Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система налогов и налоговая система России,
принципы их построения и структура К понятию системы налогообложения близко по своей сути стоят две другие организационно-финансовые категории – система налогов и налоговая система. Зачастую между ними вообще не ставят различий, что неверно ни с теоретической, ни с организационной точек зрения. Налоговая система представляет собой закрепленную в налоговом законодательстве комбинацию налоговых форм и видов налоговых платежей, элементов, принципов и методов налогообложения, а также прав, обязанностей и ответственности субъектов налоговых отношений (налогоплательщиков, налоговых агентов, органов, осуществляющих налоговый контроль и управление налоговым процессом). Как видно из определения, налоговая система включает в себя и систему налогов, и систему налогообложения, и совокупность налоговых полномочий субъектов налоговых отношений, включая органы, осуществляющие налоговый контроль и управление налоговым процессом. Таким образом, система налогов входит в налоговую систему лишь одним из ее составляющих элементов. Система налогов – это основанная на налоговых отношениях, установленная налоговым законодательством страны совокупность налоговых платежей в определенной их комбинации по классификационным группам и видам. Все многообразие налоговых форм и видов налоговых платежей, установленных налоговым законодательством Российской Федерации, представлено в главе 4 «Виды и классификация налоговых платежей». Поскольку понятия налоговой системы включает в себя систему налогообложения, постольку все принципы построения последней (см. предыдущий параграф) в равной мере применены и к налоговой системе. Однако налоговой системе присущи и свои собственные основополагающие требования, которые вместе с принципами налогообложения должны быть положены в основу построения рациональной налоговой системы: - принцип равномерности распределения налоговой нагрузки по уровням и объектам налогообложения, категориям налогоплательщиков, бухгалтерским источникам уплаты налогов, сферам и отраслям экономики; - принцип рационального распределения системы налогов по уровням власти и управления, деления налоговых платежей на прямые и косвенные, общие и целевые; - принцип оптимальности совокупного налогового бремени на основе установления оптимального уровня ставок основных налогов, определяющих структуру системы налогов. Полномочия (права, обязанности) и ответственность субъектов налоговых отношений – еще один элемент, составляющий содержание налоговой системы, подробно рассмотрены в главе 5. Рациональное соотношение между собой различных групп и видов налогов по уровням и способам налогообложения является важным условием эффективного функционирования налоговой системы. Структура системы налогов и налоговой системы различна в разных странах, отражая национальные экономические, социальные и иные особенности. Однако существуют и некие общепринятые структурные налоговые пропорции, характерные для большинства развитых стран. Российская налоговая система по своему составу содержит в себе все элементы, присущие налоговым системам рыночно развитых стран, однако структурно система налогов существенно отличается от последних. Наиболее характерной особенностью российской налоговой системы является чрезмерно высокая доля в налоговых доходах косвенных налогов на производство и импорт – почти 67 %. В большинстве развитых стран такой удельный вес приходится на прямые налоги подоходного типа и личные налоги. Высокий уровень косвенного налогообложения бизнеса усиливает инфляционные процессы в стране, сдерживает рост потребления, платежеспособный спрос населения, а значит, и реальный экономический рост. Несмотря на огромный природный потенциал России и долю сырьевых отраслей в ВВП – более 50%, удельный вес налоговых платежей за природные ресурсы составляет всего 6% (без экспортных пошлин). Это говорит о том, что значительная часть природной ренты остается в руках частного бизнеса, а не используется для целей удовлетворения общественных потребностей. Структура налоговых доходов федерального бюджета РФ также не отличается рациональностью. Наибольший удельный вес (около 97%) в порядке перечисления занимают налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, страховые взносы, акцизы, налог на прибыль и налоговые платежи за пользование природными ресурсами. Остальные налоги не играют существенного значения при формировании доходов федерального бюджета. На структуру доходов бюджетов всех уровней существенное влияние оказывает действующая система межбюджетных отношений – распределения налогов и доходных источников между федеральным, региональными и местными бюджетами, а также система межбюджетного регулирования, включая средства финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. Еще большим разнообразием отличаются состав и структура доходов местных бюджетов. Особенностью структуры доходных источников местных бюджетов также являются низкий удельный вес налоговых доходов, особенно в регионах, обделенных природной составляющей общего их потенциала (например, Приволжский федеральный округ, не имеющий возможности претендовать на высокую долю налогов и платежей за пользование природными ресурсами, по сравнению нефтегазовыми и лесными регионами Восточной Сибири).
|