Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I редакция. 1814-1817
Други милые, терпенье, Расскажу вам чудный сон. Не игра воображенья, Не случайный призрак он. Нет - то мщенью предыдущий И страшащий с неба глас, К покаянию зовущий И пророческий для нас.
Ввечеру, простившись с вами, В уголку сидел один И Кутузова стихами Я раскладывал камин, Подбавлял из Глинки сору, И твоих, о Мерзляков! Из " Амура" по сю пору Недочитанных стихов.
Дым от смеси этой едкой Нос мне сажей закоптил Но в награду крепко, крепко И приятно усыпил. Снилось мне, что в Петрограде Чрез Обухов мост пешком Перешед, спешил к ограде И вступаю в желтый дом.
От любови сумасшедших В список бегло я взглянул И твоих проказ прошедших Длинный ряд воспомянул, О, Кокошкин! Долг романам И тобою заплачен; Но, сказав " прости" обманам, Ты давно уж стал умен.
Ах! и я... Но сновиденье Прежде други расскажу: Во второе отделенье Я тихохонько вхожу. Тут - один желает трона, А другой - владеть луной, И портрет Наполеона Намалеван, как живой.
Я поспешными шагами Через залу перешел И увидел над дверями Очень четко: " Сей отдел Прозаистам и поэтам, Журналистам, авторам; Не по чину, не по летам, Здесь места по нумерам".
Двери настежь Надзиратель Отворя, мне говорит: Нумер первый - ваш приятель, Каченовский здесь сидит Букву Э на эшафоте С торжеством и пеньем жжет, Ум его всегда в работе - По крюкам стихи поет,
То кавыки созерцает, То обнюхивает гниль, Духу роз предпочитает, То сметает с книжиц пыль И, в восторге восклицая, Набивает ею рот: " Сор славянский, пыль родная! Слаще ты, чем мед и сот! "
Вот на розовой цепочке Спичка Шаликов в слезах Разрумяненный, в веночке В яркопланжевых чулках. Прижимая веник страстно, Кличет Граций здешних мест И, мяуча сладострастно, Размазню без масла ест.
Нумер третий: на лежанке Истый Глинка восседит, Перед ним дух русский - в склянке Нераскупорен стоит. Книга кормчая отверста И уста отворены, Сложены десной два перста, Очи вверх устремлены:
" О, Расин! Откуда слава! Я тебя, дружок, поймал, - Из российского Стоглава Ты " Гафолию" украл. Чувств возвышенных сиянье, Выражений красота В " Андромахе" - подражанье " Погребению кота"! "
" Ты ль. Хвостов? - к нему вошедши, Вскликнул я. - Тебе ль здесь быть? Ты дурак - не сумасшедший, Не с чего тебе сходить! " - В Буало я смысл добавил, Лафонтеня я убил, Я Расиня обесславил, - Быстро он проговорил.
И читать мне начал оду. Я искусно улизнул От мучителя, но в воду Прямо из огня юркнул. Здесь старик с лицом печальным Букв славянских красоту, Мажет золотом сусальным Пресловутую фиту,
И на мебели повсюду Коронованное кси, Староверских книжиц груду И в окладе ик и пси. Том в сафьян переплетенный Тредьяковского стихов Я увидел изумленный И узнал, что то Шишков.
Вот Сладковский восклицает: " Се, се Россы, се сам Петр! Се со всех сторон сияет Молния из тучных недр! И чрез Ворсклу при преправе Градов на суше творец С твердостью пошел ко славе И поэме сей конец".
Вот - Жуковский в саван длинной Скутан, лапочки крестом, Ноги вытянув умильно, Дразнит черта языком, Видеть ведьму вображает И глазком ей подмигнет, И кадит, и отпевает, И трезвонит, и ревет.
Вот Кутузов: он зубами Бюст грызет Карамзина, Пена с уст течет ручьями, Кровью грудь обагрена. Но напрасно мрамор гложет - Только время тратит в том, Он вредить ему не может Ни зубами, ни пером.
Но Станевич в отдаленьи, Увидав, что это я, Возопил в остервененьи: " Мир! Потомство! За меня Злому критику отметите, Мой из бронзы вылив лик. Монумент соорудите; Я заслугами велик! "
-Как! И ты бессмертьем льстишься? О червяк! Отец червей! - Я сказал, - и ты стремишься К славе из норы своей? И тогда как свет не знает Точно где, в каких местах Храбрый Игорь почивает, Где Пожарского скрыт прах,
Где блистала Ниневия И роскошный Вавилон, Русь давно ль слывет Россия? Кем наш север заселен? " Двор читал мои творенья, - Молвил он, - и государь Должен в знак благоволенья..." - Стой, дружок. Наш добрый царь
Дел без нас имеет кучу: То мирит, смятенный мир, От царей отводит тучу; То дает соседям пир. То с вельможами хлопочет, То ссылает в ссылку зло, А тебя и знать не хочет, Посиди - тебе тепло.
Чудо! Под окном на ветке Крошка Батюшков висит В светлой, проволочной клетке; В баночку с водой глядит, И поет певец согласный: " Тих, спокоен сверху вид, Но спустись туда - ужасный Крокодил на дне лежит".
Вот Грузинцев, и в короне, И в сандалиях, как царь, Горд в мишурном он хитоне, Держит греческий букварь. " Верно Ваше сочиненье", - Скромно задал я вопрос. - Нет, Софоклово творенье, - Отвечал он, вздернув нос.
Я бежал без дальних споров. - Вот еще, - сказали мне. Я взглянул: Максим Невзоров - - Углем пишет на стене: - " Если б так, как на Вольтера, Был на мой журнал расход, Пострадала б горько вера: Я вредней, чем Дидерот".
От досады и от смеху Утомлен, я вон спешил, Горькую прервав утеху, Но смотритель доложил: " Ради ль вы или не ради Но указ уж получен, Вам отсель нельзя ни пяди И указ тотчас прочтен:
- Тот Воейков, что Делиля Столь безбожно исказил, Истерзать хотел Эмиля И Виргилию грозил, Должен быть как сумасбродный В цепь посажен в желтый дом; - Темя все обрить сегодня И тереть почаще льдом".
Прочитав, я ужаснулся, Хлад по жилам пробежал, И, проснувшись, не очнулся И не верил сам, что спал. Други, вашего совету; Без него я не решусь: Не писать - не жить поэту, А писать начать - боюсь.
Верхний слой автографа из собрания Полторацкого, ко- торый образует редакцию 1817 г., отличается тем, что все строфы снабжены номерами (арабские цифры), а в текст внесены следующие изменения:
Други милые! Терпенье! Нет - но мщенью предыдущий И грядущий с неба глас, Я в углу сидел один
Я растапливал камин Недоконченных стихов И в награду крепко, крепко Перешед, спешу к ограде Я тихонечко вхожу } Я чинехонько вхожу } (оба варианта не зачеркнуты) Тут портрет Наполеона Прямо из огня нырнул И в окладе икс и пси.
К редакциям 1814-1817 гг. следует отнести варианты, извлекаемые из списков ИРЛИ, РНБ, РГБ, РГАЛИ и ГИМ (первая цифра обозначает номер строфы, вторая - стиха):
1, 4. Не паров скопленье он 4, 5. О, Каверин, долг романам Карамзин! О, долг романам 12, 1. " Пушкин, ты? - к нему вошедши 16, 6. Тихо в гроб к себе зовет
В ряде списков стихи 5-8 в строфе 19 и 1-4 в строфе 20 отсутствуют, зато после строфы 24 введены:
Слог мой сладок, как микстура Мысли громки без ума, Толстая моя фигура Так приятна, как чума.
Строфа 16, посвященная Жуковскому, видимо, в наибо- лее раннем тексте 1814 г. отсутствовала и появилась при одной из промежуточных переработок (вернее всего, ее следует связать с 1815-1816 гг. - арзамасскими пародия- ми и полемикой вокруг баллады " Людмила"). В наиболее ранних списках она, как правило, не встречается. В списке РГАЛИ (Ф. 1346. On. 1. Ед. хр. 569) имеются строфы, которые могут быть отнесены лишь к промежуточ- ным редакциям 1815-1816 гг.:
Вот и Герман, весь в чернилах Пишет план воздушный свой И толкует, как в горнилах Плавят золото с сурьмой. И тогда же в исступленьи Бросив свой мундир в камин, Он хохочет в восхищеньи И шагает как павлин
Но, узрев меня, несчастный Сделал два раза прыжок И запел он несогласно: " Гибельный, жестокий рок!
Так иду на поле славы, Но в карманах пустота; О, гусары величавы! Я их строев красота! "
Основания для датировки следующие: Герман Федор (Фридрих) Иванович (1789-1852), сын известного геолога. В 1815 (или 1816?) г. после смерти отца, испытывая де- нежные затруднения, оставил Горное ведомство. По свиде- тельству В. Штейнгеля, " когда генерал Эссен назначен был военным губернатором в Оренбург, он взял его в адъ- ютанты. По этому случаю Герман вступил в военную службу и вскоре переведен был в лейб-гвардии гусарский полк" '. Вступление Германа в гусары датируется 1817 г. Следова- тельно, время создания строф - между 1815-1817 гг. Дру- гих свидетельств о знакомстве Воейкова с Германом не имеется. Второй этап создания текста - редакция 1818-1822 гг. - реконструируется нами на основании вычленения из бо- лее поздних списков строф, бесспорно датируемых этими годами.
|