Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы построения налогообложения
В экономической литературе понятия «налоги» и «налогообложение» зачастую ставят в один ряд, хотя они означают далеко не одно и то же. Под налогообложением следует понимать законодательно установленный процесс организации порядка взимания налогов: исчисления, уплаты и контроля со стороны налоговых органов. Через налогообложение реализуется деятельность субъектов налоговых отношений по организации функционирования на практике разнообразных налоговых форм и видов налогов на принципах и в порядке, закрепленных в законах и нормах налогового права. Налогообложение предлагается рассматривать в широком и в узком смысле. В первом случае – это экономическое (финансовое) понятие, включающее все многообразие налоговых отношений от теоретического обоснования концепции налоговых отношений до законодательного утверждения налогового механизма и его реализации на практике. В узком смысле, налогообложение представляет собой чисто практический механизм управления различными видами налогов, платежей и сборов, а также взаимоотношениями, правами и обязанностями субъектов налогообложения. Конкретные элементы налога (плательщики, объект, база, ставки, сроки, льготы), а также условия, нормы и правила взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов, закрепленные в рамках закона по каждому виду налога, составляют технику налогообложения [2] . Налогообложению непосредственно должны подлежать все доходы как источники уплаты налогов (валовой доход, добавленная стоимость, рента, оплата труда, прибыль и другие доходы), возникающие в результате взаимодействия факторов производства (земли, труда, капитала, предпринимательской способности), по принципу всеобщности и справедливости. Собственники указанных личных и вещественных факторов производства становятся субъектами налогообложения. Государство в процессе налогообложения реализует свое экономическое право на присвоение части чистого продукта общества в форме косвенных налогов прямых (подоходных и личных) налогов. С учетом вышесказанного система налогообложения любого рыночно развитого государства должны включать в себя четыре равнозначных уровня: 1) налогообложение выручки (валового дохода) от реализации товаров, работ, услуг, как общего результата взаимодействия всех факторов производства (налогообложение добавленной стоимости, оборота подакцизных товаров, ввоза и вывоза товаров через таможенную границу РФ); 2) налогообложение доходов личных факторов производства (налогообложение оплаты труда работников и других доходов физических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, а также расходов организаций на оплату труда); 3) налогообложение капитала и доходов от капитала (все виды поимущественного налогообложения, налогообложение прибыли и других доходов организаций); 4) налогообложение природного фактора и рентных доходов (все виды налогов за пользование природными ресурсами, в том числе налогообложение сверхдоходов от добычи углеводородов). Как организационно-финансовое понятие, налогообложение и его система должны строится на определенных экономически обоснованных принципах (основополагающих требованиях). Они должны отражать как общие содержательные стороны рассматриваемой категории, так и наиболее важные организационные аспекты функционирования системы налогообложения в условиях современной российской действительности. Вопрос о принципиальных основах построения налогообложения до сих пор остается дискуссионным. И все же, большинство исследователей (даже А. Вагнер) опирались и развивали известные классические принципы налогообложения А. Смита: равенства налогообложения, определенности и простоты исчисления налога, определенности сроков и удобства уплаты налога для налогоплательщика, дешевизны сбора налогов. Принципы налогообложения конкретизированы и в статье 3 Налогового кодекса РФ. Из содержания этой статьи НК РФ можно вывести следующие принципы: - обязательности уплаты законно установленных налогов и сборов; - всеобщности и равенства налогообложения; - фактической способности налогоплательщика уплачивать налоги с учетом справедливости; - недопущения дискриминации при установлении налогов, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками; - недопустимости установления дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (за исключением таможенных пошлин); - экономической и правовой обоснованности (налоги не должны быть произвольными и препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав); - недопустимости нарушения единого экономического пространства страны, ограничения свободного перемещения товаров, работ, услуг, денежных средств или законной деятельности налогоплательщика. Несмотря на практическую значимость перечисленных выше принципов, в Кодексе не нашли отражение некоторые важные основополагающие требования, игнорирование которых лишает систему налогообложения рациональности. Поэтому, учитывая и развивая мнение современных российских экономистов, следует дополнить их следующими принципами: - однократности налогообложения (исключения практики двойного обложения одного объекта и обложения одного налога другим налогом); - стабильности элементов налогообложения (их неизменности в течение периода не менее 3 – х лет); - непревышения совокупного предельного уровня налоговых изъятий на каждый конкретный стратегический период времени. Соблюдение или следование всем названным основополагающим требованиям позволит построить в стране рациональную систему налогообложения и создать базу для эффективного функционирования российской налоговой системы в целом.
|