Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Текстология памятника
Изучение произведения начинается с установления на- дежного текста. Применительно к " Дому сумасшедших" за- дача эта представляется весьма сложной. Памятник созда- вался в течение многих лет, причем иногда текст перера- батывался коренным образом и создавался новый, иногда же писались отдельные строфы на злободневные темы, ко- торые распространялись изолированно, без каких-либо указаний на место включения их в произведение. " Дом сумасшедших" - произведение, к которому в прин- ципе не применимо понятие окончательного текста. Предс- тавляя собой цепь злободневных строф, оно создается с расчетом на продолжение. Этим поддерживается постоянная злободневность (с оттенком скандальности) текста, кото- рая составляет непременное условие его живого читатель- ского функционирования. Поэтому понятие " история текста" здесь - не путь к некоторому окончательному, стабильному состоянию, а, скорее всего, может быть сопоставлено с обычным литера- туроведческим значением " текста". Под текстом в данном случае приходится понимать не синхронно организованное состояние произведения, изменение которого приводит к возникновению другого текста, а самое движение. Реконс- трукция истории создания дает текст того " Дома сумас- шедших" Воейкова, который реально участвовал в русском литературном процессе 1810-1830 гг. Однако на пути этой реконструкции возникает ряд трудностей: не все этапы представлены автографами, не- которые приходится восстанавливать по спискам. Но вла- дельцы списков, восходящих к той или иной ранней редак- ции текста, подновляли их по более поздним вариантам, выбирая из них, порой совершенно произвольно, отдельные понравившиеся им строфы. Все это заставляет относитель- но каждой строфы заново ставить вопрос о ее датировке и, следовательно, принадлежности к той или иной редак- ции. По счастью, острая актуальность характеристик, поэ- тика конкретных намеков позволяют почти во всех случаях датировать строфы достаточно точно. Общая датировка работы Воейкова над текстом сатиры оп- ределяется надписью, имеющейся на ряде авторитетных списков и, бесспорно, восходящей к авторскому свиде- тельству: " " Дом сумасшедших" сочинен А. Ф. Воейковым осенью 1814 года в тамбовской деревне Авдотьи Никола- евны Арбениной; продолжен в 1822, 1826, 1836, 1837 и 1838 годах в Петербурге. Этот список скопирован с собственноручного списка сочинителя в 1837 году. Написанные им после того куплеты и те, которые он всегда хранил в тайне, также варьяции, добавлены из оставшихся по смерти его собс- твенноручных же черновых бумаг" 2. Итак, начало работы следует датировать 1814 г. Одна- ко наиболее ранние тексты, которыми мы располагаем, от- носятся к 1817 г. Это автограф РГБ (Ф. 233 Полторацко- го. П. 9. Ед. хр. 37) на бумаге с водяным знаком " 1817". Тот же водяной знак и на восходящей к этому тексту ранней копии П. П. Свиньина (РНБ. Ф. 679 П. П. Свиньина. № 133). Но автограф из собрания Полторацкого содержит два текстовых пласта. Если верхний дает нам редакцию 1817 г., то нижний (сначала представлявший бе- ловой автограф) - авторская копия более раннего текста. Возможно, предположительно его можно отнести к 1814 г. Приведем этот текст:
1 Ср. надпись на одном из ранних автографов (РНБ): " Сочинена в 1817 осенью 1814 года", что, видимо, следу- ет истолковывать как указание на начало и конец работы над первой редакцией. Истоки замысла, возможно, уходят и в более раннее время. Г. В. Ермакова-Битнер пишет: " Первые черновые наброски " Дома сумасшедших", возможно, относятся еще к началу 1810-х гг. 9 августа 1812 г. Ба- тюшков пишет Дашкову: " Я и сам на днях отправляюсь в Москву. Я увижу и Каченовского, и Мерзлякова, и весь Парнас, весь сумасшедший дом кроме нашего милого, доброго и любезного Василия Львовича" ". И заключает: " Это письмо Батюшкова свидетельствует о том, что уже в 1812г., по-видимому, существовали наброски поэмы Воей- кова. И Каченовский, и Мерзляков попали в " Дом сумас- шедших", в самый первый вариант, и Василий Львович Пуш- кин сначала там находился, но потом на его место был помещен Хвостов" (Поэты-сатирики конца XVIII - начала XIX в. Л., 1959. С. 673). К сожалению, исследовательни- ца, видимо, ошибочно истолковывает цитируемое ею пись- мо: говорить на его основании о существовании какой-ли- бо рукописи не приходится. Во-первых, никаких упомина- ний о такой рукописи в переписке и других документах окружения Воейкова не имеется (сам Воейков свидетельст- вовал, что Вяземский в 1815 г. в Дерпте был первым чи- тателем его сатиры; зачем Воейков стал бы долгие годы прятать произведение, весь смысл которого заключался в игре на скандальной актуальности текста?). Во-вторых, перечень имен в письме Батюшкова не совпадает с сатирой Воейкова: Мерзляков в ней упоминается, но не как житель " желтого дома", а включение имени В. Л. Пушкина, как это видно из анализа текста, вторично и, видимо, дати- руется 1815 г. До и после этого эпизода его устойчиво заменял граф Хвостов. Однако из этого письма следует, что определение русского Парнаса как " сумасшедшего до- ма" бытовало в литературном окружении Воейкова. В 1807 г. в " Послании моему старосте" Воейков сравнивал писа- ние стихов с возможностью " в сумасшедший дом в жару не залететь". Этот, видимо, принятый в дружеском кругу образ стал зерном, из которого вырос замысел са- тиры. 2 Цит. по копии РГБ. Ф. 53 (А. В. Висковатов). Ед. хр. 6334. Л. 258-280. Аналогичная надпись имеется и на ряде других списков, например: РНБ. Ф. 37 (Артемьев). Ед. хр. 250.
|