![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Морально - психологический климат в коллективе.⇐ ПредыдущаяСтр 50 из 50
Морально-психологический климат в коллективе – это устойчивая система внутренних связей, которая проявляется в эмоциональном настрое коллектива, его общественном мнении, результатах деятельности. Он зависит от следующих факторов: - производственной среды (уровня механизации и автоматизации, уровня организации и управления, условий труда и т.д.); - экономической среды (распределения и потребления материальных ценностей, системы материального поощрения и т.д.); - общеобразовательной среды (квалификационно–образовательного уровня членов коллектива, уровня общего и специального образования, творческого и интеллектуального потенциала работников и т.д.); - культурной среды (уровня технической эстетики, культуры производства, уровня физического и духовного развития коллектива); - социально-нравственной среды (системы нравственного воспитания, формирование моральных принципов); - социально-психологической среды (системы психологических установок, социально-психологических характеристик личностей и т.д.); - бытовой среды (условия быта и отдыха членов трудового коллектива). В современных условиях, когда повышается роль человеческого фактора в производстве, особо важное значение приобретает трудовая деятельность каждого члена коллектива. Морально - психологический климат в трудовом коллективе во многом зависит от социально-психологической совместимости исполнителей. Явление совместимости с наибольшей силой проявляется в небольших производственных группах. Совместимость – это взаимное соответствие участников группы. Социально-психологическая совместимость предполагает: взаимную симпатию, положительный характер эмоциональных установок, взаимовнушаемость, общность интересов и потребностей, сходств психофизиологических реакций на обстоятельства и отсутствие в рабочей группе эгоцентрических устремлений. При формировании психологически совместимых групп можно опираться на особенности поведения людей: - взаимное дополнение потребностей – когда взаимоотношения строятся на системе потребностей составляющих комплект взаимообусловленных побуждений. Например, когда одни проявляют стремление к лидерству, а другие к повиновению; когда одни испытывают потребность заботиться о ком – нибудь, а другие – нуждаются в заботе; - взаимное дополнение в навыках и опыте – когда недостаточные способности одних компенсируются высокими способностями других; - взаимное дополнение в знаниях – когда члены группы обладают знаниями в различных областях, так что каждый может учиться у другого и полагаться на его компетенцию; - общность ценностей – когда члены группы имеют общую систему ценностей и правил поведения; - взаимная автономия потребностей – когда разные люди, обладают диаметрально противоположными потребностями, имеют склонность к взаимодействию. При формировании психологически совместимых групп важными считаются такие черты характера людей, как внимательное и теплое отношение к другим людям, выдержка, взаимная уступчивость, готовность прийти на помощь, чувство юмора, отзывчивость, снисходительность к человеческим слабостям. Нежелательными чертами характера считаются холодное безразличие, раздражительность, зависть, нетерпимость. Каждое предприятие, кроме формальных структур имеет и неформальные социально – психологические группы, формируемые на базе симпатий и общих интересов. Размеры таких групп, как правило, колеблются в пределах двух – пяти человек. Неформальные группы создаются спонтанно, являясь реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности. Ими могут быть потребности в общении, в привязанности, в дружбе, в получении необходимой информации и т.д. Неформальные группы являются мощной силой и могут сводить на нет усилия руководства. Для того чтобы неформальные социально-психологические группы помогали достигать целей предприятия необходимо: - руководству признать существование неформальных групп и работать с ними; - выслушивать мнение членов и лидеров неформальных групп; - при принятии решений просчитывать возможные отрицательные воздействия на неформальные структуры; - для ослабления сопротивления со стороны неформальных групп привлекать их к участию в принятии решений; - быстро выдавать точную информацию и тем самым препятствовать распространению слухов. В трудовом коллективе с нормальным морально-психологическим климатом все его члены, как правило, отличаются доброжелательным, товарищеским отношением друг к другу и к вновь принятым сотрудником, уважение и доверие, желание и умение увидеть лучшее в человеке в таком коллективе является правилом. Нормальный морально-психологический климат в коллективе способствует высокой производительности труда и предупреждает возникновение конфликтных ситуаций.
Список литературы 1. Антонов А. Н., Морозова Л. С.Основы современной организации производства: Учебник. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. 2. Баженов Г. Е. Обслуживание основного производства машиностроительных предприятий. В монографии «Экономика» организация производства. Менеджмент. (опыт, проблемы, перспективы) отв. Ред. К. Т. Джурабаев. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002. 3. Баженов Г. Е., Кислицына О. А. Инновационный потенциал промышленного предприятия. В моногфии «Экономика. Финансы. Менеджмент» (вопросы теории, методологии, практики). Отв. Ред. К. Т. Джурабаев. – Новосибирск: изд-во НГТУ, 2004. 4. Балашов А. П. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2008. 5. Васильев В.Н. Организация производства в условиях рынка. – М.: Экономика, 1993. 6. Гапоненко А. Л. Стратегическое управление: Учебник. – М.: издательство Омега – Л, 2006г. 7. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала (Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы). – М.: Сувенир, 1993. 8. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий: пер. с англ. – М.: Прогресс, 1987. 9. Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. 10. Организация и планирование машиностроительного производства / Под ред. М.Н. Ипатова и др. – М.: Машиностроение, 1998. 11. Организация производства и управление предприятием: учебник/ О.Г. Туровец, М.Н. Бухалков, В.Б. Родионов и др.; под ред. О. Г. Турова. – М.: ИНФРА-М, 2006. 12. Основы организации производства: Учебник / Под ред. Н.А. Чечина. – Самара: Бином, 1999. 13. Основы организации производства: Учебное пособие / Отв. ред. Г.Е. Баженов. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1996. 14. Соколицин С.А., Кузин Б.Н. Организация и оперативное управление машиностроительным производством: Учебник. – Л.: Машиностроение, 1988. 15. Стивенсон В. Дж. Управление производством: Пер. с англ. – М.: Бином, 1999. 16. Теория организации: Учебник / Под ред. В. Г. Алиева. – М.: Луч, 1999. 17.
|