Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А. Ф. Мерзляков как поэт 5 страница
середине десятых годов интереса к эпическим жанрам. Од- нако художественное решение проблемы перевода, избран- ное Мерзляковым, было архаично не только к моменту вы- хода поэмы, но и значительно ранее. Интерес Мерзлякова к эпическим жанрам, конечно, не дает основания для причисления его к шишковистам. Линг- вистические теории и литературная позиция главы " Бесе- ды..." не встречали с его стороны сочувствия. Характер- но, что Мерзляков полемически подчеркивал в воззрениях Шишкова именно дилетантизм, то есть черту, общую всем дворянским писателям, и в качестве противоположного примера выдвигал Ломоносова, поэта-разночинца и учено- го. В 1812 г. Мерзляков писал: "...часто погрешают и некоторые страстные любители языка славянского. Что встречаем в их сочинениях? Слова обветшалые славянские вместе с простыми и общенародными и притом в образах чужестранных или сряду старый язык славянский, от кото- рого мы уже отвыкли. Возьмите оды и похвальные слова Ломоносова и сравните их с некоторыми нынешними стихот- ворными славяно-российскими сочинениями. - Читая перво- го, я не могу остановиться ни на одном слове: все мои, все родные, все кстати, все прекрасны; читая других, останавливаюсь на каждом слове, как на чужом... Поздно уже заставлять нас писать языком славянским, осталось искусно им пользоваться. Вот особливое достоинство Ло- моносова" 2. Не примыкая к шишковистам, Мерзляков в еще большей степени был и всегда оставался чуждым карамзинско-арза- масскому лагерю. В этом отношении особенно показательна история его взаимоотношений с Жуковским. Мерзляков и Жуковский познакомились во время форми- рования дружеского кружка Андрея Тургенева и долгое время находились в близких товарищеских отношениях. В 1800-х гг. для московской читающей публики имена их стояли рядом. Попав в 1807 г. в окружение шишковистов, Жихарев
1 Белинский В. Г. Поли. собр. соч. Т. 3. С. 47. 2 Мерзляков А. Ф. Рассуждения о российской словес- ности в нынешнем ее состоянии. С. 72. изумлялся тому, что " почти все эти господа здешние ли- тераторы ничего не читали из сочинений Мерздякова и Жу- ковского" '. Однако личная дружба не препятствовала дли- тельной полемике, которая в конечном итоге привела к взаимному охлаждению. Характерные для Жуковского при- верженность к карамзинским литературным принципам, фи- лософский и эстетический субъективизм, мистицизм были для Мерзлякова неприемлемы. Начало полемики относится к 1800 г., то есть ко времени политического и художест- венного самоопределения ведущей группы тургеневского кружка. В 1800 г. в первой книжке " Утренней зари" Жуковский опубликовал отрывок " К надежде". Сам по себе он мало значителен и не давал основания для дискуссии. Положе- ния, против которых выступает Мерзляков, в печатном тексте отсутствуют и, видимо, почерпнуты из устных спо- ров. Из письма Мерзлякова Жуковскому от 8 сентября 1800 г. явствует, что надежда противопоставлялась Жуковским разуму, а философов, ищущих истину, он презрительно именовал " педантами" и " головоломами". Мерзляков встал на защиту прав разума и просветительской философии. Он писал: " Я хочу из всего вывести то, чтоб ты не ругал головоломов-философов чтобы ты знал, что мы неп- ременно должны иметь верный компас - разум, просвещен- ный (еще-таки скажу) этими головоломами, ищущими исти- ны, а не педантами..." 2 А в двадцатых числах декабря 1800 г. Мерзляков и Тургенев в споре с Жуковским дока- зывали гибельность влияния Карамзина на русскую литера- туру. Полемика ярко разгоралась на заседаниях Дружеского литературного общества. Так, например, когда 24 февраля 1801 г. Жуковский произнес на заседании общества речь о дружбе, построенную на цитатах из Карамзина и опровер- гавшую принцип собственной пользы как основу морали. Мерзляков выступил 1 марта того же года со специальной защитой этого, характерного для материалистической фи- лософии XVIII в. тезиса: " Польза - тот магнит, который собрал с концов мира рассеянное человечество" 3. Перед нами - характерное противоречие: там, где Мерзляков стремится теоретически оформить свое бунтарское неприя- тие действительности, он обращается к Шиллеру - ради- щевское соединение материализма и революционности ему не по плечу. В борьбе же с карамзинизмом, отрицанием общественного служения, художественным субъективизмом он обращается к аргументам из арсенала материалистичес- кой философии XVIII в. Позиции Мерзлякова и Андрея Тур- генева в решении философских вопросов расходились: пер- вый испытывал более сильное влияние просветительской философии XVIII в. Однако разделяемая Жуковским карам- зинская проповедь общественной пассивности была одина- ково неприемлема ни для того, ни для другого. В дальнейшем Мерзляков, разночинец-профессор, автор опытов в народном духе и ученых переводов, противник салонной поэзии и унылых элегий, все более расходился с Жуковским. Позже разыгрался известный эпизод с " Письмом из Сибири" - резким осуждением баллад, с которым высту- пил
Жихарен С. П. Записки современника. М.; Л., 1955. С. 438. 2 Русская старина. 1904. № 5. С. 448-449. 3 Архив Тургеневых. Ед. хр. 618. Л. 53 об. Мерзляков в присутствии Жуковского на заседании Общест- ва любителей российской словесности. Вместе с тем, выступая против карамзинской традиции. Мерзляков не был последователен и сам в своем творчест- ве испытывал ее воздействие. Особенно это влияние проя- вилось в романсах. Некоторые из них, как, например, " Велизарий", пользовались широкой популярностью, однако в целом они мало оригинальны в своей художественной системе и укладываются в рамки периферийной поэзии ка- рамзинского направления. Так, например, достаточно сравнить романс Мерзлякова " Меня любила ты, я жизнью веселился..." и " Песню" Жуковского (" Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье..."), чтобы разительная бли- зость обоих стихотворений - стилистическая и текстуаль- ная - навела на мысль не только об общем оригинале (стихотворения, видимо, являются переводами с французс- кого), но и о творческом соревновании между двумя поэ- тами. Период после 1812 г. - время заката поэтической из- вестности Мерзлякова. Свободолюбие его слабело. Уступая давлению университетского начальства, он стал писать торжественные оды, над которыми сам прежде смеялся. По поводу оды Мерзлякова на Пултусское сражение Жихарев писал: " Чему посмеешься, тому и поработаешь: вот наш Алек- сей Федорович наконец облепился". И добавлял: " Готов держать заклад, что эта ода написана им по заказу, по- тому что от первого стиха: " Исполнилась, о весть зла- тая! " и до последнего, один только набор слов". Ослабление свободолюбия причудливо сочеталось в творчестве Мерзлякова с глубокой ненавистью к паразити- ческому барству. Вместо гражданственной героики в его поэзии теперь выдвигается тема труда, " святая работа", как говорит он в идиллии " Рыбаки". Если прежде связью вселенной был свободолюбивый энтузиазм славы и братс- тва, то теперь Мерзляков пишет космическую апологию труда. В стихотворении " Труд" созидающий труд скрепляет вселенную, его голос движет стихиями:
От ветров четырех четыре трубны гласа Беседуют с тобой, о смертный царь земли! Се! лето, и весна, и осень златовласа, И грозная зима тебе рекут: внемли! (263)
Стихотворение содержит характерное противоречие по- литически незрелой антидворянской мысли тех лет. В нем наряду с вполне благонамеренным прославлением царя на- ходим гневное обличение праздности и тунеядства, сопро- вождаемое многозначительным намеком на то, что дом " дряхлой знати" построен на вулкане:
Чертоги праздности возносятся блестящи На пепле пламенем чреватыя горы, Являются сады и рощи говорящи, Веселии и забав приветные шатры; И звуки сладких лир, и песни обольщенья...
Жихарев С. П. Записки современника. С. 312-313.
Обман! - То всё скорбен, недугов облаченья, Без тела тени лишь одне, Мрак в свете, бури в тишине! Там образ видится обилья недвижимый; Там, мертвый предков блеск разбрасывая, знать На персях лести пьет сон дряхлости томимый; Самонадеянье там крадет дни, как тать... (с. 267)
Этой картине противопоставлен " труд честный" " ратая семьи". Стихотворение это вызвало сочувственный отзыв заключенного в крепости Кюхельбекера. Отметив, что в нем много тяжелых стихов, он увидел " также и такие, ко- торые служат сильным доказательством, что ему точно бы- ло знакомо вдохновенье". Таким образом, развитие поэтического дарования Мерз- лякова с известными оговорками может быть разделено на следующие периоды: ранняя поэзия (до 1799 г.), далее - цикл гражданственных стихотворений (1799- 1802 гг.), затем - период создания основных песен (1803-1807 гг.) и, наконец, - время работы над переводами из греческих и латинских поэтов (начиная с 1807 г.). Потом наступил упадок. Мерзляков отставал от запросов времени. Это становилось особенно заметным по мере формирования но- вого передового литературного лагеря - декабристского. В 1824 г. Вяземский писал, сообщая А. Тургеневу о пись- ме Мерзлякова, " в коем обнажается его добрая душа": " Жаль, что он одурел в университетской духоте" 2. Почти одновременно Кюхельбекер писал: " Мерзляков - некогда довольно счастливый лирик, изрядный переводчик древних, знаток языков русского и славянского, но отставший по крайней мере на 20 лет от общего хода ума человечес- кого..." 3 Двадцатые годы были тяжелым для Мерзлякова временем. В дворянском обществе он был чужим. В этом отношении любопытен не лишенный черт автобиографизма образ Тассо, созданный Мерзляковым в предисловии к переводу " Осво- божденного Иерусалима". Тассо Мерзлякова - это не гени- альный безумец Батюшкова, а поэт-труженик, бьющийся в материальной нужде: " Робкое, стеснительное ремесло придворного противно было врожденной гордости его ха- рактера". Последние годы жизни Мерзляков провел в бедности. Он с горечью писал Жуковскому, прося заступничества и де- нежной помощи: " Право, брат, старею и слабею в здо- ровье, уже не работается так, как прежде, и, кроме то- го, отягчен многими должностями по университету: время у меня все отнято или должностью, или частными лекция- ми, без которых нашему брату - бедняку обойтись немож- но; а дети растут и требуют воспитания. - Кто после ме- ня издать может мои работы и будут ли они полезны для них, ничего не
1 Кюхельбекер В. К. Путешествие. Дневник. Статьи. Л., 1979. С. 231. 2 Остафьевский архив кн. Вяземских.: В 5 т. СПб., 1899-1913. Т. 3. С. 13. Ср. письмо А. Бестужеву (Русс- кая старина. 1888. № 11. С. 330-331). 3 Кюхельбекер В. К. Путешествие. Дневник. Статьи. С. 498. имеющих". Мерзлякова тяготило сознание невозможности собрать и напечатать свои сочинения. Рукописный том его стихотворений, подготовленный автором к печати, зате- рялся бесследно, а литературно-критические статьи до сих пор не собраны, хотя подобное издание было бы весь- ма полезным. Казалось, время литературной славы Мерзлякова прошло безвозвратно, когда появление в 1830 г. - в год смерти поэта - тонкой книжки " Песен и романсов" снова привлек- ло к нему внимание критики. Автор " Обозрения русской словесности в 1830 году" в альманахе " Денница" писал: " Как поэт он замечателен своими лирическими стихотворе- ниями, особенно русскими песнями, в коих он первый умел быть народным, как Крылов в своих баснях" '. В таком же духе писал и Надеждин. Похвальный характер этих оценок станет понятен, если вспомнить, что именно в 1830 г. в критике шли ожесточенные бои вокруг проблемы народнос- ти, - бои, подготовившие появление " Литературных мечта- ний" Белинского. Многочисленные высказывания Белинского о Мерзлякове-поэте могут быть правильно осмыслены толь- ко в связи с его пониманием проблемы народности. Сказав в статье " О жизни и сочинениях Кольцова" (1846), что новый демократический этап развития литературы требует нового писателя - сына народа " в таком смысле, в каком и сам Пушкин не был и не мог быть русским человеком", Белинский подчеркнул ограниченность народности Мерзля- кова, который, по его словам, " только удачно подражает народным мелодиям". Но и здесь критик тотчас оговари- вался, что его мнение " о песнях Мерзлякова клонится не к унижению его таланта, весьма замечательного" 2. Русская критика неоднократно обращалась к песням Мерзлякова. Такого внимания не привлекала его гражданс- кая поэзия. Между тем для своего времени она была при- мечательным литературным явлением. Творчество Мерзлякова в своих истоках было связано с первыми попытками критики карамзинизма как ненародного направления в искусстве и откликнулось на заключитель- ные этапы этой полемики. Это не случайно: Мерзляков был поэтом, чей творческий путь, как и у Востокова, Гнеди- ча, Крылова и ряда менее значительных поэтов, шел в ином направлении, чем господствующие течения современ- ной им дворянской поэзии. Испытывая ее влияние и, в свою очередь, влияя на нее, творчество Мерзлякова в лучшей его части предсказывало демократический период литературы, в частности - поэзию Кольцова.
1958
1 Денница: Альманах на 1831 год / Изд. М. Максимови- ча. М., С. XI-XII. 2 Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 9. С. 531-532.
Памяти Марка Константиновича Азадовского
|