![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Содержательный блок. 1. Целевые ориентации и концептуальные положения.
1. Целевые ориентации и концептуальные положения. 2. Содержание образования. 3. Особенности методики традиционного обучения.
Традиционное обучение (ТО) подразумевает классно-урочную организацию обучения (XVII в., принципы дидактики Я.А.Каменского). Отличительными признаками ТО являются: - формирование класса с учащимися одного возраста и уровня подготовки с сохранением основного состава на весь период обучения; - наличие единой программы и единого расписания; - основной единицей занятия является урок; - урок посвящен одному предмету, учащиеся работают по одной теме и с одним материалом; - наличие педагогического руководства на всех этапах учебного процесса; - применение учебных пособий для домашней работы, которая является обязательной. 1. Целевые ориентации и концептуальные положения. Цели обучения – подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие. В советской и российской педагогике цели обучения формулировались так: - формировать систему знаний, умений и навыков, овладевать основами наук; - формировать основы научного мировоззрения; - осуществлять всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика; - воспитывать сознательных и высокообразованных людей, способных к физической и умственной деятельности. Традиционное обучение представляет процесс воспитания личности с заданными свойствами. По содержанию цели ТО ориентированы на усвоение знаний, умений, навыков, а не на личностное развитие. В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств осталась прежней. Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее базовой культурой. В процессе обучения преобладает рационально-логическая сторона познания над чувственно-эмоциональной стороной учебной деятельности. Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А.Коменским. 2. Содержание образования Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти и по сей день остается технократическим: - знания адресуются к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности; - содержание образования остается единообразным; - планирование содержания образования централизованно; - учебные дисциплины определяют «коридоры», внутри которых предоставлено двигаться ребенку; - обучение преобладает над воспитанием; - учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны; - клубные формы работы финансируются в размере 3% от общей статьи образовательных расходов; - в воспитательной работе процветает педагогика мероприятий. 3. Особенности методики традиционного обучения. Каждый современный россиянин способен самостоятельно оценить результаты педагогического воздействия методики преподавания в системе традиционного обучения (ТО). Педагогическая деятельность оценивается следующими фактами: - требовательность – учение слабо связано с потребностями ученика, его внутренней жизнью, с проявлением индивидуальных способностей и творческих проявлений; - авторитаризм – проявляется в регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур, централизации контроля, ориентации на среднего ученика; - отсутствие самостоятельности – слабая мотивация учебного труда, отсутствует самостоятельное целеполагание, планирование деятельности ведется извне, итоговый анализ и оценивание производится взрослым. Положительные стороны ТО: - информация готовая к усвоению; - систематический характер обучения; - упорядоченная передача учебного материала; - организационная четкость; - эмоциональное воздействие учителя; - низкие экономические затраты на групповое обучение; - обеспечение ориентировки в материале; - большой поток информации за короткое время. Отрицательные стороны ТО: - шаблонное построение урока, однообразие; - высокий уровень не возможен без самостоятельного выполнения домашнего задания; - формирование умений и навыков выходит за рамки урочной деятельности; - слабая речевая деятельность, изолированность от общения, взаимодействия; - слабая обратная связь. К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарскую систему обучения.
|