Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Литературном обществе
Расцвет политической лирики в 1810-х гг. и в первой половине 1820-х гг., жанра, наиболее полно выразившего литературную программу декабристов, связан с формирова- нием общественно-политических воззрений дворянских ре- волюционеров и отражает этапы и пути развития их идео- логии. Однако работы советских исследователей показали, что декабристы в борьбе за высокую гражданскую поэзию сознательно ориентировались на определенные литератур- ные традиции. Поэзия декабризма связана с русской воль- нолюбивой поэзией и, прежде всего, с гражданской лири- кой первого десятилетия XIX в. Без изучения этих свя- зей невозможна и подлинно историческая оценка литера- турной программы декабристов. Несмотря на ряд ценных работ последних лет, некоторые интереснейшие поэтичес- кие произведения этой эпохи все еще находятся вне поля зрения исследователей. К числу последних следует отнес- ти стихотворение Андрея Ивановича Тургенева (1781-1803) " К отечеству" 2, опубликованное в 1803 г. в " Вестнике Европы":
1 См. об этом главу " Из истории гражданской поэзии 1800-х годов" // Орлов В. Н. Русские просветители 1790-1800-х годов. М., 1953. С. 360-493; статью И. Н. Медведевой " Гнедич и декабристы" // Декабристы и их время. 1951. С. 101-154, и ряд других работ. 2 Характерна ошибка составителя сборника " Декабрис- ты. Поэзия. Драматургия. Проза. Публицистика. Литера- турная критика" (М.; Л., 1951), В. Н. Орлова, включив- шего находящуюся в дневнике Н. И. Тургенева короткую цитату из этого стихотворения, под условным названием " Родине", в раздел произведении Н. И. Тургенева (С. 179). Следует отметить, что и запись в дневнике, на ко- торую ссылается составитель, сделана не Н. И. Тургене- вым, а его младшим братом Сергеем (см. об этом в подс- трочном примечании: Архив братьев Тургеневых. Т. 2. Вып. 3. СПб., 1911. С. 7), и, следовательно, атрибуция этих стихов Н. И. Тургеневу представляет явное недора- зумение. В напутствии на дорогу брату Сергей Тургенев цитировал, бесспорно, хорошо известные в семье стихи Андрея Тургенева. Сыны отечества клянутся, И Небо слышит клятву их! О, как сердца в них сильно бьются! Не кровь течет, но пламя в них. Тебя, отечество святое, Тебя любить, тебе служить - Вот наше звание прямое! Мы жизнию своей купить Твое готовы благоденство. Погибель за тебя - блаженство, И смерть - бессмертие для нас! Не содрогнемся в страшный час Среди мечей на ратном поле, Тебя, как Бога, призовем, И враг не узрит солнца боле, Иль мы, сраженные, падем - И наша смерть благословится! Сон вечности покроет нас; Когда вздохнем в последний раз, Сей вздох тебе же посвятится.
Появление такого яркого патриотического стихотворе- ния закономерно вытекало из всей литературной программы Андрея Тургенева, во многом предвосхищавшей декабрист- ские воззрения на литературу. Анализ этой программы, без которой невозможна и историко-литературная оценка стихотворения " К отечеству", приводит нас к рассмотре- нию внутренней жизни Дружеского литературного общества - литературной организации, атмосфера которой во многом определила развитие взглядов Андрея Тургенева. Обстоятельная работа В. М. Истрина " Младший турге- невский кружок и Александр Иванович Тургенев" 2 и две специально посвященные Дружескому литературному общест- ву статьи3 не вскрыли во всей полноте картины внутрен- ней жизни Общества. Рассматривая его как этап на пути от Дружеского ученого общества к " Арзамасу", автор со- вершенно игнорирует политические интересы ведущей груп- пы членов Дружеского литературного общества. Яркие по- литико-патриотические выступления он рассматривает лишь как досадные и не играющие большой роли пережитки ста- рого. " Оно [Общество] не могло еще отделаться от старых привычек - произносить речи на моральные и политические (патриотические) темы; но участники Общества чувствова- ли, что идти лишь по старой дороге невоз-
Вестник Европы. 1803. № 4. С. 277 (в 1806 г. изда- но отдельной листовкой). Написано, видимо, несколько ранее. В 1803 г., вернувшись из-за границы, Андрей Тур- генев напечатал некоторые произведения периода 1800-1802 гг. 2 Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. 3 Истрии В. М. Дружеское литературное общество 1801 г. / По материалам архива братьев Тургеневых // Журнал Министерства народного просвещения. 1910. № 8. С. 272-307; Он же. Из архива братьев Тургеневых. I. Дру- жеское литературное общество 1801 г. (Дополнение) // Там же. 1913. № 3. С. 1-15. можно, им становилось скучно; отсюда возникало недо- вольство..." 1 Итак, противники политической направлен- ности Общества объявляются борцами против масонских влияний. Изучение материалов Общества заставляет от- вергнуть подобное толкование. Замечания о Дружеском литературном обществе разбро- саны также в работах, посвященных Жуковскому2. Однако в этом случае Общество привлекалось лишь в плане изучения литературного окружения Жуковского и рассматривалось как этап в развитии русского сентиментализма, как сво- еобразное проявление экзальтированного культа дружбы. Существование Дружеского литературного общества было кратковременным. 12 января 1801 г. состоялось его пер- вое заседание, а в ноябре того же года Общество уже, видимо, перестало существовать. Распад его был вызван не только внешними причинами (отъезд Андрея Тургенева из Москвы сначала в Петербург, а затем за границу), но и напряженной внутренней борь- бой, которая разгорелась в Обществе с первых же заседа- ний. Расхождение мнений между отдельными членами очень скоро вызвало раскол Общества на два противоположных лагеря: "...с сердечным сожалением вижу я, - отмечал Андрей Тургенев на собрании 16 февраля 1801 г., - что мы разделены, так сказать, на две части, и та и другая порознь в короткой связи между собою, между тем как не- которые из нас недовольно еще между собою сближены" 3. Каковы же были эти группы и в чем заключалось рас- хождение между ними? Отвечая на этот вопрос, не следует забывать, что по целому ряду причин борьба в кружке Андрея Тургенева, - а она отражала развитие противоречий в литературе 1800-х гг., - не достигла еще той степени, при которой теоретические столкновения приводят к разрыву личных дружеских связей. Кроме
Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. С. 101. 2 См., например, работу В. И. Резанова " Из разыска- ний о сочинениях В. А. Жуковского". СПб., 1906. Как от- мечал В. М. Истрин, " Резанов не дает истории об- щества, хотя в его книге обширный отдел, с. 176-275, и носит заглавие " Дружеское литературное общество" " (Ист- рин В. М. Дружеское литературное общество 1801 г. // Журнал Министерства народного просвещения. 1910. № 8. С. 273). В 1916 г. В. И. Резанов опубликовал второй вы- пуск своего исследования, в котором воспользовался до- кументальными находками Истрина. Автор обильно процити- ровал речи членов Дружеского литературного общества, однако убедительного анализа идейной жизни этой органи- зации не дал, присоединившись к словам А. А. Фомина (см.: Фомин А. А. Андрей Иванович Тургенев и Андрей Сергеевич Кайсаров // Русский библиофил. 1912. № 1), что содержание речей Андрея Тургенева " не требует ника- ких объяснений и может вызывать только восторг пред мо- лодым критиком" (Резаное В. И. Из разысканий о сочине- ниях В. А. Жуковского. Пг., 1916. Вып. 2. С. 145). Ни методология работы, ни выводы, к которым приходит ав- тор, не могут быть признаны научно обоснованными. 3 Речи, говоренные в собраниях Дружеского литератур- ного общества // ИРЛИ. Ф. 309 (Тургеневы). Ед. хр. 618. Л. 43. В дальнейшем при цитатах из этого источника ука- заны только листы. того, на жизнь Общества накладывала отпечаток крайняя молодость младшей группы участников, чьи взгляды не от- личались достаточной устойчивостью. Члены первой группы, в которую входили сам Андрей Тургенев, Андрей Кайсаров и А. Ф. Мерзляков (позиция которого имела, впрочем, некоторые отличия), видели в литературе средство пропаганды гражданственных, патрио- тических идей, а сама цель объединения мыслилась ими не только как литературная, но и как общественно-воспита- тельная. " Разве нравственность и патриотизм не состав- ляют также предмета наших упражнений? " - спрашивал Мерзляков, обращаясь к товарищам по Обществу (л. 20 об.). Материалы заседаний показывают, что недалек от позиции этих членов в ту пору был и А. Ф. Воейков. Вторую группу составляли Жуковский, Михаил Кайсаров, Александр Тургенев и, несколько позднее, С. Е. Родзян- ко. Здесь господствовали связанные с карамзинской шко- лой проповедь интимно-лирических тем в поэзии, покор- ность провидению и интерес к субъективно-идеалистичес- кой философии, а в речах Родзянко - прямой пиетизм. Вполне естественно, что при такой противоположности мнений не замедлила завязаться полемика. По глухим намекам можно предполагать, что разногла- сия возникли уже в связи с первым актом деятельности Общества - избранием председателя. Об этом свидетельст- вуют в речи Мерзлякова разъяснения прав " первого чле- на", имеющие характер явной защиты от чьих-то нападок. Это же отразилось в черновых набросках выступления Анд- рея Тургенева, хранящихся в архиве Жуковского. Оратор отводит высказанные кем-то обвинения в " тирании" со стороны " первого члена". Основные столкновения, однако, связаны были с более принципиальными вопросами. На первых двух заседаниях выступал с речами Мерзля- ков. Главное содержание обоих выступлений - проповедь гражданственного служения отечеству. Цель оратора - " возжечь" в слушателях " энтузиазм патриотизма". " Каждый из нас, - говорил Мерзляков, - человек, гражданин, каж- дый из нас - сын отечества" (л. 12). Оратор доказывал, что деятельность собрания нельзя ограничивать рамками чисто литературных споров. " Мал тот, - продолжал он, - кто хочет быть только астрономом; несчастливые братья его на земле, а не на планете сатурновой; мал тот, кто хочет быть только героем; кровь не украсит лаврового венца его, когда станет он пред престолом правды, звук побед его не заглушит прок- лятий разоренного, сердце его не согреется от бриллиан- товой звезды, которая украшает его грудь; мал тот, кто хочет быть только оратором, стихотворцем, сочинения его холодны, если не воспламенит их любовь сердечная, сове- ты его не отрут слез угнетенной невинности, прекрасные мысли его не утолят голода нищему" (л. 15-15 об.). Такое начало определило дальнейший ход заседаний. Выступлением Мерзлякова инициаторы Общества недвусмыс- ленно заявили, что рассмотрение литературных вопросов интересует их лишь как часть самовоспитания в духе гражданственности и патриотизма. В последовавшем затем выступлении Воейкова вопросы литературы вообще не были затронуты. Воейков произнес речь, посвященную деятельности Петра III. Значение и смысл этого выступления в литературе в должной мере не оценены. В. М. Истрин характеризует ее как " сплошной панегирик". На оценку эту, вероятно, оказало влияние отношение к личности Воейкова в значи- тельно более позднее время. Анализ позиции Воейкова в Обществе подводит к иной характеристике этого выступле- ния. Прежде всего следует остановиться на уточнении вре- мени произнесения речи. В сборнике речей она помещена под № 3 без указания даты. Поскольку № 2 - речь Мерзля- кова - помечена 19 января 1801 г., а № 4 - речь Михаила Кайсарова - 26 января, то, если вспомнить, что заседа- ния происходили раз в неделю, следует сделать вывод, что речь Воейкова была, видимо, произнесена на том же заседании 19 января, на котором выступал и Мерзляков. Этим, по всей вероятности, и объясняется отсутствие пе- ред ней даты. Итак, речь Воейкова была произнесена в последние месяцы царствования Павла I. Тема речи не могла возбудить подозрения властей: восхваление Петра III соответствовало официальным тенденциям. Однако из этого не следует, что речь Воейкова была официозной. Дело в том, что характер правительственной деятельности Петра III подвергался в последней трети XVIII в. до- вольно часто весьма своеобразному освещению. К. В. Сивков на основании детального изучения мате- риалов Тайной экспедиции приходит к выводу, что " непра- вильное толкование манифеста 18 февраля 1762 г. о дво- рянской вольности и свободе, как такого акта, за кото- рым должно было последовать и освобождение крестьян от работы на помещика, указ о разрешении старообрядцам, бежавшим в Польшу и другие заграничные земли, возвра- титься в Россию уничтожение Тайной канцелярии - все это создавало ему своеобразную популярность и порождало надежды, что с возвращением его на престол осуществятся народные чаяния о воле, земле, освобожде- нии от рекрутчины, тяжелых налогов и т. п. Отсюда мно- гочисленные попытки использовать имя Петра III в клас- совой борьбе того времени" 2. Не только крестьянская масса, но и некоторые представители передовой общест- венной мысли были склонны именно в таком направлении толковать характер деятельности свергнутого императора. Как указывает тот же автор в неопубликованной диссерта- ции " Очерки по истории политических процессов в России последней трети XVIII в." (хранится в РГБ), в бумагах Кречетова была обнаружена интересная запись: " Объяснить великость дел Петра Третьего". Однако, чтобы определить справедливость оценки, дан- ной В. М. Истриным речи Воейкова, обратимся к ее текс- ту. За что же прославляет Воейков Петра III? Прежде всего за уничтожение Тайной канцелярии. В условиях тер- рористического режима Павла I Воейков под видом прос- лавления отца царствующего императора дает ему смелую памфлетную характеристику. Тайную канцелярию он называ- ет " тиранским трибуналом, в тысячу раз всякой
1 Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. С. 51. 2 Сивков К. В. Самозванчество в России последней трети XVIII в. // Исторические записки. 1950. Т. 6. С. 90.
инквизиции ужаснейшим", " в ужас сердца наши приводящим судилищем, обагрившим Россию реками крови". Призывая слушателей " бросить патриотический взор на Россию" до Петра III, оратор рисует красноречивую картину, бесс- порно вызывавшую в эпоху Павла I ассоциации с современ- ностью: "...мы увидим ее [Россию], обремененную цепями, рабствующую, не смеющую произнести ни одного слова, ни одного вопля против своих мучителей; она принуждена соплетать им лживые хвалы тогда, ког- да всеобщее проклятие возгреметь готово Коварство и деспотизм, вооруженные сим варварским словом (" слово и дело". - Ю. Л.), острили косу смерти, чтоб еще посе- кать цвет сынов России, еще продолжить царствование свое на престоле, из героев и костей невинных россиян воздвигнутом" (л. 26 об.-27). Далее автор обращается к другой заслуге Петра III - дарованию вольности дворянской. Вопрос этот тоже звучал актуально. Постоянное нарушение Павлом I (стремившимся в страхе перед революцией подавить даже дворянский ли- берализм) вольности дворянской (например, известное де- ло прапорщика Рожнова) чрезвычайно раздражало дворянс- кое общество. Оно усиливало столь типичную для павловс- кого царствования атмосферу бесправия и неуверенности. Насколько болезненными были эти настроения, свидетель- ствует то, что одним из первых актов правительства Александра I было подтверждение жалованной грамоты дво- рянству и уничтожение Тайной экспедиции 2 апреля 1801 г. Воейков не прошел мимо важнейшего вопроса эпохи - крепостного права. Поводом для этого была своеобразно истолкованная секуляризация церковных земель. Этот акт оратор объяснял как шаг к полному освобождению кресть- ян: "...мудрое, человеколюбивое, великое дело, постав- ляющее в храме добродетели имя Петра III подле имен ве- личайших законодавцев, есть отобрание деревень монас- тырских; четвертая часть сынов России - миллионы полез- ных рук - кормили праздных паразитических членов госу- дарства - монахов, и сии тунеядцы из любви ко... (мно- готочие в рукописи. - Ю. Л.) отягчали добрых, бесхит- ростных поселян тяжелыми цепями. Петр III, оживленный великим предприятием, снял с них оковы, рек им: вы сво- бодны! " (л. 28-28 об.). Свою речь Воейков заканчивал призывом встретить, в случае надобности, ради отечества смерть на эшафоте. Обращаясь к Петру III, Воейков говорил: " Воззри на собравшихся здесь юных россиян, оживлен- ных пламенною лю-бовию к отечеству! И если нужна крова- вая жертва для его счастия, вот сердца наши! Они не бо- ятся кинжалов! Они гордятся такою смертию. Самый эшафот есть престол славы, когда должно умереть на нем за оте- чество! " (л. 29 об- 30).
1 Открыто тираноборческий характер имели и другие выступления Воейкова. 8 марта 1801 г., за несколько дней до убийства Павла I, он произнес речь " О героиз- ме", а 11 мая 1801 г. - ровно через два месяца после дворцового переворота - в речи " О предприимчивости" го- ворил: "...предприимчивость свергает с престола тира- нов, освобождает народи от рабства, обнажает хитрости обманщиков, открывает ослепленным народам и жрецам их - коварных тунеядцев, в богах - истуканов... Предприимчи- вость для суеверия есть всемогущий бог, громами поража- ющий" (л. 110- 110 об.). Более откровенный тон послед- ней речи объясняется общим изменением политической ат- мосферы после 11 марта 1801 г. Подобные выступления имели настолько неприкрыто полити- ческий характер, что Андрей Тургенев даже был вынужден напомнить об осторожности. На собрании 16 февраля 1801 г. он, возможно имея в виду и неизвестные нам прения вокруг выступления Воейкова, предостерегал: " Отчего го- ворим мы так часто о вольности, о рабстве, как будто бы собрались здесь для того, чтобы разбирать права челове- ка? " (л. 41). Однако, как выясняется из дальнейшего текста его ре- чи, Андрей Тургенев сам призывал товарищей по Обществу готовить себя к тому времени, " когда отечество наше, когда страждущая, притесненная бедность будет требовать нашей помощи" (л. 41-41 об.). Стремление некоторых членов придать заседаниям поли- тический, общественно-воспитательный характер встретило противодействие. Андрей Тургенев имел все основания ут- верждать, что споры по вопросам политики " нарушают сог- ласие нашего собрания" (л. 41). В самом деле, часть членов, разделявшая политико-философские воззрения Ка- рамзина, предприняла попытку изменить характер деятель- ности Общества. 26 января, на следующем после выступления Воейкова заседании, произнес речь Михаил Кайсаров. Мерзляков, Андрей Тургенев, Воейков в своих речах привлекали вни- мание членов Общества к насущным вопросам окружающей действительности, к гражданскому служению общему благу; М. С. Кайсаров же доказывал субъективность челове- ческих представлений, делая из этого вывод о бесцель- ности всякого рода общественной деятельности. Считая, что " удовольствия существенные, в сравнении с теми бла- гами, которыми воображение заставляет нас наслаждать- ся", не имеют никакой цены, Кайсаров отказывался приз- навать значение общественной деятельности: " Если бы я хотел входить в дальнейшие исследования, если бы хотел коснуться общественных постановлений, коснуться правил религии, тогда стал бы я утверждать систему Беркилаеву [Беркли], который говорит, что все видимое, весь мир, все миры и мы все - не что иное, как мечта" (л. 31, 35). Мысли, высказанные Михаилом Кайсаровым, связаны с широко распространившейся в дворянской литературе тех лет тенденцией. В последние годы XVIII в., столь бога- тые революционными событиями в России и на Западе и сопровождавшиеся усилением правительственной реакции, писатели карамзинского направления развивались в сторо- ну умеренного консерватизма. Одной из сторон этого про- цесса было усиление субъективистских элементов в фило- софии, сближение с воззрениями кружка А. М. Кутузова 1780-х гг. Сближение это четко обозначилось в содержа- нии сборника " Аглая". В дальнейшем, в годы павловского царствования, философская позиция Карамзина окончатель- но приобрела законченность. Агностические рассуждения проходят через весь " Пан- теон иностранной словесности", издававшийся Карамзиным. Впечатления человека определяются не объективными свойствами предметов, а субъективным состоянием наблю- дателя: " Внутреннее расположение сердца изливается на наружные предметы" '. В записной книжке Карамзина за те же годы находим: " Время - это лишь последовательность наших мыслей" 2. Из этих предпосылок следовали совершенно определен- ные общественно-политические выводы. Их высказал Карам- зин еще в послании " К Дмитриеву" (1794). Это - убежде- ние в бессмысленности попыток разумного переустройства мира и отказ от общественной деятельности. Внимание че- ловека должно быть направлено не на объективную дейс- твительность (которую Карамзин называл " китайскими те- нями своего воображения"), а лишь на внутренние, субъ- ективные переживания3. Взгляды представителей карамзинской школы не могли встретить сочувствия у людей типа Андрея Тургенева или Мерзлякова, относившихся в это время к позиции Карамзи- на резко отрицательно. Сторонник демократической лите- ратуры XVIII в.. Мерзляков враждебно относился к дво- рянской эстетике карамзинистов. В разборе " Россиады" Хераскова он отрицательно отозвался о карамзинском нап- равлении в литературе: " В чем же мы по сие время подви- нулись? - конечно, во многих мелких (курсив мой. - Ю. Л.) приятных сочинениях, вообще в чистоте и наружной изящности слога. Отчего главное богатство новейших произведений состоит токмо в романах, в эпиграммах, в шутливых посланиях, в водевилях, песенках и в пиэсах, которые совсем не знаешь, к какому отнести роду? " 4 Сле- дует указать также на антикарамзинский памфлет А. С. Кайсарова " Свадьба Карамзина". На позиции Андрея Турге- нева в этом вопросе мы остановимся в дальнейшем. Тем более декларативный характер приобретало выступ- ление Жуковского 24 февраля 1801 г., пропагандировавше- го программные принципы Карамзина. Выступление свое Жу- ковский начал с пространной цитаты из послания Карамзи- на " К Дмитриеву", а затем перешел к анализу центральных положений программного предисловия к сборнику " Аглая". Достаточно сравнить начало обоих документов. У Жуковского: " Мы живем в печальном мире и должны - всякий в свою очередь - искать горести, назначенные нам судьбою..." У Карамзина: " Мы живем в печальном мире, но кто име- ет друга, тот пади на колени и благодари всевышнего.
1 Ленвиль и Фанни // Пантеон иностранной словеснос- ти. 1798. Ч. 1. С. 157. 2 Карамзин И. М. Неизданные сочинения и переписка. СПб., 1862. С. 199 (подлинник на франц. яз.). 3 Взгляды Карамзина переживали эволюцию. В данном случае мы имеем в виду лишь его мировоззрение конца 1790-х гг. 4 Мерзляков А. Ф. Россиада, поэма эпическая г. Хе- раскова. (Письмо к другу) // Амфион. 1815. Янв. С. 52. Статья, как указывал сам автор, отражала споры в Дру- жеском литературном обществе. " Я намерен, - писал Мерз- ляков, - изображать здесь тогдашние наши размышления о Россиаде в память бесценных бесед наших" (с. 45-46). Отрицательное отношение Мерзлякова к Карамзину не дает еще, конечно, основания зачислять его в сторон- ники Шишкова. См., например, его статью " Рассуждение о российской словесности в нынешнем ее состоянии" (Труды Общества любителей российской словесности. 1812. Ч. 1. С. 55-110). Мы живем в печальном мире, где часто страдает невин- ность, где часто гибнет добродетель..." Или:
Мы живем в печальном мире, Всякий горе испытал, В бедном рубище, в порфире...
Выступление Жуковского не осталось без ответа. Спор разгорелся вокруг понятия дружбы. Жуковский с идеалис- тических позиций, считая жертву основой морали (а за этим стояло убеждение в исконной противоположности об- щих и частных интересов), отказывался признать дружбой союз, не основанный на " бескорыстном" самопожертвова- нии. " Вы, конечно, согласитесь со мною, - обращался он к членам Общества, - что человек соединен с человеком некоторым внутренним чувством родства, данным ему от природы, а может быть еще больше своими собственными выгодами, но вы согласитесь также, что сей союз, сколь он, впрочем, ни силен, не может называться именем дружбы" (курсив мой. - Ю. Л.) (л. 45-45 об.). Против Жуковского выступил Мерзляков. " Польза, - го- ворил он, - тот магнит, который собрал с концов мира рассеянное человечество Польза, друзья мои, то существо, которое соединило нас здесь. Мы одевали его, по обычаю всего света, в разные пышные одеяния, давали ему многоразличные имена, поклонялись ему под видом дружбы, под видом братства и проч..., может быть от то- го самого терял он свою силу. Полно мечтать о будущем! Перестанем искать причину нашей холодности или причину нашей привязанности к собранию в отдаленных облаках, рождаемых воображением нашим - что же делать? Надобно раскрывать пользу, которую всякий из нас надеется полу- чить от собрания" (курсив мой. - Ю. Л.) (л. 53-53 об.). Центром борьбы сделалась оценка карамзинизма. Выступление Андрея Тургенева (видимо, на заседании 22 марта) было направлено на развенчание Карамзина. Борьба в Обществе усложнилась выступлениями С. Е. Родзянко. Андрей Тургенев считал, что о религии здесь " никогда бы упоминать не должно" (л. 41), и даже Михаил Кайсаров выражал сомнение в бессмертии души и загробной жизни. Родзянко же был настроен откровенно-мистически. Об отношении к нему ведущей группы членов Общества сви- детельствует высказывание А. С. Кайсарова в письме к Андрею Тургеневу: " Как бы ты думал, о чем мне случилось говорить с Родзянкою? О Боге. Он много в[рал? верил? ] и потому он не нашего поля ягода" 3. В такой кипучей, противоречивой атмосфере Общества складывалась литературная программа Андрея Тургенева. За свою короткую жизнь он пережил стремительную идейную эволюцию. Масонские идеи, в кругу которых вращалось старшее поколение тургеневского дома, очень скоро пе- рестали
1 Аглая, 2-е изд. М., 1796. Кн. 2. [С. 5]. 2 Карамзин Н. М. Веселый час // Полн. собр. стихот- ворений. М.; Л., 1966. С. 101. 3 Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. С. 46. - Конъек- тура В. М. Истрина.
его удовлетворять. Андрей Тургенев, бесспорно, мог бы присоединиться к словам своего брата Александра, писав- шего в 1810 г. Николаю: " Я не принадлежу и не буду при- надлежать ни к одной [ложе]" 1. 1790-е гг. отмечены для Андрея Тургенева влиянием Карамзина. В этом отношении характерен черновой набро- сок, хранящийся в архиве Жуковского. Андрей Тургенев развивает здесь любимую мысль Карамзина о субъективнос- ти человеческих представлений и заканчивает прямой апо- логией Карамзину: " По большей части вещи кажутся нам хороши или худы не потому, что они таковы в самом деле, но по расположению души нашей истинно прекрасная вещь может казаться нам то прекрасна, то посредственна и да- же худа..." Далее он говорит о том, что впечатление от литературных произведений определено субъективным сос- тоянием читателя. В минуту счастья надо читать Карамзи- на. " Тогда песнь " К милости" извлечет тихие, блаженные слезы из глаз твоих, и " Цветок на гроб моего Ага- тона" исполнит душу твою ни с чем не сравненными ощу- щениями" 2. Однако очень скоро Карамзин перестал быть в глазах Андрея Тургенева непререкаемым авторитетом. Эпоха пав- ловской реакции была для него временем обострения инте- реса к политике. Идеалом его становится не проповедь отказа от общественной борьбы, а деятельная любовь к отечеству. Осознание несправедливости существующего строя соче- талось у Андрея Тургенева с формированием всепоглощаю- щего чувства любви к родине, которое оказало влияние также на его младших братьев и определило известное высказывание Николая Тургенева: " Ни о чем никогда не думаю как о России. Я думаю, если придется когда-либо сойти с ума, думаю, что на этом пункте и помешаюсь" 3. Андрей Тургенев, как и его брат Николай, " одну Россию в мире" видел. Это делает его путь чрезвычайно напоминаю- щим политическое развитие декабристов. Принимая участие в организации Дружеского литературного общества, Андрей Тургенев считал, что цель его - " возжигать сердца наши священным патриотизмом в сии священные минуты каждая мысль, каждое биение сердца в нас да будет пос- вящено отечеству" (л. 41 об.). Интересно, что в числе героев-патриотов, следовать которым Тургенев призывает современников, он называет не только Леонида и Аристида, но и убийцу тирана, рес- публиканца Брута, и Кодра, добровольно пожертвовавшего царским саном и жизнью ради спасения Афин и установле- ния в них республики. " Ах! Может быть - с восторгом произношу слова сии - может быть, воссияет тут в сердцах наших луч того не- бесного огня, который согревал сердца Леонидов, Кодров, Брутов и Аристидов. Какое блаженство! друзья мои! Ожив- лять в груди своей, в нашем тесном кругу тень оных ве- ликих времен прошедших, когда всякий человек был рев- ностным гражданином, сыном отечества, которое с любовью прижимало его к своему сердцу, кото-
1 Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. С. 430. 2 РНБ. Ф. 286. On. 2. Ед. хр. 320. Л. 2-2 об. 3 Тургенев Н. И. Письма к брату С. И. Тургеневу. М.; Л., 1936. С. 200. рому с любовью приносил он в жертву жизнь и все бла- женство жизни своей... Проснитесь, дышите в нас вели- чие, бессмертные мужи! веселитесь тем, что чрез целые тысячи лет пример ваш служит светильником на пути нашей жизни! " (л. 42-42 об.). Высокий патриотический пафос, " священный энтузиазм" речей Андрея Тургенева роднит их с публицистическими выступлениями декабристов. Все силы Андрея Тургенева были направлены на искание истины. Патриотический пафос его в начале 1800-х гг. приобретает свободолюбивую окраску. В дневнике его находим строки: " Там только, где страдает и теснится невинность, там буду я говорить всегда громко; в таком случае девиз мой: Ни перед кем, ни для чего! " В том же дневнике Андрей Тургенев записал интересный разговор с А. С. Кайсаровым. Последний рассказал ему о случае издевательства офицера над человеческим достоин- ством солдата, который должен был являться молчаливым свидетелем поругания своей супружеской чести: " Если бы он в этом терзательном, снедающем адском молчании зако- лол его! Мог ли бы кто-нибудь, мог ли бы сам бог обви- нить его? Молчать! Запереть весь пламень клокочущей ге- енны в своем сердце, скрежетать зубами, как в аду, смотреть, видеть все и - молчать! Быть мучиму побоями, быть разжаловану по оклеветаниям этого же офицера! Дух Карла Моора! И в этом состоянии раба, раба, удрученного той тяжестью рабства, какое сердце, какая нежность, ка- кие чувства}" 1 В речи на торжественном заседании Дру- жеского литературного общества Андрей Тургенев, обраща- ясь к отечеству, подчеркнул свободолюбивый характер своего понимания патриотизма: " Цари хотят, чтоб пред ними пресмыкались во прахе рабы; пусть же ползают пред ними льстецы с мертвою душою, здесь пред тобою стоят сыны твои! Благослови все предприятия их! Внимай нашим священным клятвам! Мы будем жить для твоего блага". Лю- бовь к отечеству, пишет автор, " заставляет презирать смерть, дабы или здесь соделать отечество свое благопо- лучным, или в небесах найти другое отечество". В письме к Жуковскому от 9 марта 1802 г. Андрей Тургенев сообщал о своих впечатлениях от книги Архенгольца " Annalen der britischen Geschichte": " Какая воспламенительная книга! Что французская вольность? Что Бонапарт? A propos2: как, брат, умаляется этот великий Бонапарте, которого я любил, которому я удивлялся! Славны бубны за горами, или
Когда какой герой в венце не развратился".
1 Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. С. 80, 83. 2 Кстати (франц.). 3 Цит. по: Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и " сердечного воображения". Пг., 1918. С. 53. Увлечение Бонапартом - республиканским генералом столь же типично, как и последующее разочарование. " Кто от юности знакомился с героями Греции и Рима, тот был тог- да бонапартистом", - вспоминал С. Н. Глинка (Глинка С. Н. Записки. СПб., 1895. С. 194). Есть основания полагать, что Андрей Тургенев не ограни- чился критикой политического угнетения - внимание его привлекали также вопросы социальной несправедливости и, прежде всего, крепостного права. Следует помнить, что ранняя смерть не дала развернуться этой стороне его воззрений. Мы можем в этом случае скорее говорить о направлении развития, а не о законченной системе возз- рений. При решении этого вопроса не нужно забывать о дальнейшем пути ближайшего друга и единомышленника Тур- генева - Андрея Кайсарова, ставшего ярым противником крепостного права. Некоторые материалы для решения это- го вопроса может дать перевод Андреем Тургеневым пьесы А. Коцебу " Негры в неволе". Политический и литературный облик Коцебу достаточно хорошо известен, поэтому в нас- тоящем случае имеет смысл говорить не о самой пьесе, написанной, однако, под прямым влиянием Рейналя (на это указывал сам автор), а об истолковании ее русским чита- телем. Какое впечатление производили в России, и в частности в семье Тургеневых, наполняющие пьесу пламен- ные монологи против рабства, можно судить по дневнику Н. И. Тургенева. В феврале 1809 г. он записал: " Сегодня читал с Рандом " Негры в неволе", сочинение Коцебу. Это чтение, хотя и приятное в некоторых отношениях, возродило во мне чрезвычайно неприятные мысли. О Рос- сия, Россия! Если бы жизнь моя могла быть в сем случае полезна славному, доброму русскому народу, сейчас рад бы пожертвовать оною тысячу раз" 1. В пьесе Коцебу, переведенной Андреем Тургеневым, чи- татель находит и ужасающие картины угнетения рабов-нег- ров, и яркие монологи о равенстве людей. Карамзин приб- лизительно в те же годы в " Вестнике Европы" использовал описание положения негров (статьи о Тусене-Лювертюре) для подкрепления своей мысли о том, что освобождению должно предшествовать длительное просвещение, что не- возможно предоставить свободу " дикому", " непросвещенно- му" народу. В пьесе вопрос этот решался в противополож- ном смысле: " Неволя подавляет всякую душевную способ- ность", и, следовательно, никакое " просвещение" невоз- можно в условиях рабства. На утверждение рабовладельца: " Негры родятся невольниками", - следует ответ: " Неправ- да! Никто невольником не родится". В связи с русской действительностью пьеса Коцебу по- лучала антикрепостнический смысл и не могла не вызывать у читателя тех ассоциаций, которые возникали у Николая Тургенева. Аналогию с положением крепостных в России вызывали и картины избиений негров плантаторами, и рас- суждения об отсутствии у негров права собственности. На предложение искать правды в суде негр Труро отвечает: " Суда? мы не можем быть и свидетелями, не
1 Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. С. 210. Ср. от- рывок В. В. Попугаева " Негр". Анализ этого произведения см.: Орлов В. Н. Русские просветители 1790-1800-х го- дов. М., 1953. С. 206-209. Здесь же дается перечень связанных с этой темой материалов и высказывании. К приводимым В. Н. Орловым данным можно было бы приба- вить, например, пересказ " Несчастья от кареты" Княжни- на, содержащийся в записках С. Н. Глинки: " Была беда и от смычков гончих и борзых собак, на которых обменивали семьи крестьян; была беда и от торгашей; переселяли на лицо земли русской перекупы негров" (Глинка С. Н. За- писки. С. 95). только доносчиками. Негр никогда не бывает прав. Всякий европеец, даже иноземец, может бить его, не страшась наказания, а если негр только руку на него поднимет, то он должен умереть немедленно". Поэтому особенно острый смысл приобретало обращенное к неграм восклицание противника рабства Джона: " О, если б она [кровь негров] закипела, если б отчаяние превра- тило ее в пламень и вы умертвили бы ваших тиранов". О том, что положение крепостных крестьян привлекало внимание членов Общества, свидетельствует и другой ин- тересный факт - участие их в постановке яркой антикре- постнической драмы " Солдатская школа". Как указывал В. И. Резанов2, еще Сушков высказал предположение о том, что автором этого произведения был Н. Сандунов. Советс- кие исследователи, обратившие внимание на эту антикре- постническую пьесу, высказывались также в пользу этого предположения. Письма А. С. Кайсарова к Андрею Тургене- ву не только позволяют окончательно определить авторс- тво Сандунова, но и устанавливают до сих пор не извест- ный и весьма значительный факт постановки этого произ- ведения в Московском благородном пансионе. До сих пор исследователи полагали, что пьеса не смогла увидеть света рампы и поэтому имела сравнительно небольшой об- щественный резонанс. Обстоятельства дела, по письмам А. С. Кайсарова к Андрею Тургеневу, рисуются в следующем виде: произведе- ния Н. Сандунова, привлекавшие внимание современников, были известны и в кружке Андрея Тургенева. 12 июля 1801 г. Кайсаров сообщал: " Я достал некоторые драмы Николая Сандунова и теперь их с Есиповым на скорую руку списы- ваем" 3. Пьесы обсуждались
1 Негры в неволе. Историко-драматическая картина... М., 1803. С. 41-43. Рукопись перевода пьесы (писарский текст с авторской правкой) хранится в Научной библиоте- ке Московского гос. университета им. М. В. Ломоносова. 2 Резаное В. И. Из разысканий о сочинениях В. А. Жу- ковского. СПб., 1906. С. 48. 3 ИРЛИ. Ф. 309 (Тургеневы). Ед. хр. 50. Л. 193 об. Работа над постановкой вызвала, видимо, сопротивление со стороны директора пансиона Прокоповича-Антонского. 18 ноября 1801 г. Кайсаров сообщал другу, что в прошлое воскресенье спектакль не состоялся: " Опять нашлись историко-энциклопедические причины" (Антонский преподавал " Историю и энциклопедию") (Там же, л. 40). Смысл этих " причин" Кайсаров разъяснил в письме от 19 декабря 1801 г.: Антонский " боится развра- тить своих питомцев светскими пьесами" (л. 58). Однако постановка все же была осуществлена, руководил ею сам Сандунов. " Прошлую пятницу, - сообщает Кайсаров, - была у пас проба, на которой был Ник. Сандунов, который нас учил" (л. 40 об.). Первое представление пьесы, видимо, состоялось 8 декабря 1801 г. На другой день Кайсаров писал другу в Петербург: " Брат! Брат! Для чего тебя тут не было! Для чего не был ты свидетелем моего триумфа?.. Я играл вчера Стодума в " Солдатской школе" - и уве- ряют будто совершенно. Сам Сандунов, с которым мы не- задолго перед этим крепко побранились, сам он прыгал от радости... Батюшка И. П. Тургенев вчера мне сказал: " Ну, брат Андрехан, vous aves surpassez mes attentes" (вы превзошли мои ожидания. Франц. - Ю. Л.)". Пьеса шла несколько раз, так как в конце декабря Кайсаров сообщал об изменении состава участников. Постановка не прошла незамеченной. Кайсаров писал Тургеневу: " Достигла слава об игре моей до Померанцева, и он жалеет, что не видал меня. Во второе представление, которое имеет быть на святках, непременно приглашу его" (л. 145 об.). Боевой, антикрепостнический характер пьесы объясняет смысл за- писи в дневнике Николая Тургенева: " Да, я помню те вре- мена, когда я не спал ночей, думая все о блаженной ми- нуте, когда я пойду в университетский театр" (Архив братьев Тургеневых. Вып. 3. С. 180-181).
участниками Общества, следствием чего, вероятно, и яви- лась идея постановки " Солдатской школы" на сцене панси- она. Все вышеизложенное позволяет говорить о неправиль- ности характеристики В. М. Истрина, считавшего, что Андрей Тургенев воспитан " в традициях безусловной по- корности власти" и что " для него не так важен был про- тест против зла и тирании, сколько правдивое и талант- ливое его литературное изображение" '. Одновременно с усилением вольнолюбивых настроений Андрей Тургенев из сторонника Карамзина превращается в его сурового критика. Произнесенная им на заседании Дружеского литературного общества речь замечательна своим сходством с основными пунктами литературной прог- раммы декабристов. В речи " О русской литературе" Андрей Тургенев выступил с резким осуждением карамзинского направления: " Он [Карамзин] более вреден, нежели поле- зен нашей литературе..." В чем же заключается вред Ка- рамзина? По мнению Тургенева, прежде всего в отказе от гражданственной тематики и, во-вторых, в отсутствии на- циональной самобытности творчества: "...пусть бы русс- кие продолжали писать хуже и не так интересно, только бы занимались они важнейшими предметами, писали бы ори- гинальнее, важнее..." 2. Требуя оригинального, не заимствованного ниоткуда содержания литературы, выражения в литературе народной жизни, Андрей Тургенев смело отвергает существовавшую литературную традицию, противопоставляя ей народное творчество: " Что можешь ты узнать о русском народе, чи- тая Ломоносова, Сумарокова, Державина, Хераскова, Ка- рамзина; в одном только Державине найдешь очень малые оттенки русского; в прекрасной повести Карамзина " Илья Муромец" также увидишь русское название, русские стопы3 и больше ничего Теперь только в одних сказках и песнях находим мы остатки русской литературы, в сих-то драгоценных остатках, а особливо в песнях, находим мы и чувствуем еще характер нашего народа. Они так сильны, так выразительны в веселом ли то или в печальном роде, что над всяким непременно должны произвести свое дейс- твие. В большей части из них, особливо в печальных, встречается такая пленяющая унылость, такие красоты чувства, которых тщетно стали бы искать мы в новейших подражательных произведениях нашей литературы". Особо примечательна мысль Тургенева о связи литературы и жиз- ни. Он считает, что характер современной литературы из- менился бы только с изменением дей-
Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. С. 82, 83. 2 Фомин А. А. Андрей Иванович Тургенев и Андреи Сер- геевич Кайсаров // Русский библиофил. 1912. № 1. С. 29. Требование самобытности литературы для единомышленников Андрея Тургенева имело программный характер. В речи " О трудности учения" Мерзляков говорил: " Кажется, вкус по зернышку рассыпан по всем краям света. Итак, чтобы соб- рать его, поезжай в Англию, во Францию, в Германию и пр. бедный молодой человек теряет свой собствен- ный дух, дух своего языка, пишет по-французскому и по-немецкому, на русском лишается навсегда истинной части оригинала. Мне скажут, что благоразумное внимание к красотам иностранным может избежать сих пороков. Не знаю. Представим русского - мы не имеем еще собс- твенных образцов во всех родах сочинений, все наши пи- сатели рождаются, так сказать, во французской библиоте- ке воспитывают нас иностранно, начиная от катехи- зиса, от календаря - все на иностранном" (л. 104 об.-105 об.). 3 В публикации Фомина ошибочно: " стоны". Исправляем по рукописи. ствительности: " Для сего нужно, чтобы мы и в обыча- ях, и в образе жизни, и в характере обратились к русс- кой оригинальности". Итак, Тургенев требует, чтобы содержание литературы было " великое, важное и притом истинно русское". Обос- новывая необходимость высокой торжественной поэзии, он противопоставляет Карамзину Ломоносова и даже Хераско- ва. Реформатором русской литературы " должен быть теперь второй Ломоносов, а не Карамзин. Напитанный русской оригинальностью, одаренный творческим даром, должен он дать другой оборот нашей литературе; иначе дерево увянет, покрывшись приятными цветами, но не показав ни широких листьев, ни сочных, питатель- ных плодов". В критике Карамзина и в противопоставлении ему Ломо- носова позиции Андрея Тургенева и Мерзлякова, видимо, совпадали, но дальше начинались различия. Неприязнь Мерзлякова к Карамзину и его симпатии к литературе XVI- II в. были определены общим демократическим характером его мировоззрения. Дворянскому, карамзинскому идеалу " внутренней свободы" Мерзляков противопоставлял требо- вание общественно-полезной деятельности. Здесь между ним - в будущем профессором-разночинцем, представителем университетской науки - и Андреем Тургеневым, в созна- нии которого, видимо, зрели элементы дворянской револю- ционности, можно отметить существенное различие. Отри- цательно относясь к современной ему дворянской литера- туре. Мерзляков считал Ломоносова непререкаемым автори- тетом. Литературная программа Андрея Тургенева была иной: она включала требование поэзии не только торжест- венной, но и свободолюбивой. С этих позиций он критико- вал и Ломоносова. В речи " О поэзии и о ее злоупотребле- нии" он утверждал: " Смею сказать, что Ломоносов, творец российской поэзии, истощая все дарования на похвалы мо- нархам, много потерял для славы своей. Бессмертная муза его должна бы избирать и предметы столь же бессмертные, как она сама. Все почти оды его писаны на восшествие, на день рождения и тому подобное" 2. Таковы были литературные взгляды Андрея Тургенева. Анализ их объясняет появление столь яркого гражданс- твенного, патриотического произведения, как стихотворе- ние " К отечеству", - произведения, сыгравшего известную роль в подготовке гражданской поэзии декабризма3.
1956
1 Фомин А. А. Андреи Иванович Тургенев и Андреи Сер- геевич Кайсаров // Русский библиофил. 1912. № 1. С. 26-30. 2 Цитирую по черновому наброску. РНБ. Ф. 286. On. 2. Ед. хр. 326. Л. 19. 3 Любопытно, что В. К. Кюхельбекер в дневнике, напи- санном в крепости, отметив, что " никогда не знавал" " рано отцветшего Андрея Тургенева", " память которого была мне всегда - не знаю почему - любезна", писал: " Несчастна Россия насчет людей с талантом: этот юноша, который в Благородном пансионе был счастливый соперник Жуковского и, вероятно, превзошел бы его, умер, не дос- тигнув и 20-ти лет". Поэзия Андрея Тургенева в начале XIX в. пользовалась известностью. В том же дневнике Кю- хельбекер записал: " С удовольствием я встретил в " Вест- нике" известную элегию покойного Андрея Тургенева (бра- та моих приятелей). Еще в лицее я любил это стихотворе- ние, и тогда даже больше " Сельского кладбища", хотя и бьы в то время энтузиастом Жуковского" (Кюхельбекер В. К. Путешествие. Дневник. Статьи. Л., 1979. С. 159, 155).
|