Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поэзия 1790-1810-х годов 4 страница
переводную балладу, и именно на немецкую. Основные по- казатели фактуры стиха и стиля также поразительно сход- ны. Н. Остолопов очень точно резюмировал нормы русской баллады, сложившиеся под влиянием Жуковского, подчерк- нув зависимость ее от немецкого, а не романского пони- мания этого жанра: " У немцев баллада состоит в повест- вовании о каком-либо любовном или несчастном приключе- нии и отличается от романса наиболее тем, что всегда основана бывает на чудесном; разделяется также на строфы. Хотя Бутервек, их но- вейший эстетик, и говорит, что содержание таких сочине- ний должно быть непременно взято из отечественных про- исшествий, но сие не всегда соблюдается. Сии баллады могут быть писаны стихами всякого размера. Господин Жуковский показал нам удачно написанные образцы русских баллад" 3. Основываясь на таком определении, следовало бы " Раи- су" и " Алину" Карамзина, равно как и всю бытовую балла- ду вообще, отнести к романсам. Национально-героическая тематика объявлялась факультативным признаком баллады. В качестве обязательного признака остается чудесное по- вествование. Баллада воспринимается как повествователь- ное стихотворение, сюжет которого развивается по зако- нам сверхъестественного, события развязываются в ре- зультате вмешательства таинственных, иррациональных сил. Карамзинизм, впитавший в себя культуру европейско- го скептицизма XVIII столетия, мог принять такой текст только в качестве шутки, игры ума и фантазии. Поэтому, допуская романтическую балладу, он отводил ей место пе- риферийного жанра,
Причина этого была достаточно прозаической: само- вольная попытка во время войны 1812 г. снять мундир бы- ла истолкована как трусость и дезертирство. Мещевский, видимо, вызвал личный гнев императора, и все попытки ходатайствовать за него оставались безуспешными. Однако арзамасцам причина ссылки была неизвестна. 2 Мещевский не был эпигоном: незаурядность его та- ланта - бесспорна. Он, видимо, ясно осознавал насущную потребность для литературы романтизма перейти от балла- ды к поэме и предпринял в этом направлении не лишенные интереса шаги - превратил в поэмы " Наталью, боярскую дочь" и " Марьину рощу" (см.: Соколов А. Н. Очерки по истории русской поэмы XVIII - начала XIX в. М., 1952. С. 257). Крайне неблагоприятные условия творчества обусловили неудачу этих попыток. 3 Остолопов Н. Словарь древней и новой поэзии. Ч. 1. С. 62-63.
литературной игры. Мы уже говорили о том, как осторожен был карамзинизм в признании фантастики. Фантастика свя- зана была с сюжетностью и уже этим противостояла основ- ным структурообразующим принципам карамзинизма, однов- ременно она создавала мир аномальный и неожиданный. В дальнейшем в сознании читателей последующих поко- лений и историков литературы произошло перераспределе- ние понятий: баллада начала восприниматься как высокий и определяющий всю систему жанр, типично карамзинист- ские жанры переместились на периферию. Трудно судить о том, что представляло собой творчество Мещевского в це- лом - значительная часть его произведений до нас, види- мо, не дошла. Однако мы можем вполне представить себе, каким Мещевский хотел предстать перед читателем в том решающем для него сборнике, который готовился им, уми- рающим от чахотки и солдатчины. Надежда сделать свое имя известным была для него единственным шансом на сво- боду: два подготовленных им сборника, побывавшие в ру- ках Жуковского и Вяземского, сохранились. Сборники Ме- щевского - это сборники баллад; один из них полностью переведен с немецкого. Однако Мещевский не был простой поэтической тенью Жуковского. В его поэзии есть примечательная особен- ность: легко владея интонациями, введенными в поэзию Жуковским, он часто предпочитает стиль темный, синтак- сис запутанный, возрождая поэтику " трудных" лириков XVIII в. и перекликаясь с архаистами из лагеря " Бесе- ды". " Беседа любителей русского слова" давно уже переста- ла быть тем исто-рико-литературным пугалом, каким она выглядела в трудах ученых прошлого столетия. В ней уже не видят анекдотическое собрание безграмотных и неода- ренных литераторов. Программе " Беседы" посвящен ряд ка- питальных работ, среди которых особенно выделяются тру- ды Ю. Н. Тынянова. И все же сделать некоторые уточнения к существующим историко-литературным концепциям по это- му вопросу необходимо. Идейные истоки " Беседы" были сложны и противоречивы. Интерес к старине, архаическому языку и жанрам, пробле- ме народности вырастал на основе различных, порой про- тивоположных идейных систем. Однако ни одна из них не ассоциировалась в сознании современников с классициз- мом. Более того, если для романтизма классицизм и куль- тура XVIII в. представали как старина, которой надо противопоставить новое искусство, то для тех идейных движений, на основе которых выросла " Беседа", XVIII в. был веком ложного, с их точки зрения, новаторства, ко- торому следовало противопоставить некоторую исконную традицию. Защищать традицию можно было с трех позиций. Во-пер- вых, это могла быть реакционно-феодальная оппозиция просветительству. Просвещение XVIII в. в основу своей системы положило противопоставление природы и общества. Истинное мыслилось как естественное, антропологически свойственное отдельному человеку. Зло же - синонимом его считалась ложь - имеет общественное происхождение. Одной из реализации этой основной антитезы была оппози- ция " теория - история". Теория, основанная на. природе человека, естественно-научном изучении его существа как отдельной личности, постигает истинные потребности лю- дей, история - лишь печальная, иллюстрация длинной це- пи заблуждений и злодейств. Прецедент ничего не доказы- вает, он - скорее предостережение, чем аргумент. В борьбе с Просвещением защитники феодального поряд- ка ссылались на традицию: именно ею оправдывались сос- ловные привилегии и церковные обряды. Обычаи, сложив- шийся жизненный уклад, порядок, не объяснимый с точки зрения разума, но утвержденный традицией, поэтизация средневековья в разных концах Европы выдвигались в ка- честве средства против теорий Просвещения. На этой ос- нове вырастала и немецкая школа права, и казенная на- родность, культивировавшаяся при дворе Екатерины II (ср. написанные по высочайшему заказу И. Богдановичем " народные" пословицы), и павловский культ рыцарского средневековья. Когда Державин, прославляя Екатерину, писал в " Фелице":
Храня обычаи, обряды, Не донкишотствуешь собой... -
он имел в виду все ту же антитезу: " донкишотству" теоретика-просветителя противопоставлялись " обычаи, об- ряды". Однако интерес к прошлому мог рождаться и в недрах Просвещения: прошлое и настоящее можно было рассматривать не как два звена непрерывной цепи, а в качестве крайних, про- тивоположных полюсов. В этом случае прошлое можно было отождествить с " природой", а в настоящем увидеть ее ис- кажение. Кроме того, поскольку просветитель склонен был видеть в трудовой, народной жизни идеал нормального су- ществования, а в народной поэзии - непосредственный го- лос Природы, интерес к фольклору и древнейшим периодам истории возникал и в кругах Просвещения. Правда, в фольклоре при этом подчеркивалась не художественная ри- туалистика, а импровизация, история же неизменно приоб- ретала черты опрокинутой в прошлое утопии. Интерес к античной и древненациональной героике, противопоставле- ние гомеровского мира - именно как демократического - современному свойственны были и Радищеву, и Гнедичу, и Мерзлякову, и Востокову. Если к этому добавить, что отрицательное отношение к " легкой" салонной поэзии приобретало в этих кругах ха- рактер апологии эпических жанров, античных и " народных" размеров и славянизированного языка, то связь поэтики Просвещения и " архаистов" начала XIX столетия, чьи взгляды, таким образом, питались из противоположных ис- точников, становится очевидной. Не случайно в рядах " Беседы" мы находим Крылова и Гнедича. Однако был и третий источник, который необходимо учитывать, говоря о генезисе интересующего нас литера- турного явления, - это масонская тра-
1 Отождествление " донкихотства" с политическим докт- ринерством, теоретичностью кабинетной революционности входило в словоупотребление той эпохи. Так употреблял этот термин Карамзин. Пушкин в первом наброске статьи о Радищеве характеризовал его как " политического Дон-Ки- хота, заблудившегося, конечно, но действующего с энер- гией удивительной и с рыцарской совестливостью" (XII, 353).
диция, идущая от Новикова, А. М. Кутузова, Хераскова, Ключарева, непосредственно повлиявшая на поэтов " Бесе- дующего гражданина" и " Покоящегося трудолюбца", а через Прокоповича-Антонского - на молодое поколение поэтов, связанных в начале века с Университетским пансионом. Поэтика этого круга была тесно связана с предроман- тическим эпосом: Клопштоком, Юнгом, Геснером или писателями, популя- ризировавшимися предромантиками (Мильтон, Беньян). От- ношение к легкому стихотворству здесь было резко отри- цательным. Поэзии предписывалась нравственно-воспита- тельная роль, культивировался аллегоризм. Стремление насытить художественный текст философской проблематикой определило то, что Кутузов в прозаических переводах Юн- га, Мендельсона (возможно, ему же принадлежат переводы из Геснера в " Утреннем свете"), Херасков и Ключарев в поэзии смело вводили неологизмы, создавая на основе старославянской лексики самобытную философскую и психо- логическую терминологию. Поэзия насыщалась архаизмами. Искусству отводилась активная роль в нравственном вос- питании человека. Вся всемирная история мыслилась как грандиозная эпопея падения и возрождения человечества, причем путь к общему возрождению лежит через нравствен- ное воскресение отдельного человека. Культуре XVIII в. в целом была присуща идея изоморфизма человека и чело- вечества: все свойства человечества заложены в отдельном чело- веке и всемирная история лишь повторяет судьбу индиви- да. От этого - многочисленные робинзонады, опыты моде- лирования свойств человечества на материале судьбы изо- лированной личности. Поэтому роман XVIII в. получил со- вершенно иной смысл, чем аналогичные жанры последующего столетия. Повествование всегда дву-планово: в просвети- тельской литературе двуплановость эта проявляется в том, что бытовой сюжет, рассказывая о конкретных собы- тиях из жизни героя, одновременно повествует о наиболее общих закономерностях человеческой природы. Так постро- ены " Робинзон", " Эмиль", " Новая Элоиза", " Отрывок путе- шествия в... И*** Т***", " Житие Федора Васильевича Уша- кова". Масонское повествование также двупланово, однако смысл этой двуплановости иной: сюжетное повествование - мифологическое или сказочное, чаще всего строящееся как описание пути, странствия, - приобретает характер алле- горического рассказа о нравственных исканиях. Одни и те же эпизоды на одном уровне трактуются как элементы сю- жетного повествования, а на другом - в качестве деталей утонченного психологического анализа. Результаты этого двупланового построения были проти- воположны. В просветительской литературе свойства от- дельной личности были заданы - это была склонность к добру и собственной пользе, разумность, красота и тому подобное. Человеческая личность бралась как конечная, нераздробимая единица социума. Исследованию подвергался не человек, а коллизии его общественного бытия.
Ключарев как поэт оценивался в некоторых кругах очень высоко. Карамзин писал Лафатеру: " В господине Ключареве мы имеем теперь поэта-философа, но он пишет немного" (цит. по: Карамзин Н. М. Письма русского путе- шественника. Л., 1984. С. 469). Если в просветительской литературе сюжетное повествова- ние об отдельной личности или небольшой группе станови- лось моделью всемирно-исторических событий (рассказ о бунте группы студентов - модель рождения революции в " Житии Федора Васильевича Ушакова" Радищева), то в про- изведениях масонов повествуется о всемирных событиях (например, крещение Руси во " Владимире Возрожденном" Хераскова), но подлинное значение текста - история воскресения или гибели Человека. Человек перестает рассматриваться как простое целое: душа его - арена борьбы, столкновения противоборствующих враждебных сил. Она-то и есть загадочный объект изучения. Масонская поэзия была пропитана мотивами катастро- физма, кратковременности и греховности жизни. Юнговские мотивы " ночной" души, поставленной лицом к лицу со смертью, с трагической непонятностью человеческого бы- тия, находили широкий отклик в русских масонских изда- ниях. Хотя в философском смысле масонские идеи были основ- ным оппонентом Просвещения (реакционно-правительствен- ный лагерь, как это часто бывало в России, проявил пол- ную теоретическую импотентность и никаких достойных внимания идей не выдвинул), политически они были не ре- акционными, а либеральными: отвергалась не только рево- люция, но и деспотизм. И деспотизму, и революционному насилию противопоставлялась постепенная эволюция, со- вершаемая путем просвещения, умственного и нравственно- го прогресса, деятельной филантропии и самоусовершенс- твования. В разные моменты напряженной общественно-по- литической жизни конца XVIII - начала XIX в. соотноше- ние масонской и демократической мысли складывалось по-разному: от крайней враждебности до союза в борьбе с деспо- тизмом и феодальным насилием. По-разному складывалось отношение названных лагерей к духовному наследию допетровской Руси, причем вопрос этот не отделялся в XVIII - начале XIX в. от воззрений на живую православную церковную традицию и стихию ста- рославянского языка, несущую для человека тех лет целый мир культурных и нравственных ассоциаций. Официальная культура по традиции, шедшей еще от Пет- ра, имела отчетливо секуляризованный характер. От церк- ви требовались лояльность и отсутствие собственной по- зиции во всем, выходящем за пределы узкообрядовые. Зато здесь она признавалась безусловным авторитетом. Поэтому привнесение элементов православной церковности в поли- тику и общественную идеологию, которое начали практико- вать определенные круги в начале александровского царс- твования, имело характер оппозиции правительству справа и весьма настороженно воспринималось императором. Литература Просвещения относилась к церковной тради- ции отрицательно и если могла принять идею бога-разума, то обрядность, в том числе и православную, отрицала. Одновременно европеизированный стиль жизни ослаблял бы- товые связи с православной обрядностью (столичный дво- рянин мог годами не бывать у причастия, даже не по вольнодумству, а просто по лени и нежеланию выполнять утратившие смысл обряды, соблюдение постов в большом петербургском свете уже к началу XIX в. считалось неп- риличным ханжеством, не истинной, а показной набож- ностью), а утвердившийся на вершинах общества обычай проводить начальное образование по-французски - даже Евангелие детям читали во французских переводах - осла- бил знание старославянского языка. Уже А. Сумароков, когда пожелал спародировать стиль В. Тредиаковского, не смог составить грамотной старославянской фразы. После Ломоносова старославянский язык в сознании образованно- го дворянина секуляризировался, превратившись в опреде- ленный - поэтический - стиль светской речи, причем воспринимался не как язык, а как специфическая лексика русского языка. Иным было положение в образованных недворянских кру- гах. Связь с церковной культурой здесь была органичес- кой. Ее поддерживали и воспоминания детства (образован- ный разночинец из крестьян, купцов или мещан - явление в интересующую нас эпоху сравнительно редкое: основная масса рекрутировалась из поповичей), и характер обуче- ния: начального - по церковнославянским книгам, даль- нейшего - в семинарии. Показателен анализ старославянс- кого языка Радищева - писателя, стремившегося проник- нуть в дух допетровской, в частности церковной, культу- ры и сделавшего архаизацию языка программой. Анализ убеждает, что знание языка церковных книг не было для Радищева органичным - очень многое из того, что он счи- тал архаизмами, было, по сути дела, неологизмами, не- возможными в реальных памятниках2. Нормы старославянс- кого синтаксиса в его сознании, видимо, сливались с ла- тинскими в некий единый архаический строй речи. Но тем более примечателен интерес Радищева к языку и содержанию церковных книг. При этом, если Ломоносов, свободно владевший церковной традицией, игнорировал со- держание церковных книг, видя в них лишь источник лек- сического обогащения языка, то Радищева привлекали сами тексты. Не случайно два из его центральных произведений писаны в форме житий, а в главе " Клин" из всех произве- дений русского фольклора он избрал духовный стих об Алексии, человеке Божием. Радищеву были необходимы об- разы, проникнутые идеей самопожертвования, героизма, готовности к гибели. Просветитель и гельвецианец, он внутри своей системы находил идеалы общества, построен- ного на интересах всех и каждого, разумно понятом счастье отдельного человека. А идеал самопожертвования ему, как позже Некрасову, приходилось искать в мире об- разов и идей, выработанных церковной культурой. Все больший отклик эта сторона идейно-литературной программы русского Просвещения находила по мере того, как мысли идеологов получали распространение, проникая в ту разночинно-семинарскую среду, для которой образы эти и языковая стихия были родными, органичными. Так получилась та амальгама европейских идей XVIII в., рус- соизма, культа Природы, в конце
По церковным книгам учились читать в конце XVIII в. и провинциальные дворяне. 2 Ошибки, свидетельствую- щие о неорганическом, поверхностном усвоении старосла- вянского языка, допускал и Шишков. Карамзин, в годы ра- боты над " Историей" овладевший им безукоризненно, в мо- лодости спутал " кущу" и " рощу". века уже окрашенного влиянием штюрмерства и молодого Шиллера, гель-вецианской этики и древнерусской литера- турной традиции, церковнославянской языковой стихии и идеала готовности к героической гибели, мученической смерти, почерпнутого из житийной литературы, которая была присуща русскому массовому демократическому созна- нию конца XVIII в. Типичным человеком этой среды был П. А. Словцов. Словцов (фамилия его - семинарского проис- хождения, родовая фамилия - Слопцев, от диалектного названия детали охотничьего вооружения; Слопцевы проис- ходили из крещеных охотников-вогулов) принадлежал к наследственному сибирскому духовенству. Автор его руко- писной биографии свидетельствует: " Род " Слопцевых" - так писались дед и отец ученого мужа - один из самых старинных между духовенством Ирбитского края и славился издавна как бы наследственною даровитостию своих чле- нов". Товарищ Сперанского по семинарии, Словцов рано сделался вольнодумцем, поклонником философии Руссо. Прежде чем ему удалось снять рясу, он прошел длинный и мучительный путь инквизиторских преследований. Принад- лежащая его перу ода " Древность" - один из наиболее ин- тересных образцов русской вольнодумной поэзии 1790-х гг. Само слово " древность" употреблено в этом тексте так, что соединяет значение времени (узко - прошедшего времени, но шире - всякого) в семантическом употребле- нии, свойственном масонским текстам конца века, и исто- рии. Отношение к последней отражает всю сложность реше- ния этой проблемы для просветителя. В системе культуры всегда выделяется группа текстов высшей авторитетности. На протяжении длительного перио- да европейской культуры признаком такой авторитетности считалась древность памятника, традиционность его со- держания. На этом строилось средневековое чувство текс- та, которое в XVIII в. продолжало жить в церковной культуре. В антитезе " старое - новое" первое всегда бе- зусловно оценивалось выше. В рационалистической системе положение изменилось - " новое" стало синонимом хороше- го. Масонство в этом смысле восстановило средневековую традицию. Убеждение в синонимичности понятий " древ- ность" и " истина" было столь глубоко, что породило мно- гочисленные псевдоархаические документы. Отношение Просвещения к этой проблеме было специфическим. Понятие древнего (исконного) отделялось от исторического прош- лого. Второе оценивалось безусловно отрицательно. Ему противопоставлялось " новое", которое, однако, мыслилось лишь как восстановление исконного порядка вещей, то есть " древности". Весь этот круг проблем и привлекает автора стихотворения. Он прежде всего отвергает отож- дествление старины и истины:
Стоит, чтоб оракулом явиться, Лишь на персях древности родиться. Разве гений истины слетал На сосцы вселенной тот лишь термин,
Вологдин И. Кое-что для биографии Петра Андреевича Словцова // ИРЛИ. Ф. 265. Oп. 1. Ед. хр. 39. Л. 465. В коем разум, первенец Минервин, В сирой колыбели почивал?
Из этого делался крайне смелый в своем неприкрытом вольнодумстве вывод: можно ли полагать, что Библия сохраняет авторитет- ность, когда все меняется (следует характерная ссылка на изменения в космосе, выполненная на уровне астроно- мии конца XVIII в.):
Должно ль, чтоб отцы столпотворенья, Скрывши темя в сумраке небес И вися над бездной заблужденья, На истлевшей вазе древних грез, Уцелели до всеобща труса...
" Старое" отрицается не только потому, что оно - оп- равдание для отвергаемых разумом заблуждений. Ведь его же привлекают как обоснование мнимых прав дворянства!
Кто ж присвоит право первородства? Ты, остаток древния резьбы, Сын наследственного благородства, Тщетно режешь старые гербы, Тщетно в славе предков ищешь тени...
Историческому как отрицательному противопоставляется " древность". Толкование ее несет явные следы поэтики масонов, в особенности - С. Боброва. Катастрофические картины, соединение мистики с естествознанием, нагнета- ние антиэстетических образов гниения, гибели, разруше- ния связывались в 1790-е гг. именно с поэтикой Боброва (например, в полемическом предисловии Карамзина к " Ао- нидам"). Однако этот налет сочетается в стихотворении с чисто просветительским отождествлением исконно древнего с но- вым, а позитивного прогресса - с восстановлением искон- ных норм человеческого общежития. Характерен заключаю- щий стихотворение образ радуги, объединяющий " бывшее - будущее" (не-сущее) в противопоставлении настоящему (сущему). Древность и будущее - царство разума и гения; исторически сложившееся - область предрассудков, рели- гиозных и политических:
Мирна радуга для них явилась, Половиной в древность наклонилась, А другой - в потомстве оперлась.
Стихотворение отражает настроения русской прогрес- сивной интеллигенции конца XVIII в. в один из наиболее мрачных исторических периодов. И именно поэтому следует подчеркнуть такую особенность: резко выраженное сочувс- твие Польше, разорванной европейскими монархами, и в первую очередь Екатериной II. Печатная литература сох- ранила нам лишь панегирики на взятие Варшавы (осмеянные Дмитриевым в " Чужом толке"), - только литература руко- писных сборников могла выразить подлинные чувства, ко- торые испытывала по этому поводу лучшая часть русского общества, - чувства горечи и стыда. Герцен в XIX в. своими выступлениями в защиту Польши, по словам Ленина, " спас честь русской демократии". Строфа в стихотворе- нии Словцова говорит о том же. Иначе строилось отношение к древнерусской культуре в масонской поэзии. Хотя церковная обрядность и отверга- лась масонами и отношения с православной церковью у них были более чем натянутыми (церковники были главными го- нителями масонства и доносчиками на него), связи с древнерусской культурой, церковной письменностью в их среде были глубоки и постоянно поддерживались. Интерес этот питался прежде всего убеждением, что истина скрыта в древних текстах. Она дается не путем изобретения но- вого, а умелым чтением старого. Поиски сокровенной муд- рости для масонов складываются из разыскания забытых и утерянных текстов (чем древнее, тем истиннее) и поисков " ключей" к обнаружению скрытого в них содержания. Сама непонятность документа в этом случае делается привлека- тельной - она залог наличия в нем тайного смысла. Идеи кружка Новикова - Кутузова широко проникли в сознание молодежи 1790-х гг., особенно группировавшейся вокруг Московского университета. Они определили лицо таких журналов, как " Покоящийся трудолюбец", " Беседую- щий гражданин", журналов, которые можно назвать зерка- лом массовой, еще не успевшей профессионализироваться литературы той эпохи. Целое поколение русской интелли- генции конца XVIII в. - писателей, переводчиков, журна- листов, педагогов, преподавателей Невской семинарии и морских офицеров Балтийского флота - выросло в атмосфе- ре идей кружка Новикова - Кутузова. Однако обстановка конца XVIII в. вызвала идейную пе- регруппировку: с одной стороны, правительственный ла- герь и тяготевшие к нему литературные силы, с другой - все группировки, искавшие путей социального, политичес- кого, морального возрождения общества. Внутри каждого из лагерей границы размывались и теряли четкость по ме- ре усиления правительственной реакции. В реальной дейс- твительности происходили сдвиги и потрясения. В связи с этим менялась функция и общественная оценка существую- щих идей. Просветительство, бывшее в течение второй по- ловины XVIII в. наиболее прогрессивным историческим направлением, обернулось новыми сторонами: стал очеви- ден утопизм прямолинейно-оптимистического взгляда прос- ветителей на природу человека, раскрылись отрицательные
|