Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А. Ф. Мерзляков как поэт 1 страница
Литературная деятельность А. Ф. Мерзлякова относится к первой четверти XIX в. (наиболее активная - к первому его десятилетию). Оценка Мерзлякова как поэта невозмож- на без определения места, которое он занимал в общест- венно-литературной борьбе своей эпохи. Главным содержанием общественной и идеологической жизни в России в первую четверть XIX в. было формирова- ние и развитие декабризма. Этим объясняется, что внима- ние советских исследователей литературы этого периода сосредоточилось по преимуществу на изучении художест- венной теории и творческой практики писателей, принад- лежавших к лагерю дворянских революционеров. Магист- ральная линия общественного развития проходила именно здесь. Будучи сам по себе, бесспорно, правильным, по- добный подход приводит, однако, к тому, что роль недво- рянского лагеря этих лет до сих пор недостаточно оцене- на и слабо изучена с фактической стороны. Для того что- бы определить историческое место даже таких крупных ли- тературных фигур, как, например, И. А. Крылов, их пыта- ются - порой с натяжками - " приблизить" к декабристам. Это невыгодно сказывается не только на полноте наших представлений об эпохе, но и на изучении самой дворянс- кой революционности. Программа декабристов формировалась в сложном взаи- модействии с идеологическими системами, не укладывавши- мися в рамки дворянского мировоззрения. В. И. Ленин указывал, что " в 1825 г. Россия впервые видела револю- ционное движение против царизма, и это движение было представлено исключительно дворянами". Вместе с тем идеология дворянской революционности не складывалась как классово-дворянская идеология, то есть как теоретическая защита классово-корыстных интересов дворянства. Напротив: она ставила вопрос о положении народа, о ликвидации крепостничества. Развитие дворянс- кой революционности в России сопровождалось глубоким внутренним перерождением
1 Ленин В. И. Полн. собр. соч. М., 1962. Т. 30. С. 315.
дворянской идеологии по мере внесения в нее демократи- ческих элементов. Именно это обусловило возможность эволюции герценовского типа: по мере усиления демократических черт в противоречи- вом единстве и идеологических представлений дворянской революционности - переход на определенном этапе на де- мократические позиции и разрыв с дворянским мировоззре- нием. Декабристы, писал В. И. Ленин, " были заражены соприкосновением с демократическими идеями Европы во время наполеоновских войн". Разумеется, вытекающий из общего кризиса феодально-крепостнической системы про- цесс " заражения" лучшей части дворянской интеллигенции демократическими идеями был длительным, подготовленным задолго до заграничных походов всей суммой демократи- ческих идей России и Европы, от энциклопедистов до Ра- дищева и публицистики эпохи французской революции. События русской жизни начала XIX в. и прежде всего - Отечественная война 1812 г., ставя перед передовой частью дворянской молодежи проблему народа, его прав и роли в истории, народности в литературе, - разбивали " маленькую философию" 2 дворянских идеологов карамзинс- кого лагеря и создавали благоприятные условия для усво- ения демократических идей. Выяснить значение передовой недворянской мысли нача- ла XIX в., роль демократической профессуры (Мерзляков, А. П. Куницын, Н. Н. Сандунов, Л. Цветаев и другие) и таких писателей, как И. А. Крылов, А. X. Востоков, Н. И. Гнедич3, В. Т. Нарежный, для формирования идеологии декабризма - очередная задача науки. Необходимость изу- чения недворянского лагеря общественной мысли первой четверти XIX в. диктуется также тем, что в мировоззре- нии деятелей последующего, демократического периода не все было преемственно связано с системой воззрений дво- рянских революционеров. Наряду с герценовским путем - от революционности, далекой от народа, к демократизму - существовал и другой путь формирования передовой идео- логии: от демократизма стихийного, зачастую весьма да- лекого от политического протеста, - к общественному ра- дикализму. Все это заставляет считать задачу изучения недво- рянского лагеря литературы первой четверти XIX в. впол- не назревшей. Однако перед исследователем этого вопроса встает целый ряд трудностей. Интересующий его лагерь не занимал господствующего положения в литературно-общест- венной жизни эпохи. Отчасти поэтому у него не было ни отчетливо сформулированных принципов, ни признанных ли- тературных руководителей. Последнее обстоятельство вы- зывает настоятельную потребность углубленного изучения всего лагеря, причем так называемые " второстепенные" деятели, вроде, например,
1 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 30. С. 318. 2 Выражение К. Н. Батюшкова в письме к Н. И. Гнедичу (октябрь 1812); см.: Батюшков К. Н. Соч.: В 2 т. М, 1989. Т. 2. С. 234. 3 Относительно Востокова и Гнедича вопрос этот пос- тавлен в работах: Орлов В. Н. Русские просветители 1790-1800-х годов, 2-е изд. М., 1953; Медведева И. Н. Гнедич и декабристы // Декабристы и их время. М.; Л., 1951.
В. С. Сопикова1, В. Г. Анастасовича2, 3. А. Буринс- кого и других, ни в коем случае не должны быть упускае- мы из виду. При всем различии в позиции и значении такого рода деятелей есть нечто, объединяющее их: никто из них не может быть включен ни в одну из современных им дворянс- ких литературно-общественных группировок. В этом отно- шении, например, попытка осмыслить творчество Мерзляко- ва в рамках карамзинизма3 так же вызывает возражения, как и полемическое причисление его последователями Ка- рамзина к лагерю шишковистов (см., например, " Видение на берегах Леты" К. Н. Батюшкова). Вместе с тем твор- ческое лицо каждого из перечисленных деятелей - от Ку- ницына, приближавшегося к целостной системе воззрений в духе боевой демократической философии XVIII в., до на- ивно-царистских настроений, сочетавшихся со стихийной ненавистью к дворянам, в творчестве незначительного по- эта-крестьянина И. И. Варакина4 - настолько своеобраз- но, что трудно найти единую формулу, характеризующую весь этот обширный общественно-литературный лагерь. К тому же если в условиях широкого размаха крестьян- ских выступлении и общей предгрозовой атмосферы " вели- кой весны девяностых годов" 5 смогла возникнуть на греб- не народного возмущения целостная революционная теория А. Н. Радищева, идеологически обобщавшая освободитель- ную борьбу крестьян, то в начале XIX в. сложилась иная обстановка. Как указывает исследовательница этого воп- роса, " в первые три пятилетия [XIX в.] количество вол- нений падало" 6. Но дело не только в сокращении (не столь уж значительном) абсолютного числа крестьянских восстаний, а в резкой консолидации в конце XVIII в. сил того аппарата подавления, который находился в руках дворянского государства. Положение крестьян не улучши- лось, и сила ненависти их к помещикам не ослабла, одна- ко вылиться в широкое выступление, в крестьянскую войну их недовольству было значительно труднее, чем в послед- ней трети XVIII в. Вспышки крестьянских восстаний стал- кивались со старательно укрепляемой машиной феодаль- но-крепостнического государства
О мировоззрении Сопикова см.: Берков П. Н. Идеоло- гическая позиция В. С. Сопикова в " Опыте российской библиографии" // Сов. библиография. 1933. ь 1/3. С. 139-155; Оксман Ю. Г. Из истории агитационной литерату- ры 20-х годов // Очерки и истории движения декабристов. М., 1954, здесь же указана литература вопроса (С. 495). 2 Об Анастасевиче см.: Брискман М. А. В. Г. Анаста- севич. (Из истории русской библиографии). [Авторефе- рат]. Л., 1956; Oil же. В. Г. Анастасевич и вопросы те- ории библиографии // Труды Ленингр. гос. библ. ин-та им. Н. К. Крупской. Л., 1956. Т. 1. 3 См.: Розанов И. Н. Русская лирика. М., 1914. 4 В письме к Анастасевичу И. И. Варакин от имени крепостных крестьян писал: " Не мы виноваты, что не имеем случаев показать в се- бе Колумбов и Картезиев или Катонов, Сципионов и Суво- ровых, но виноваты оковавшие нас" (РО РНБ. Собр. рус. автографов. Варакин. К-4. Л. 25 об.; нынешнее местона- хождение цитируемого документа не установлено. - Ред.). 5 Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1958. Т. 13. С. 272. 6 Игнатович И. Крестьянские волнения первой четверти XIX в. // Вопросы истории. 1950. № 9. С. 49.
и часто подавлялись, прежде чем успевали вылиться в массовые выступления. Потребовалось резкое изменение соотношения общественных сил в стране для того, чтобы к 1860-м гг. начала складываться революционная ситуация. Понижение относительной мощи крестьянских выступле- нии создавало обстановку, не похожую на предреволюцион- ную атмосферу, определившую деятельность Радищева. Бесспорно, известную роль сыграл и спад революционного движения в Европе, а также и внутренняя противоречи- вость развития демократической мысли после революции во Франции. Новая ситуация отразилась и в умах современни- ков - деятелей антидворянского лагеря. Борьба против крепостнически-сословного строя сочетается у них с ил- люзорными надеждами на противопоставляемого дворянам царя. В период, когда дворянская революционность еще оста- валась единственно возможной формой политического про- теста и вместе с тем уже назревал переход к новому эта- пу (что требовало осмысления исторической ограниченнос- ти декабристов), отрицательное отношение к братству в отдельных случаях даже приводило некоторых деятелей, например Н. И. Надеждина, к исторически объяснимому от- рицанию революционной борьбы вообще. Противоречия сказывались и в эстетической программе. Революционность Радищева позволила ему создать закон- ченную, сознательно противопоставленную дворянскому ис- кусству эстетическую систему. Потеря революционности приводила и к утрате целостного характера художествен- ной программы. Критически относясь к корифеям дворянс- кой литературы своей эпохи, деятели демократического лагеря не могли противопоставить им положительной сис- темы воззрений на искусство. Поэтому они вынуждены были или обращаться к теоретически отрицаемым ими же принци- пам дворянской эстетики, или - чаще всего - облекать стихийное стремление сблизить литературу с действитель- ностью в форму защиты устаревших уже в эту пору худо- жественных принципов (в этой связи знаменательна посто- янная апелляция к творчеству Ломоносова). Создание реа- листической художественной теории стало возможным толь- ко на новом историческом этапе, в эпоху Белинского. Алексей Федорович Мерзляков (1778-1830) прожил жизнь, не богатую внешними событиями. Сын мелкого про- винциального купца, он был отдан учиться в Пермское на- родное училище. Здесь тринадцати лет от роду он написал оду на мир со Швецией, которая была прислана в Петер- бург и обратила на себя внимание. Стихотворение было опубликовано в журнале " Российский магазин", а автор переведен в Москву, в университетскую гимназию. Даль- нейшие события в жизни Мерзлякова почти исчерпываются его послужным списком. Студент, бакалавр, кандидат, ма- гистр, доктор, адъюнкт, экстраординарный профессор, ор- динарный профессор и, наконец, с 1817 г. до самой смер- ти в 1830 г., декан - все ступени университетской лест- ницы были пройдены Мерзляковым за более чем четверть века преподавательской работы. Жизнь Мерзлякова протекала в окружении университетской профессуры, имевшей в эту эпоху отчетливо демократичес- кий характер. Вспомним, что в 1802 г. Карамзин в " Вест- нике Европы" сообщал как о событии исключительного зна- чения о том, что в России на университетскую кафедру поднялся первый профессор-дворянин. Н. И. Греч вспоми- нал, как родственники его досадовали на то, что он " избрал несовместное с дворянским звание учителя". В 1793 г. автор реакционной брошюрки " Мысли беспристраст- ного гражданина о буйных французских переменах" особен- но опасался воздействия демократических идей на " народ, состоящий из попов, стряпчих, профессоров, бродяг..." 1. Показательно аристократическое презрение, с которым мальчик Вяземский в детской эпиграмме третировал Мерз- лякова как " школьного учителя", равно как и проявившая- ся при этом в поведении профессора гордость разночин- ца3. Поэт-ученый, эрудит, организатор публичных лекций и литературных обществ, независимый перед начальством, угрюмый и неловкий в чуждой ему обстановке светского общества и вместе с тем острослов и весельчак в товари- щеском кругу4, - Мерзляков всем своим человеческим об- ликом был чужд дворянской среде. Менее всего он напоми- нал тот образ поэта, который создавала карамзинистская традиция. Его нельзя было назвать ни " праздным ленив- цем", ни " баловнем счастья". Не только горькая трудовая жизнь интеллигента-разночинца, но и весь круг творчес- ких интересов сближал Мерзлякова с миром художни- ков-профессионалов, актеров, скульпторов, граверов, му- зыкантов. Дворянская культура чуждалась профессионализации. Когда граф Ф. П. Толстой решил посвятить свою жизнь жи- вописи, ему пришлось столкнуться с резким осуждением: " Все говорили, будто бы я унизил себя до такой степени, что наношу бесчестие не только моей фамилии, но и всему дворянскому сословию" 5. Если литература карамзинистов замыкалась в рамки " изящной словесности", то в предс- тавлении Мерзлякова труд писателя, с одной стороны, сливался с разысканиями ученого-комментатора, перевод- чика, мыслью теоретика, с другой - вторгался в сферу музыки, актерского мастерства, изобразительных ис- кусств. Исследовательская традиция узаконила образ Мерзляко- ва как благонамеренного чиновника на кафедре, автора хвалебных од. Изучение материалов рисует, однако, сов- сем иной политический облик ученого и поэта. В идейном развитии Мерзлякова решающую роль сыграло сближение его в конце 1790-х гг. с Андреем Ивановичем Тургеневым, старшим сыном известного масона и директора Московского университета Ивана Петровича Тургенева. Вскоре возник дружеский кружок, объединивший с Мерзляковым и Андреем Турге-
1 Греч Н. И. Записки о моей жизни. М.; Л., 1930. С. 241. 2 Мысли беспристрастного гражданина о буйных фран- цузских переменах. СПб., 1793. С. 4-5 (курсив мой. - Ю. Л.). 3 См.: Старина и новизна. М., 1916. Кн. 20. С. 188-189. 4 " Алексей Федорович острил беспрестанно. Нет чело- века любезнее его, когда он нараспашку" (Жихарев С. П. Записки современника. М.; Л., 1955. С. 12). 5 Толстой Ф. П. Записки // Русская старина. 1873. Кн. 1. С. 126.
невым В. А. Жуковского, А. С. Кайсарова и А. Ф. Воейко- ва, а также подрастающего Александра Ивановича Тургене- ва. Как видно из дневника Андрея Тургенева, в 1799-1800 гг. он встречается с Мерзляковым почти ежедневно. Они вместе посещают театр, спорят на литературные темы, за- читываются Шиллером, Гете, даже пишут совместно стихи и переводят " Вертера". В возникшем в январе 1801 г. Дружеском литературном обществе Мерзляков и Андрей Тургенев играют руководящую роль. Мерзляков составляет устав общества и в двух ре- чах (12 и 19 января 1801 г.) определяет его задачи. Главная из них - это подготовка к активному, самоотвер- женному служению родине. Речь 12 января кончалась сло- вами: " Напомню вам только одно имя, одно любезнейшее имя, которое составляет девиз нашего дружества, всех наших трудов, всех наших желаний. Скажите, не написано ли на сердцах ваших: " Жертва отечеству". Итак, мы даем друг другу руки во взаимной доверенности и под благос- ловляющею дланию отечества поем наставшему веку:
Да на наши жертвы дышит Благодать, успех святый, Да рука твоя напишет Наш обет на дске бытий! "
Дневник Андрея Тургенева не оставляет сомнений в по- литических настроениях друзей в эти годы. В запуганной павловским террором Москве друзья осуждали деспотизм, мечтали о гражданственных подвигах и часто непосредс- твенно касались положения России. Ноябрьским утром 1799 г. Андрей Тургенев встретил на улице плачущую крестьян- ку. " Ее спросили, и она с воем же сказала, что у ней отдают в солдаты мужа и что остается трое детей". Запи- сав эту сцену, Тургенев сразу же обобщил: " Царь народа русского! Сколько горьких слез, сколько крови на душе твоей". Интересно, что первоначальный текст был абс- трактнее: " Цари, цари, сколько горьких слез на душе ва- шей! " 2 В октябре 1800 г. Андрей Тургенев записал в своем дневнике: " Россия, Россия, дражайшее мое отечество, слезами кровавыми оплакиваю тебя: тридцать миллионов по тебе рыдают! Но пусть они рыдают и терзаются! От этого услаждаются два человека, их утучняет кровавый пот их; их утучняют горькие слезы их; они услаждаются; на что им заботиться! Но если этот бесчисленный угнетенный на- род, над которым вы так дерзко, так бесстыдно, так бес- человечно ругаетесь, если он будет действовать так, как он мыслит и чувствует, вы - ты и бесчеловечная, сла- дострастная жена твоя - вы будете первыми жертвами! Вы бы могли облегчить его участь, и это бы
1 ИРЛИ. Ф. 309 (Тургеневы). Ед. хр. 618. Л. 24 об. В дальнейшем: Архив Тургеневых. Некоторые цитаты из при- водимых в дальнейшем материалов архива Тургеневых были уже использованы в работах В. М. Истрина и В. И. Реза- нова. Однако, поскольку границы цитат в названных статьях и в нашей работе, как правило, не совпадают, даем ссылку непосредственно на архивный источник. 2 Архив Тургеневых. Ед. хр. 271. Л. 5. ничего вам не стоило! " Хотя и написанное было достаточ- но смело, но далее ход мысли А. Тургенева принял такой оборот, что автор не решился доверить ее бумаге и целую строку заменил точками. Затем идет не менее красноречи- вый текст: " Тебя наградят благословения миллионов, тебя наградит твоя совесть, которая тогда пробудится для то- го, чтобы хвалить. Отважься! Достигай этой награды! " Достаточно сравнить этот текст с речами А. Ф. Воейкова в Дружеском литературном обществе2, чтобы понять, о чем идет речь: зачитывающийся " Заговором Фиеско" и " Эгмон- том" Тургенев мечтает о подвиге тираноборца, который " отважится" спасти родину от деспота. По мнению Андрея Тургенева, законы выше воли само- держца. Весной 1800 г. он записал в дневнике: " Вышел " Царь", поэма Михаила Матвеевича Хераскова. И се- дой старик не постыдился посрамить седины подлейшими ласкательствами и, притом, безо всякой нужды. Какое предисловие! Какой надобно иметь дух, чтобы так нагло, подло, бесстыдно писать от лица истины, какая мораль:
Законов выше княжеские троны!
И ему семьдесят лет, и его никто ни в чем не подоз- ревает, и он же после будет говорить, что проповедовал истину, исправлял людей, был гоним за правду! Они и не чувствуют, как унижают и посрамляют поэзию! " 3 Молодой Мерзляков разделял политические настроения своих друзей. Об этом достаточно красноречиво говорит написанная им в связи с событиями 11 марта 1801 г. " Ода на разрушение Вавилона". М. П. Полуденский, редактируя в 1867 г. сочинения Мерзлякова, в соответствии с общим реакционно-казенным духом издания включил это стихотво- рение в раздел " духовных". Между тем политический смысл оды очевиден. М. А. Дмитриев в своих мемуарах, отметив, что ода возбудила всеобщее внимание, продолжает: " Многие обвиняли Мерзлякова за эту оду, находя в ней некоторые применения к смерти императора Павла. Дейс- твительно, Мерзляков написал это стихотворение вскоре по его кончине" 4. " Ода на разрушение Вавилона" по своему политическому подтексту примыкает к " Оде достойным" Востокова и " Оде Калистрата" И. М. Борна. Как и в этих произведениях, в ней содержится намек на убийство Павла I:
Тиран погиб тиранства жертвой, Замолк торжеств и славы клич, Ярем позорный прекратился,
Архив Тургеневых. Ед. хр. 271. Л. 73 об. -74. Рез- ко отрицательное отношение Андрея Тургенева и Мерзляко- ва к правительству Павла I исключает возможность истол- кования цитаты как обращения к царю. 2 См. об этом в наст. изд. статью " Стихотворение Андрея Тургенева " К отечеству" и его речь в Дружеском литературном обществе". 3 Архив Тургеневых. Ед. хр. 271. Л, 54 об. 4 Дмитриев М. А. Мелочи из запаса моей памяти. М., 1869. С. 165-166. Железный скиптр переломился, И сокрушен народов бич!
Стихи эти совпадают по общей направленности с выс- туплениями ряда других членов Дружеского литературного общества. Воейков, также явно намекая на современность (речь была произнесена незадолго до убийства Павла I), предлагал слушателям бросить " патриотический взгляд на Россию" во время Бирона. " Мы увидим ее обремененную це- пями, рабствующую, не смеющую произнести ни одного сло- ва, ни одного вопля против своих мучителей; она принуж- дена соплетать им лживые хвалы тогда, когда всеобщее проклятие возгреметь готово" 2. Стихотворение Мерзляко- ва, вероятно, было произнесено на заседании Дружеского литературного общества 11 мая 1801 г. На этом собрании общества, которое, может быть, не случайно состоялось в день двухмесячной годовщины событий 11 марта, Воейков произнес речь " О предприимчивости", говоря, что она " свергает с престола тиранов, освобождает народы от рабства" 3. Ода Мерзлякова звучит в тон дневниковым записям Анд- рея Тургенева и речам Воейкова. Павел - " мучитель", " чудовище земли", он " варварской десницей - / Соделал целый мир темницей". Стилистически примыкая к ломоно- совско-державинской традиции в лирике, политической по содержанию и условно библейской по системе образов, " Ода на разрушение Вавилона" своим антимонархическим пафосом напоминает стихотворения поэтов Вольного об- щества любителей словесности, наук и художеств. Тиран - " ужас наших дней"; труп его лежит,
Лишенный чести погребенья; А там - свистит дух бурный мщенья Против сынов твоих сынов.
Рази, губи, карай злой род, Прокляты ветви корня злого; В них скрыта язва, гибель нова, В них новый плен для нас растет! (с. 218-219)
Критическое отношение к политическим порядкам в Рос- сии Мерзляков сохранил и в начале нового царствования. Весной 1801 г. он произнес в Дружеском литературном об- ществе речь " О трудностях учения", посвященную препятс- твиям на пути молодого поэта и ученого-разночинца. " Бедность, зависть, образ правления - все вооружается против него, - нельзя вместе думать о науках и о насущ- ном хлебе; молодой человек берется за книгу и видит подле себя голодную мать и умирающих братьев на руках ее..." Особенно примечательны следующие строки: " Я не хочу говорить о правлении; еще лежат на российском Пегасе тяжелые камни и не позволяют ему возвы-
1 Мерзляков А. Ф. Стихотворения. Л., 1958. С. 216-217. В дальнейшем ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием страницы. 2 Архив Тургеневых. Ед. хр. 618. Л. 26 об. 3 Там же. Л. 110. ситься". Зато в республиканской Греции " правление гре- ков способствовало тому, что поэзия греческая но- сит на себе особливый Божественный отпечаток" 2. В сентябре 1802 г. Мерзляков писал Александру Турге- неву и Андрею Кайсарову о своей вражде к " превосходи- тельным собакам, которые всегда бывают злее обыкновен- ных". И тут же в характерном тоне продолжал: " Говорят, что у нас при дворе великие перемены: но мне жаль бумаги на описание перемен придворных" 3. В беседах с Андреем Тургеневым, в спорах на заседа- ниях Дружеского литературного общества вырабатывалась и художественная программа Мерзлякова. Ранние произведе- ния поэта создавались под сильным влиянием сначала ло- моносовской одической традиции, а затем - поэтического новаторства Державина. Так, например, " Ода на разруше- ние Вавилона" обнаруживает не только тематическое, но и стилистическое влияние державинскон оды " Властителям и судиям". Характерны в этом отношении " зрительные" эпи- теты:
Твой дом есть ночь, твой одр - гниенье, Покров - кипящий рой червей! (с. 217)
Создание политической лирики на основе конкрет- но-чувственной системы образов - типичная черта держа- винской поэзии. Распространившееся в 1790-е гг. влияние Карамзина прошло мимо Мерзлякова в первый период его творчества, зато мимо него не прошла борьба с карамзинизмом. Как видно из дневника Андрея Тургенева, 20 октября они вдвоем спорят с Жуковским, доказывая, что Карамзин " был более вреден, нежели полезен литературе нашей" 4. В кон- це марта 1801 г. Андрей Тургенев развил эту же мысль в речи " О русской литературе", произнесенной на заседании Дружеского литературного общества. Сопоставление речи и дневниковой записи демонстрирует полное совпадение всех основных положений, и, следовательно, речь может расс- матриваться как выражение мнения обоих " корифеев" об- щества, как называл старшего Тургенева и Мерзлякова Александр Иванович Тургенев. Речь проникнута резким осуждением современного состояния русской литературы, и в первую очередь карамзинизма.
Архив Тургеневых. Л. 106 (курсив мой. - Ю. Л.). В. И. Резанов ошибался, полагая, что цитированное высказы- вание имело в виду " меры императора Павла против лите- ратуры" (Резанов В. И. Из разысканий о сочинениях В. А. Жуковского. Пг., 1916. Вып. 2. С. 135). Изучение руко- писей убеждает, что речь " О трудностях учения" была произнесена в первых числах мая 1801 г. 2 Мерзляков А. Ф. О духе, отличительных свойствах поэзии первобытной и о влиянии, которое она имела на благополучие народов: (В публ. собр. имп. Моск. ун-та июня 30 дня 1808 г.). М., [1808]. С. 16. 3 Сухомлинов М. И. А. С. Кайсаров и его литературные друзья // Известия ОРЯС. 1897. Т. 11. Кн. 1. С. 27 и 29. 4 Архив Тургеневых. Ед. хр. 271. Л. 76 об.
Литературное направление Карамзина осуждается здесь прежде всего за отказ от гражданственной тематики, за
|