Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Содержательный блок. 1.1. Педагогика как наука: предмет, задачи, функцииСтр 1 из 25Следующая ⇒
ЧАСТЬ 1 1.1. Педагогика как наука: предмет, задачи, функции Целевой блок Цели занятия: 1. Получить информацию о возникновении и развитии педагогики как науки; 2. Определить предмет, задачи и функции педагогики; 3. Познакомиться и проанализировать существующие источники развития науки и ее специфику; 4. Определить появление педагогического знания в истории человечества; 5. Выявить связь педагогики с философией; 6. Познакомиться с основными этапами развития педагогической мысли, педагогической практики и педагогической теории; 7. Дать определение основным категориям науки; 8. Определить связь педагогической науки с практикой учебно-воспитательного процесса в системе педагогических наук. Содержательный блок 1. Предмет и задачи и функции педагогики. 2. Возникновение педагогики как науки. 3. Основные категории педагогики. 1. Предмет, задачи и функции педагогики. Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» – дитя и «аго» – вести. В дословном переводе термин означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле: как наука о воспитании и обучении. Такое понимание педагогики сохранялось вплоть до середины XX века. В последние десятилетия появилось определение современной педагогики как науки о воспитании человека с рождения до конца жизни. Понятие «воспитание» употребляется в широком смысле, включая образование, обучение и развитие. Д.И.Менделеев пришел к убеждению, что в каждой научной теории две основные и конечные цели: предвидение и польза. Заметны ли вам прогностическая и деятельностная функции педагогики как науки? В чем их проявление? Задачами педагогики являются выявление закономерных процессов воспитания, обучения, образования, развития. Функции педагогики – познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Предметом педагогики является воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Поскольку педагогика изучает явления, связанные с развивающими и воспитательными процессами, в теоретических аспектах она закрепилась как феноменологическая наука. Источники развития педагогики: - многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; - философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; - текущая мировая и отечественная практика воспитания; - данные специально организованных педагогических исследований; - опыт педагогов новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных условиях. 2. Возникновение педагогики как науки. Философия осталась основой педагогики. Общий подход к познанию, его направленность принято называть методологией (лат. «методос» – путь). В истории педагогики определены этапы развития научной мысли. Первый этап – античная педагогика. Особенности школ Древней Греции и Рима. Содержание обучения в Спартанской и Афинской школах. Второй этап – педагогика эпохи Возрождения. Религиозная идеология и религиозное мировоззрение (на Востоке индуизм, буддизм, ислам; на Западе – католицизм) как основа содержания и форм обучения. Новые взгляды на учебный процесс просветителей эпохи Возрождения. Третий этап – педагогика XVII века. Обоснование научной концепции Я.А.Коменского (1592–1670) автора «Великой дидактики», основоположника классно-урочной системы. Четвертый этап – отечественная педагогика XIX века (1804–1917). Идеи и воплощение классического образования в России. Взгляды К.Д.Ушинского (1824–1871), как автора «Педагогической антропологии». Пятый этап – американская педагогика XX века. Идеи «свободного развития» и «свободного воспитания» Д.Дьюи (1859–1952) и Э.Торндайка (1872–1949). Авторами сформулированы общие педагогические принципы, выведены закономерности и внедрены технологии. Шестой этап – педагогика социалистического периода. Реализация педагогических идей Н.К.Крупской (1869–1939): формирование советской школы; организация внеклассной работы; организация пионерского движения. Теоретический и практический вклад А.С.Макаренко (1888–1939) в реализацию идей развития личности советского человека: принцип педагогического руководства коллективом; особенности организации трудового воспитания; формирование сознательной дисциплины в коллективе и руководство о воспитании в семье. Мысли советского педагога В.А.Сухомлинского (1918–1970) об исследовании моральной проблемы воспитания. 3. Основные категории педагогики. Все категории (стороны) педагогики как науки можно детерминировать одним определением – воспитание. Воспитание (в широком смысле) – целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни и активному участию в трудовой деятельности. Развитие ‑ процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов. Формирование ‑ процесс становления качеств личности для достижения уровня зрелости, устойчивости. Воспитание ‑ процесс систематического и целенаправленного взаимодействия воспитателя с воспитуемыми с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Обучение ‑ целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний, процесс преподавания и учения, взятые в единстве. Образование ‑ Процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение соответствующего уровня развития личности.
Самообразование, самовоспитание, саморазвитие, самообучение также относятся к педагогическим категориям, являясь одновременно и процессами и результатами педагогически-направленной деятельности. К.Д.Ушинский в предисловии к своей книге «Человек как предмет воспитания» (1867) отмечал: «...Из сказанного вытекает уже само собой, что педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности. Педагогика - не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и, как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека». Педагогическая наука и педагогическая практика постоянно взаимодействуют между собой. Опыт человеческий рождает педагогическую мысль, а любая педагогическая идея может стать педагогическим законом. Развитие педагогической науки автоматически не обеспечивает качества воспитания. Необходимо, чтобы теория переплавлялась в практические технологии. Пока же сближение науки и практики идет недостаточно быстро: по оценкам специалистов, разрыв между теорией и практикой составляет 10–15 лет. В системе педагогических наук прочно обосновались следующие науки: история педагогики, общая педагогика, дошкольная педагогика, школьная педагогика, педагогика профессионального обучения, педагогика высшей школы, андрагогика (педагогика обучения взрослых), семейная педагогика, педагогическая психология, социальная педагогика, сравнительная педагогика, коррекционная педагогика и др.
|