Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поэзия 1790-1810-х годов 6 страница
ные эпизоды, которые читателю заведомо неизвестны (ав- тору приходится вводить прозаические примечания), соз- дает поэтическую атмосферу замкнутости, особого мира, доступного лишь посвященным. Это мир боевого братства, веселья, опасности и смелости. Достаточно вспомнить, что стихотворение писалось в эпоху аракчеевщины, под непосредственным впечатлением варшавских порядков, ус- тановленных цесаревичем Константином, вспомнить, что в основе бунта, душой которого был Габбе, лежало сопро- тивление проникнутых поэзией боевой вольности офицеров духу казармы, фрунта и доноса, чтобы понять, что смысл этого стихотворения политически далеко не нейтрален. Не менее знаменательна элегия " Бейрон в темнице". Взятый в отрыве от конкретной ситуации, текст может восприниматься как романтическая элегия, посвященная теме гонимого поэта, в духе " Умирающего Тасса" Батюшко- ва. Однако для современников элегия проецировалась на судьбу самого поэта, заключенного в крепость, пригово- ренного к смертной казни, которая была потом заменена разжалованием в солдаты. А способ распространения - тайное размножение на гектографе - придавал традицион- ному тексту совершенно новую, уже политическую функцию. Однако то, что " декабризм" стихотворения заключался не в его тексте, а во внетекстовых связях, позволило его, уже окруженного конспиративным ореолом, провести через цензуру и опубликовать в " Московском телеграфе" (види- мо, при посредничестве П. А. Вяземского). Весь этот эпизод хорошо вскрывает механизм перехода текстов из преддекабристской сферы в декабристскую. Поразительная и загадочная судьба графа М. А. Дмит- риева-Мамонова долгое время не привлекала исследовате- лей. Поэзия его также не была предметом рассмотрения. Однако в истории формирования политической лирики нача- ла XIX в. его стихи занимают особое место. Перед тем как стать политическим конспиратором, Мамонов прошел школу масонства, и это отразилось на стиле его ранних стихотворений, которые и публиковались в масонском жур- нале " Друг юношества" Максима Невзорова. Однако уже в этих стихах было нечто, решительно противоположное иде- ям масонов: это романтический культ гениальности, поэ- тизации великого духа, преобразующего мир. Но еще более интересен дальнейший путь Мамонова как поэта и публи- циста. Основанная им декабристская организация Орден Русских Рыцарей, в отличие от Союза Благоденствия, име- ла строго конспиративный, заговорщический характер. Все движение члена общества внутри организации мыслилось как постепенное восхождение, причем лишь на последней ступени цели и задачи Ордена делались ему известными в полной мере. Соответственно на всем пути его сопровож- дали литературные тексты: при вступлении читалось " Краткое наставление Русскому Рыцарю", содержащее лишь общие призывы, выраженные риторической прозой, затем из степени в степень ему внушались программные положения, зашифрованные в эмблематике и аллегориях, заимствован- ных из масонского ритуала. И лишь на высшей ступени программа излагалась открыто. Стихотворение в прозе представляет собой такое изложение общеполитических це- лей Ордена. Одной из характерных черт литературы начала XIX в. была ее пестрота и неустойчивость: литературные группи- ровки возникали и распадались, некоторые литераторы примыкали к нескольким кружкам одновременно, другие не входили ни в какие. Литературная критика еще не играла в жизни художественной словесности той роли, которая ей стала свойственна двумя десятилетиями позже. В этих ус- ловиях потребность объединить, синтезировать многоликую картину литературной жизни удовлетворялась самой поэзи- ей. Если в 1830-е гг. поэзия мыслилась как объект ис- толкования, в качестве же истолкователя выступала кри- тика, переводившая поэтические тексты на язык идей, то в начале века положение было иное: труд оценки и истол- кования также доставался поэту. В этом отчетливо сказы- валась традиция классицизма, выработавшего особый тип метапоэзии, поэзии о поэзии, образцом которой явилось " Поэтическое искусство" Буало. Именно в эту эпоху выра- ботался жанр историко-критического обзора в стихах, ус- нащенного именами, отточенными формулировками оценок и характеристик. Однако между поэтами эпохи классицизма и интересующего нас периода, создающими поэзию о поэзии, была существенная разница: первые опирались на единую и разработанную теорию и поэтому могли создать стройную и мотивированную классификацию. Более того: именно теоре- тические положения, высказанные в форме стихов, состав- ляли основную прелесть этих произведений. Вторые имели перед собой разноречивые теории, а вошедшие в критичес- кий обиход критерии " хорошего вкуса", " мнения прекрас- ных читательниц", " изящества" в принципе предполагали, что та или иная критическая оценка покоится на непос- редственном чувстве тонкого ценителя и не проверяется " педантским" теоретизированием. Это придало поэтическим " кадастрам" той эпохи особый вид. Единство поэзии в текстах такого типа достигалось не созданием объединяющей концепции, а построением единой ценностной иерархии. Акцент переносился не на мотиви- ровку оценки, а на порядок расположения имен. Последо- вательность, место, которое отводилось тому или иному поэту в общем перечне, становилось мерилом его ценнос- ти. Активными были и другие средства: приравнивание к тем или иным именам из истории мировой поэзии, посколь- ку иерархическая ценность Вергилия, Расина или Лафонте- на считалась установленной. Значимыми становились умол- чания (Карамзин в стихотворе- 1 Текст см.: Вестник Ленинградского государственного университета. 1949. № 7. С. 113. нии " Поэзия" демонстративно умолчал обо всех русских поэтах, выразив с предельной ясностью свое юношес- ки-бунтарское к ним отношение) или перемещение того или иного литератора выше или ниже обычно отводимого ему ранга. Не меньшую роль играли пространность оценки и ее тон. Стремление построить поэтическую иерархию невольно приводило на память табель о рангах и адрес-календари. То ироническая, то серьезная ориентировка на эти тексты сквозит и в поэтических обзорах, и в статьях критиков, и в сатирах. Этот же принцип наличествует и в компози- ции поэтических антологии тех лет. Поэты располагаются по рангам; количеству строк в поэтическом обзоре в этом случае соответствует количество включенных в сборник текстов. Будучи дополнены перечнями имен, упоми- наемых в критических статьях, оглавлениями антологий и списками стихотворений, переписывавшихся в альбомы, они дали бы картину оценки литературы читателем-современни- ком и поэтами той эпохи, картину весьма отличную от привычных данных истории литературы. Можно было бы напомнить, что когда Жуковскому в трудных условиях Тарутинского лагеря надо было, нахо- дясь в гуще еще не завершенных событий, обобщить разно- родные патриотические усилия деятелей 1812 г., он сое- динил жанр героического гимна (" Песнь к Радости" Шилле- ра, " Слава" Мерзлякова) с традицией поэтического переч- ня: порядок упоминания имен, количество " отпущенных" тому или иному лицу строк, тон упоминаний и самые умол- чания позволили Жуковскому в очень щекотливых условиях выразить точку зрения штаба Кутузова и кружка молодых поэтов, группировавшихся вокруг походной типографии. Поэтические перечни почти всегда полемичны. Иерархия оценок, степень подробности, трудно уловимые для нас нюансы формулировок остро воспринимались современника- ми, поскольку утверждали тот или иной групповой взгляд на литературу. В этом смысле следует выделить пародий- ное послание Я. А. Галинковского и сатиру неизвестного автора " Галлоруссия" 1. Они интересны тем, что дают " третью" по отношению к полемике карамзинистов и шишко- вистов точку зрения. Галинковский, печатавшийся в " Се- верном вестнике" и близкий в эти годы к Мартынову, вы- разил позицию " гражданской" поэтической школы, для ко- торой обе полемизирующие точки зрения были неприемлемы. Сатира " Галлоруссия" интересна тем, что дает читатель- скую - далекую от профессиональности и цеховых оценок - точку зрения на литературу в момент сразу после оконча- ния войны 1812 г., когда ощущение необходимости новых литературных дорог стало всеобщим. Вершин не существует без подножий - Жуковского и Пушкина нельзя понять (и, главное, почувствовать) без окружавшего их литературного " фона". Однако при этом необходимо подчеркнуть одну особенность - литера- турный " фон" противостоит " вершинам" еще по одному признаку. В общей иерархии систем, составляющих понятие культуры, они располагаются не в одном ряду.
Поэты 1790-1810-х годов. Л., 1971. С. 486-487, 781-790.
Литературный " фон" по своей природе не может быть чистой литературой. Он гораздо теснее связан с чита- тельским восприятием, бытом, пестрым потоком окружающей жизни, гораздо труднее вычленяется в чисто словесный ряд. Свести его без заметного остатка к цепи " произве- дений" (что характерно для исторического восприятия " высокой" литературы) почти никогда не удается. Идеологические и историко-литературные класси- фикации лишь отчасти объясняют реальное расположение сил в глубине литературной жизни конца XVIII - начала XIX в. Немалую роль сыграют дружеские связи, определяе- мые порой довольно случайными причинами, симпатии, выз- ванные общностью социальных эмоций, типом воспитания, службой. Понятия " поэты, связанные с Московским универ- ситетским пансионом" или " поэты Санкт-Петербургской ду- ховной семинарии" будут вполне ощутимой реальностью. Чем дальше от литературных " вершин", тем труднее пост- роить покоящуюся на единых логических основаниях все- объемлющую классификацию. Трудность эта - не результат ошибок исследователей, она отражает специфику изучаемо- го явления. Это еще одна сторона, делающая массовую ли- тературу интересным объектом для исследователя. Когда мы противопоставляем поэтов " Беседы" арзамас- цам, мы имеем дело с классификацией, основанной на общ- ности литературной позиции и организационной принадлеж- ности. Выделяя же поэтов Дружеского литературного об- щества, мы базируемся только на признаке участия в об- щей организации, дополняя его другим фактором - дружес- кими связями. В группе " тобольских" поэтов - Сумароков, Смирнов, Бахтин - объединяющим будет принадлежность к одному, в достаточной мере расплывчатому провинциально- му культурному " гнезду". Порой объединяющим фактором будет выступать журнал (" Иртыш, превращающийся в Иппок- рену", " Муза" и др.). Когда мы рассматриваем поэтов, группировавшихся в 1810-е гг. вокруг Мерзлякова (Бу- ринский, Грамматин, Ф. Иванов), то общность их будет определяться только дружескими связями, единством соци- альных симпатий и судеб. Все это будут профессиона- лы-интеллигенты, бедняки, часто разночинцы, втянутые в культурный ареал Московского университета. Объединение же поэтов " преддекабристской группы" будет покоиться лишь на определении общности места в историко-литера- турном процессе. Наконец, многие поэты будут включены в несколько классификационных клеток (Милонов, Воейков), а рядом будут заметны фигуры, стоящие вне каких-либо объединений: Анастасевич, Варакин. Закономерности их развития целиком определены их принадлежностью к недво- рянской культуре переходного времени и индивидуальными особенностями их судьбы. На массовой литературе особенно ярко видно, что ис- тория искусства - это история людей, его создающих. И в связи с этим необходимо отметить еще одну сторону воп- роса. Кюхельбекер писал:
Горька судьба поэтов всех племен; Тяжело всех судьба казнит Россию.
(" Участь русских поэтов". 1845)
На массовой литературе это видно особенно ярко: ссылки, политические преследования, объявление сумасшедшим, разжалования в солдаты, преждевременная смерть от ча- хотки, запоя, нищеты - таковы " биографические обстоя- тельства" десятков русских поэтов. Еще более час- тая форма удушения таланта - лишение его минимальных условий для развития. Многие второстепенные и третьес- тепенные поэты - это поэты, которым не дали сказать в полный голос свое поэтическое слово. И в изучении забы- тых биографий судьбы русской культуры раскрываются по- рой в не менее захватывающей и драматической форме, чем в высших творческих достижениях гениев.
|