что рассматривается множество всех элементов Например, отрезок [0, 1] действительной прямой можно определить следующим образом
Рекурсивное задание множества. Этот способ заключается в следующем: 1°. Указываются некоторые исходные элементы, входящие в множество. 2°. Описывается механизм, позволяющий получить новые элементы из имеющихся. 3°. Объявляется, что в множестве нет никаких других объектов кроме тех, которые можно получить из исходных, применяя описанный в п. 2° механизм. Например, множество 1°. 2°. 3°. Условие 3° определяет В дальнейшем при рекурсивном задании множеств последний пункт, как правило, не указывается, но всякий раз это требование подразумевается. В качестве еще одного примера рекурсивного задания множества определим совокупность всех слов в данном алфавите. Пусть 1°. Каждая буква является словом: 2°. Результат приписывания к слову любой буквы является словом:
Например, если 0, 1 (согласно 1°); 00, 01, 10, 11 (согласно 2°); 000, 001, 010, 011, 100, 101, 110, 111 (согласно 2°) и так далее. Теория множеств, рассматриваемая без ограничений на способы задания множеств, называется наивной теорией множеств. В этой теории еще при жизни ее создателя Г. Кантора были обнаружены многочисленные парадоксы. Приведем один из известных парадоксов Б. Рассела, открытый им в 1903 г. Пусть Этот парадокс имеет много популярных формулировок. Приведем некоторые из них. 1) Одному полковому брадобрею приказали «брить всякого, кто сам не бреется, и не брить того, кто сам бреется». Как он должен поступить с собой? 2) В одной стране вышел указ: «Мэры всех городов должны жить не в своем городе, а в специальном Городе мэров». Где должен жить мэр Города мэров? 3) Некая библиотека решила составить библиографический каталог, в который входили бы все те и только те библиографические каталоги, которые не содержат ссылок на самих себя. Должен ли такой каталог включать ссылку на себя? Для преодоления противоречий в наивной теории множеств было предложено несколько возможных ее аксиоматизаций, в рамках которых утверждение о существовании множества всех множеств было бы невыводимым.
|