Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Содержательный блок. 1. Дидактические цели и задачи проведения лекций.
1. Дидактические цели и задачи проведения лекций. 2. Лекция в традиционном обучении. 3. Особенности проведения различных видов лекционной формы. 1. Дидактические цели и задачи проведения лекции., В ходе тематической подготовки лекционного материала по программе предмета, педагогу необходимо подобрать соответствующий материал по содержанию информации темы лекции. Подготовительная работа требует необходимости анализа собранного материала, структурирования его и целеполагания. Постановка целей и задач – одна из важнейших обязанностей педагога. Без этой продуктивной работы преподавателю трудно анализировать свои достижения и недостатки, так как без точных формулировок педагогических целей и задач трудно оценить продуктивность проведенной работы. Лекции могут иметь различные дидактические цели: - познакомить студентов с основной информацией по теме; - закрепить основные научные понятия и определения; - выявить ориентировочные знания по предмету; - дать углубленную информацию по теме; - систематизировать имеющие знания по различным темам; - установить межпредметные связи с различными науками и т.п. Постановка учебных задач осуществляется в подготовительный период работы по подборке материала. Учебные задачи проведения лекций тоже могут быть различны, так как могут отражать все основные категории образования: - формировать определенные знания по теме; - стимулировать развитие познавательных процессов; - развивать коммуникативные стороны взаимодействия; - иметь возможность выбора интерактивной стороны взаимодействия; - уметь обобщать изложенный материал; - знать точные информационные координаты; - подобрать собственный пример по изложенной информации; - уметь аргументировать события и факты; - уметь использовать известные доказательства и т.д. 2. Лекция в традиционном обучении. Лекция – наиболее распространенная форма организации учебного процесса в профессиональном обучении и обучении в системе дополнительного образования. В основе лекции лежит упорядоченная, системная информация, побуждающая слушателей к самостоятельному мышлению и помогающая ему осознать объективные закономерности науки. К качественным показателям педагогического процесса во время проведения лекции относят научность, связь с жизнью, наступательность, действенность. Первые два компонента связаны с выполнением дидактических принципов. Игнорирование этих принципов в лекционном процессе, безусловно, влияет на мотивированность процесса познания и в дальнейшем на уровень обученности. Наступательность следует понимать как увеличение динамического потенциала в информации и содержании лекции. Действенность может быть охарактеризована работой внутренней сферы слушателей и внешних проявлений невербальных коммуникаций. При подготовке лекции педагог заботится о научном и информационном обеспечении, т.е. сообщает слушателям только научно проверенную информацию на доступном и современном уровне знаний. Информация лекции должна быть доказательной и аргументированной. Наличие достаточного количества ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств делает информацию весомой и способствует развитию интеллекта и самосознания. Активизация функций памяти, мышления, внутренней речи, сенсорики может быть усилена в процессе проблемного изложения материала. Если педагог позаботился о четкой структуре (построении лекции), логике изложения материала, предлагает слушателям материал эмоционально, с учетом уровня компетентности студентов, то и результат усвоения материала будет намного выше. Возможность и использование различных дидактических и аудиовизуальных средств улучшает качество проведения лекции и увеличивает мотивированность при самостоятельной работе и внеаудиторной деятельности слушателей. Типы лекций классифицируются: - по целям (вводная, обобщающая, установочная); - по содержанию (информационная, обзорная, авторская); - по методам (репродуктивная, систематизирующая, проблемная). В зависимости от позиции преподавателя, т.е. осознания собственных функций, возможны различные варианты сочетания целей, содержания и методов. 3. Особенности проведения различных видов лекционной формы. В инновационных технологиях часто можно встретить анализ особенностей проведения различных видов лекций. Их отличия от проведения лекций в традиционном обучении существенны и требуют конкретной информации по каждому из видов. Очень распространенной в использовании стала лекция-визуализация. Ее методика проведения упростилась с использованием современных аудиовизуальных средств. Для этих целей часто используется обычный видеомагнитофон и телепередатчик. Кассеты с обучающей видеоинформацией подбираются педагогом в соответствии с уровнем обученноссти студентов, с определенной тематикой предмета и необходимой новизной материала. Видеоинформации на лекциях такого вида предшествует вступительное слово, где педагог нацеливает учащихся на просмотр и сообщает им, на что они должны обратить внимание. После просмотра могут быть заданы вопросы по теме, для актуализации информации и для необходимости уточнения дидактических единиц. Видеоинформация может быть использована частично как форма иллюстрации и как дидактическое средство. Набирает популярность форма проведения лекции вдвоем. Ее особенности в том, что она требует тщательной подготовительной работы двух педагогов одновременно: по распределению ролей; по постановке проблемы; по ведению дискуссии в диалогах и по анализу изложенной информации. В этой форме проведения лекции распределяются роли по выращиванию потребностей, способностей и норм: один педагог обеспечивает внешнее содержание (выращивает нормы научного знания), другой – превращает внешнее содержание во внутреннее (высказывая мнение с позиции рациональности использования этих знаний, т.е. для чего нам это нужно). Для первого базовый процесс – продвижение по содержанию, для второго – процедура овладения им. Проведение лекции с использованием этой формы чрезвычайно поднимает интерес к теме, так как оппоненты отстаивают противоположные позиции и тем самым включают активность слушателей, способных выбрать ту или иную логику изложения и аргументации. У участников лекции активизируется внутренняя речь и появляется мотивация вступить в активную дискуссию по теме. Крайне редко педагоги обращают внимание на особую форму проведения лекций – лекции с запланированными ошибками. Подобная лекция требует необходимой предварительной работы. Суть проведения данной лекции заключается в том, что уже известная информация предлагается с различным искажением. Если в процессе лекции педагогу удается активизировать имеющиеся знания студентов и направить их на анализ и корректировку информации – цель лекции достигнута. Вариативностью этой формы может быть изложение научных исследований различных временных периодов развития научной мысли, так как многие из них претерпели временные изменения и т.п. В лекции-пресс-конференции можно выявить самые важные учебно-воспитательные задачи, так как студенты в это время находятся в определенных, непривычных для себя условиях. Педагогу остается активизировать наблюдательность за деятельностью студентов в различных ролевых ситуациях и выявить необходимые пробелы в знаниях, умениях, навыках интеллектуальной деятельности, а также в коммуникативных актах и выборе интерактивной стороны взаимодействия. Проведение проблемной лекции выбирается педагогом неслучайно. Она не только активизирует познавательные процессы, но и создает ситуации для развития теоретического мышления с эвристическим моментом озарения, удерживая устойчивое психическое состояние вдохновенной творческой деятельности. Во время подготовительной работы по теме лекции педагог делит весь материал на части – проблемные ситуации – модули. Разрешение проблемной ситуации идет по алгоритму: для чего? что? как? что получилось? то ли ожидали получить? – и включает следующее: - формулировка проблемы, ее анализ, обозначение рамки; - актуализация до уровня значимости каждого участника, подготовка основания (опорных знаний), индивидуальных норм; - сопоставление результатов анализа ситуации с нормой (концепцией, теорией, критериями, результатами исследований); - разработка механизма достижения нормы в исследуемой проблеме (построить модель, проект, разработать технологию); - сопоставление результата с целью (несоответствие рассмотреть как новую проблему). В ходе лекции педагог имеет возможность задавать вопросы, выслушивать различные индивидуальные мнения, сравнивать информацию, выделять главное, обобщать и кроме того: - критически относиться к полученной информации (строить собственные гипотезы); - доказывать, подбирать и выстраивать аргументы; - привлекать творческое, эмпирическое, теоретическое мышление, получать новые смыслы, используя собственные наблюдения.
|