Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поэзия 1790-1810-х годов 1 страница
Русская литература конца XVIII - начала XIX в. - яв- ление переходной эпохи. Не случайно при характеристике этого периода в трудах литературоведов чаще всего встречаются выражения " разрушался", " распадался", " складывался", " еще не сформировался", а соответствую- щие историко-литературные термины образуются с пристав- кой " пред" или " пре". " Распадался" классицизм, " разру- шалась" просветительская вера в неизменность и доброту природы человека, " складывался" романтизм, " еще не сформировалась" дворянская революционность. " Предроман- тизм" (или " преромантизм"), " предреализм", а иногда еще " неоклассицизм" (" постклассицизм") - такими терминами пользуются чаще всего для определения сущности литера- турной эволюции этого времени. Такой взгляд не лишен оснований. Оценивая эпоху по ее итогам, мы выделяем в ней наиболее существенное - то, что стало ведущей тенденцией (или тенденциями) в последующие периоды. Однако при этом не следует забы- вать сложности исторических закономерностей: далеко не всегда реальностью в истории становится то, что было единственно возможным, - история закономерна, но не фа- тальна. Это приводит к тому, что в каждую эпоху имеются нереализованные возможности, тенденции, которые могли бы развиться, хотя этого и не произошло. Кроме того, не все исторические посевы прорастают с одинаковой ско- ростью - черты эпохи, которые представляются незначи- тельными, если смотреть на нее с дистанции в два или три десятка лет, могут показаться историку определяющи- ми через несколько столетий. Все это приводит к тому, что взгляд на ту или иную переходную эпоху с точки зрения ее непосредственных ис- торических итогов может не только существенно расхо- диться с представлением современников, но значительно обеднять ее значение с точки зрения более широких исто- рических перспектив. Сказанное в полной мере относится к интересующей нас эпохе. Если знакомиться с периодом конца XVIII - начала XIX в., и в особенности с первым десятилетием нового столетия, по историям лите- ратуры, то создастся впечатление времени глухого и тусклого: Г. Державин уже пережил " золотой век" своего творчества, А. Радищев и Н. Карамзин уже выбыли из ли- тературы, век Пушкина еще не наступил, да и В. Жуковс- кий, К. Батюшков и И. Крылов еще не определили размера своего дарования и места в русской поэзии. Сочетание " уже не" и " еще не" становится основным признаком эпо- хи. Однако если погрузиться в чтение мемуаров, писем, журналов, перебрать сборники забытых поэтов и просто вспомнить, кто же вырастал в русской культуре за эти годы, то впечатление сложится прямо противоположное: перед нами эпоха яркая, полная своеобразного обаяния и глубокого культурного смысла. Начало XIX в. оставило неизгладимый след в русской культуре, во многом опреде- лив пути ее дальнейшего развития. Значение этого време- ни еще и в другом. Юношество определяет последующие пу- ти развития характера зрелого человека - вот в чем зна- чимость этого возраста для человеческой жизни как исто- рического целого. Однако поэзия его - в том, что он еще содержит возможности, которым не суждено реализоваться; пути, по которым человек не пойдет, еще ему открыты, роковые ошибки - не совершены. В характере меньше опре- деленности, но больше выбора. Он труднее втискивается в классификационные рамки, но зато внутренне богаче. Он - переход от детства к зрелости, сочетание " уже не" и " еще не". Начало XIX в. было юностью русской культуры между эпохой Петра и 1917 г. Именно поэтому на материале поэ- зии конца XVIII - начала XIX в. - времени, исторический и культурный аромат которого заключен в богатстве, не- определенности, незавершенности, - становится очевидной несостоятельность отождествления понятий " история лите- ратуры" и " история великих писателей". Не очень четкое понятие литературного " фона", так называемых второсте- пенных и третьестепенных поэтов, приобретает здесь осо- бенное значение. Так возникает проблема " массовой поэ- зии" - литературного " фона" эпохи, служащего и контрас- том, и резервом для " большой литературы". Именно на примере этой эпохи с особенной ясностью видно, что культура - не собрание шедевров, а живой организм, в единой системе которого живут и противоборствуют разные по самостоятельному значению и ценности силы. Создавая картинную галерею, мы можем отобрать наиболее ценные полотна, а все остальное убрать. Но живая культура - организм, а не картинная галерея. В галерее греческих героев нет места Тирситу, но поэма Гомера без него не- возможна. Культура - не клумба, а лес. Для того чтобы помнить это, полезно иногда читать забытых поэтов. От- рывая шедевры от их реального исторического контекста, мы убиваем их. Забывая литературный " фон" начала XIX в., мы убиваем Пушкина. Таков смысл обращения к поэтам, творчество которых предлагается читателям. Основные идеи, определявшие духовные искания литера- туры начала XIX в., - проблема личности и народность. Сами вопросы не были новыми - новым было их истолкова- ние в эпоху между революциями XVIII в. и наполеоновски- ми войнами, дыхание которых уже ощущалось в воздухе. XVIII в. не видел антагонизма между свободной, естест- венной личностью и народом. Гармонически развитый чело- век представлял в своем лице и индивида, и народ, и че- ловечество. Движение к народу - это возвращение к ес- тественности, доброте и красоте, которые скрыты в каж- дом человеке, это путешествие к природным основам своей собственной личности. С этой точки зрения преодоление разрыва между идеологически активной личностью и наро- дом не могло казаться ни трудным, ни трагическим. В новых условиях личность и народ стали восприни- маться не как две стадии развития одной и той же сущ- ности (безразлично, трактуется ли этот процесс как " просвещение" или " искажение"), а как два различных и противопоставленных начала. Трагическое напряжение меж- ду ними, попытки сближения, обличение - до ненависти, смирение - до религиозного преклонения станут основным содержанием духовной жизни России на многие десятиле- тия. Проблема личности сохранила и в начале XIX столетия ряд основных признаков, присущих ей в системе Просвеще- ния: свободолюбие, жажду гармонического развития, отож- дествление красоты и социальной нормы, героизм, чаще всего окрашивавшийся в тона античности. Новым было сое- динение пламенной жажды свободы, доходящей до патриоти- ческого экстаза, до мечтаний героического тираноубийс- тва, с идеей моральной ответственности. Мысль о необхо- димости связать тактику с этикой, о перерождении героя, идущего к свободе морально запрещенными путями, и о трагической неизбежности этих путей, высказанная впер- вые Шиллером, обеспечила его юношеским драмам бурный успех у русской молодежи 1800-х гг. Соединение свободолюбия и морального пафоса опреде- лило новое соотношение политической и интимной лирики. Элегия, любовная лирика, поэтический мир человеческой души, с одной стороны, и гражданственный пафос, с дру- гой, перестали восприниматься как антагонисты. Внутрен- няя ценность человека, измеряемая богатством его душев- ного мира, определяет и жажду свободы. Элегическая и патриотическая поэзия у Андрея Тургенева, М. Милонова или Ф. Иванова взаимно дополняют друг друга, а не про- тивостоят. Не менее острым в поэзии начала XIX в. был вопрос о сущности народа, его прав и значения и морального долга свободолюбивой личности по отношению к угнетенной и страдающей массе. В соединении с требованием создания культуры, зиждущейся на национальной основе, это опре- деляло контуры проблемы народности в спорах того време- ни. Конец XVIII - начало XIX в. - время переоценки цен- ностей. В первую очередь переоценке подверглись общест- венно-философские идеалы предшествующего столетия. Бури французской революции, уроки террора и термидорианской реакции, упорство реакции и взрывы народного гнева в России - все это порождало идеи и представления, с точ- ки зрения которых теории философов прошедшего века ста- ли казаться наивно оптимистическими и головными, прямо- линейно рационалистическими. Слова " философия" и " тео- рия", недавно вызывавшие представления о высших куль- турных ценностях, зазвучали иронически. Книжной мудрос- ти стали противопоставлять мудрость жизненную, просвещению - народность. Крылов, вольноду- мец и вольтерьянец в XVIII в., создал на рубеже столе- тий комедию " Трумф" (" Подщипа"), в которой подверг бес- пощадному осмеянию все ценности дворянской культуры, все ее теоретические представления о высоком и прекрас- ном в искусстве и героическом в жизни, а заодно и самые основы того героико-теоретического мышления, без кото- рого Просвещение XVIII в. было бы невозможно. Если просветители XVIII в. пользовались скепсисом как оружи- ем против верований, завещанных " варварским" прошлым, то теперь он был повернут против них самих. Однако скептицизм как общественно-философское оружие слишком связан с психологией культурной элиты. Он не мог стать голосом жизни, путем к народности, и Крылов обращается к здравому смыслу каждодневного опыта, народному толку, вековой мудрости народных пословиц и лукавству просто- народной речи. На место героизированного и идеализиро- ванного, возведенного до философской модели народа Ра- дищева ставится реальный крестьянин. Его точку зрения, выраженную во фразеологизмах, непереводимых оборотах народной речи, - практический здравый смысл, незыбле- мость религиозно-нравственных представлений, добродуш- ное лукавство и жизненный консерватизм - Крылов выбира- ет в качестве своей точки зрения. Однако смелость Крылова, поставившего на место идеа- ла реальность, не нашла широкого круга последователей в современной ему поэзии (сам масштаб новаторства Крылова стал ясен значительно позже). Современникам, даже самым доброжелательным, скорее бросалась в глаза цена, кото- рую Крылов заплатил за нее: став на народную точку зре- ния, Крылов сознательно сузил диапазон своего художест- венного мира. Он видел то, что было видно народу: 1812 г. мог стать темой его басен, но кинжал Занда или Луве- ля, политические споры " между лафитом и клико" - то, что вдохновляло Пушкина, питало духовное горение декаб- ристов, - нет. В. К. Кюхельбекер, признавая в Крылове учителя, указывал на ограниченность его тематики, а П. А. Вяземский в споре с Пушкиным отказывал Крылову в на- родности не только как карамзинист, ценитель изящества, но и как свободолюбец, для которого идеал народа был неотделим от мысли о политической активности. Большинство литературных деятелей начала XIX в. в борьбе с " теоретичностью" идеалов XVIII столетия проти- вопоставляло им тоже теории, столь же " книжные" и " го- ловные" в глазах последующих поколений, но казавшиеся в ту пору воплощением самой жизни. После того как Андрей Тургенев в 1801 г. на заседа- нии Дружеского литературного общества обвинил современ- ную ему литературу в отсутствии народности, требование это стало повторяться разными критиками и с разных по- зиций. Дискуссия о народности литературы, в которой приняли участие А. Шишков, Г. Державин, С. Глинка, Анд- рей Тургенев, А. Мерзляков, Н. Гнедич, Я. Галинковский, которая определила появление столь различных произведе- ний, как " Славенские вечера" В. Нарежного, " Песни, пе- тые на состязаниях в честь древним славянским божест- вам" Радищева, баллады Жуковского и " народные песни" Мерзлякова, определенным образом отразилась и в массо- вой литературе. Слияние личности и народа мыслилось в начале XIX в. большинством теоретиков как культурная, а не социальная проблема. Решение ее видели в создании народной культуры, а не в коренной перестройке всего общественного уклада. Поскольку в демократических кругах еще со времен Радищева дворянская культура восп- ринималась как искусственная и ложная, возникало требо- вание выработки форм лирики, которые были бы традицион- ными и национальными, с одной стороны, и способными вы- разить индивидуальное чувство - с другой. Именно такое место заняла в общей системе лирики тех лет " русская песня". " Народные" концерты Е. Сандуновой, волновавшие московскую молодежь 1800-х гг., песни Мерзлякова и его поэтической школы - в первую очередь Н. Грамматина - выполняли в общей системе культуры иную функцию, чем " песни" в поэтике XVIII в. Они повысились в культурном ранге, функционально приблизившись к элегии. Стремление к синтезу народности и героизма определи- ло рост интереса к античности. Этот путь привлекал Гне- дича, Мерзлякова, А. Востокова. Требование народности получило в те годы самую широ- кую интерпретацию. К нему обращались и те, кто стремил- ся найти новые, более глубокие и жизненные формы идео- логии, избавив передовую теорию от кабинетного догма- тизма, обернувшегося трагическими эксцессами буржуазной революции. Но к нему же обращались и противники всякой мысли, прикрывавшие словами о приверженности традиции и национальным началам болезненную страсть к доноситель- ству, политическую реакционность и классовый эгоизм. Историю литературы можно излагать как историю идей и историю людей. Получаемые при этом картины могут су- щественно отличаться. Начало XIX в. не может выдержать сравнения с последней третью XVIII или 1820-1830-ми гг. по глубине выработанных им теоретических концепций. Ос- новное культурное творчество этой эпохи проявилось в создании человеческого типа. Культурный человек России начала XIX в. - одно из самых замечательных и интерес- ных явлений русской истории. Дети екатерининских вель- мож, ссыльных масонов, присмиревших вольтерьянцев XVIII в., старшие братья Онегина, Чацкого и тех, кто морозным утром 14 декабря 1825 г. вышел на Сенатскую площадь, они начинали учиться мыслить по " Общественному догово- ру", под звуки барабанов, отбивавших дробь на павловс- ких вахт-парадах, отказывались от гвардейского мундира, чтобы заполнить собой аудитории Московского или Геттин- генского университетов, проклинали тиранов, читая " Раз- бойников" Шиллера или " Негров в неволе" Коцебу, начина- ли дружеские пирушки за чашей пунша с пения шиллеровс- кого " Гимна к радости": " Обнимитесь, миллионы..." и умирали на полях Аустерлица, Фридлянда, под Смоленском, при Бородине, в партизанских " партиях", при Бауцене и Лейпциге. Молодежь этой эпохи отдавала свои жизни с неслыхан- ной простотой и щедростью. Большинство из них умерло рано, не реализовав своих творческих возможностей. Из истории они как бы выпали, их заслонили блестящие дея- тели последующего времени. Но стоит сопоставить фавори- та Екатерины II Григория Орлова и его племянника декаб- риста Михаила Орлова, масона И. П. Тургенева и его третьего сына, декабриста Н. И. Тургенева, чтобы по- чувствовать, что здесь одно звено пропущено. Звено это - люди 1800-1810-х гг. Культура начала XIX в. с наибольшей силон реализовала себя не в вершинных созданиях человеческого ума, а в резком подъеме среднего уровня духовной жизни. Современная теория культуры определяет ее уровень объемом информации, входящей в активную память коллек- тива, степенью организованности его внутренней структу- ры. Эту последнюю можно представить как систему нравс- твенных запретов, социально-психологическим регулятором которых является стыд. Можно сказать, что область куль- туры - это сфера тех моральных запретов, нарушать кото- рые стыдно. Каждая эпоха создает в этом отношении свою систему стыда - один из лучших показателей типа культу- ры. Для десятков и сотен русских дворян в начале XIX в. стало казаться стыдным то, что еще их отцам представля- лось естественным и нормальным. К этому времени народ- ный организм переработал государственные сдвиги эпохи Петра I в органические факты внутренней культурной жиз- ни. Именно это чувство чести, сознание человеческого достоинства, " страх порока и стыда", о котором упомянул Пушкин над прахом Ленского, " стыд", который " держит в узде", по мнению Чацкого, были психологическим выраже- нием того культурного типа, который, пройдя через огонь Отечественной войны 1812 г., дал России явление декаб- ризма. Сознание значительности среднего уровня дворянской культуры предде-кабристской эпохи заставит нас отнес- тись со вниманием к памятникам, в которых он запечат- лелся. Стихотворения, читавшиеся и переписывавшиеся в альбомы, элегии, над которыми плакали старшие сестры Татьяны и словами из которых Ленский выразил свои предсмертные терзанья, сохраняют для нас значение мол- чаливых свидетельств. По ним мы можем реконструировать психологический тип породившей их общественной среды. Однако дворянство не было единственной культурной средой в начале XIX в.: складывалась профессиональная интеллигенция, в основном разночинного происхождения. Не сформировалось еще ни единства социальных условий, ни единства общественной психологии. Деятели театра, на сцене соприкасавшиеся с вершинами дворянской культуры, а в быту - с ее крепостнической основой, происхождением часто связанные с крепостной интеллигенцией, богемный быт которых обладал особой притягательной силой для те- атралов из столичного света, и семинаристы, изучавшие на лекциях риторику и богословие, а в дружеском кругу - Гельвеция и Канта, охотно менявшие рясу на универси- тетскую кафедру, для которых семинаристские манеры на всю жизнь оставались в дворянском обществе печатью от- верженности, конечно, представляли совершенно различные культурно-психологические типы. Не менее различались между собой профессор-разночинец (появление дворян на кафедре Дерптского университета - сначала это был Г. Глинка, затем А. Кайсаров - стало сенсацией; о первом Карамзин специально поместил в " Вестнике Европы" сооб- щение) и художник - воспитанник Академии. Наконец, в этом кругу мог появиться и Иван Варакин - поэт-крепост- ной, тщетно домогавшийся у барина выкупа, или компози- тор Даниил Кашин, выкупившийся наконец на свободу. Но весь этот пестрый недворянский мир не только существо- вал, он знал, что существует, и стремился осмыслить свое бытие. Лишенный политических прав и эле- ментарных гарантий, он рвался к культуре, воспринимая ее средние нормы и общепринятые представления. Сначала речь шла о приобщении к уже существующей культуре. Но в ходе усвоения происходила трансформация литературных вкусов. Переживая скрытый период своего развития, де- мократическая интеллигенция уже в начале XIX в. оказы- вала воздействие на ход культурного движения. Эпоха 1790-1810-х гг. не имела единого господствую- щего поэтического стиля. И стремление поэзии Жуковского или Батюшкова к стилистической унификации, и сложный синтетизм Пушкина вырастали на фоне и по контрасту с неорганизованностью мира русской поэзии этой переходной эпохи. Однако было бы большим заблуждением полагать, что в результате возникал индивидуальный произвол в вы- боре художественных средств, что поэт начала века не был связан определенными творческими правилами. Поэзия конца XVIII - начала XIX в. регулировалась сложной системой правил, норм, обычаев и приличий. За- коны поэзии, торжественно прокламированные Лагарпом и Баттё, не были отменены. Они сохраняли авторитетность не только для Карамзина, но даже для Жуковского, даже для лицейского Пушкина, писавшего:
Хоть страшно стихоткачу Лагарпа видеть вкус, Но часто, признаюсь, Над ним я время трачу.
(" Городок")
Однако соблюдение их не считалось обязательным. Действовала сложная смесь различных правил, образцов, поэтических предрассудков. Один круг тем, метров и рит- мических фигур, поэтических интонаций и композиционных решений был закреплен за балладой, другой - за элегией или дружеским посланием. Современники безошибочно раз- личали и индивидуальные черты стиля Державина или Ка- рамзина, а позже - Батюшкова, Гнедича или Жуковского. Характерно письмо Вяземского Пушкину. Ощущение законо- мерности индивидуального стиля выражено здесь очень резко: " Ради Бога, облегчи меня: вот уже второй день что меня пучит и пучит стих:
Быть может, некогда восплачешь обо мне,
который ты же мне натвердил. Откуда он? чей он? Пе- рерыл я всего Батюшкова, Озерова, тебя и нигде не нахо- жу, а тут есть что-то Озеровское, Батюшковское" (XIV, 23). Цитата имела источником гнедичевский перевод из " Тан-креда" Вольтера, однако дело здесь в ином: " что-то озеровское" или " что-то батюшковское" представляло для Вяземского вполне ощутимое и реальное понятие.
Анализ этого высказывания см.: Винограда" В. В. Стиль Пушкина. М., 1941. С. 482. Именно потому, что система поэзии была сложной и неуни- фицированной, допуская и " оссиановскую" элегию, и тор- жественное послание, и дружеские, фамильярные, " народ- ные" или сатирические стихи (причем каждый тип имел свои нормы, обычаи, предрассудки, порой нигде не сфор- мулированные, но обязательные), представление о поэти- ческом мастерстве часто связывалось не с изобретением нового, а с полным и свободным овладением уже существу- ющей системой. В этом смысле характерен лицейский пери- од творчества Пушкина, бесспорно представляющий одно из центральных явлений поэтической жизни интересующей нас эпохи: пафос пушкинской поэзии этих лет - овладение всем богатством поэтических возможностей, которые нако- пила русская поэзия (а в определенном отношении - и французская) к концу 1810-х гг. Пушкин сознательно раз- вивает в себе способность переключаться из одной поэти- ческой системы в другую, соблюдая поэтический ритуал каждой из них. В этом смысле лицейская поэзия Пушкина представляет собой доведенную до совершенства картину поэзии этой эпохи в целом. Имело место, однако, и су- щественное различие: Пушкин, овладевая нормами поэзии своей эпохи, уже в Лицее усложнял их. Отраженная в зер- кале его творчества первых лет, русская поэзия выглядит более сложной и богатой, массовая же поэзия, овладевая нормами высокой литературы, упрощала и огрубляла их. Но, может быть, именно поэтому она представляет собой благодарный материал для историка, стремящегося реконс- труировать поэтический фон того времени. Господствующей литературной системой эпохи был ка- рамзинизм. Он смог занять такое положение в силу своей теоретической и практической широты, граничившей с эк- лектизмом. В него вмещались и таинственные баллады, и вполне традиционные басни, и апологи, Жуковский и И. Дмитриев, а на литературном Олимпе его уживались Шиллер и Буало. Именно поэты среднего дарования: Дмитриев, В. Л. Пушкин, А. Воейков, в какой-то мере М. Милонов - оп- ределяли лицо карамзинизма как поэтического направле- ния. Не случайно так велико было значение средних, мел- ких и порой мельчайших поэтов для Пушкина, который, ов- ладевая стилем эпохи, а затем его преодолевая, держал в памяти, любил повторять и цитировал в письмах и стихот- ворениях многие десятки ныне забытых поэтических строк. Далеко не все эти цитаты опознаны нами - многие живут в нашем сознании как пушкинские. Вяземский вспоминал: " Пушкин имел всегда на очереди какой-нибудь стих, кото- рый любил он твердить". Осознание той или иной цитаты как пушкинской, то есть как " нецитаты", утрата связи ее с основным текстом разрушает функцию ее в пушкинском произведении. Только после того, как исследователи по- казали, что элегия Ленского - своеобразный монтаж из общих формул элегической поэзии начала века, обнажилась ирония пушкинского текста, который, если не учитывать цитатного характера составляющих его стихов, звучал вполне лирически и именно так был воспринят П. И. Чай- ковским. На большую роль цитат в ткани поэзии Пушкина указы- валось неоднократно, особенно В. В. Виноградовым и Б. В. Томашевским. Роль эту можно
I Вяземский П. А. Полн. собр. соч. СПб., 1883. Т. 8. С. 116.
сопоставить со стилистической функцией слов-сигналов, о которых писали М. Гофман, Г. А. Гуковский, Г. О. Вино- кур, В. М. Жирмунский, Л. Я. Гинзбург: поэтическое соз- нание эпохи реализуется как некоторая сложная структур- ная целостность. Для того чтобы активизировать ту или иную ее часть, нет необходимости в приведении обширных текстов: в сознании аудитории живут свернутые текс- ты-программы: цитаты, доминантные лексемы, типические интонации, метры и ритмы. Каждый из этих элементов ре- конструирует в сознании читателя всю систему, иногда охватывающую лишь определенный участок, слой, жанр поэ- тического мира, порой совсем точечный - микрокосм того или иного поэта, - иногда вызывающую в памяти наиболее общие черты поэзии эпохи. Этот живой динамический мир составляет фон " большой" поэзии. Но фон этот не пассив- ный, раз навсегда данный и стоящий как бы вне текстов Пушкина, Жуковского или Рылеева. Этот фон активен, он коррелирует с поэзией " первого ряда", постоянно работа- ет. Стихи Жуковского и Кюхельбекера должны вызывать различные воспоминания и ассоциации. Пушкинская же поэ- зия постоянно втягивает в себя все многообразные поэти- ческие стили и индивидуальности. Гениальное произведение существует как нечто отдель- ное и легко вычленяется из различных контекстов. В мас- совой литературе границы между произведениями условны, а такие понятия, как " элегия 1810-х гг." или " поэзия дружеского кружка", получают все признаки единого текс- та. В литературоведении распространено убеждение, что в развернувшейся в 1800-1810-е гг. борьбе столкнулись от- живающий классицизм и молодой романтизм, причем первый был представлен " Беседой" и близкими к ней литератора- ми, второй же заявил себя в произведениях карамзинис- тов, арзамасцев. Как указал еще Н. И. Мордовченко, та- кое истолкование навязано полемическими статьями Вя- земского. Однако еще Пушкин оспаривал это стремление отождествлять карамзинистов с романтиками, а их против- ников - с классицистами. " Признайся, - писал он Вяземс-
|