![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Налоговый процесс
Рисунок 11. Содержание и место государственного налогового менеджмента в системе налоговых отношений Субъектами государственного налогового менеджмента выступают законодательные и исполнительные органы государственной власти, осуществляющие управление налоговым процессом и налоговый контроль, а также специализированные институты налогового менеджмента. Его объектом должны быть не только налоговые доходы, но и государственное финансовое хозяйство в целом. Государственный налоговый менеджмент – это наука, искусство и практика принятия эффективных решений по наполняемости бюджетной системы доходными источниками с позиций обеспечения ценового налогового равновесия, по выбору рациональных форм и методов налогообложения, налогового планирования и исполнения налоговых бюджетов, налогового регулирования и контроля. Принятие эффективных налоговых решений требует знаний как концептуальных основ финансовой науки и научно – обоснованных методов их реализации, так и ориентации на будущие результаты в области увеличения государственных доходов на базе роста ВВП и доходов налогоплательщиков, что предполагает не только эмпирическую, но и чисто интуитивную комбинацию форм, методов и элементов налогового управления. В качестве основных можно выделить следующие функции государственного налогового менеджмента: - анализ и прогнозирование показателей экономического роста, государственных доходов и расходов, состояния финансов налогоплательщиков с позиций управления налоговым процессом и определения направлений налоговой политики; - обеспечение оптимального ценового равновесия совокупного налогового бремени с массой общественных благ; - разработка налоговой концепции и приоритетов налоговой политики в фискальном, регулирующем и контрольно-регулятивном направлениях, обеспечение функционального налогового равновесия; - принятие долгосрочных налоговых решений в части определения оптимальных параметров и структуры системы налогов, принятие решений о замене или изменении отдельных их элементов; - принятие долгосрочных решений по выбору наиболее эффективных форм и методов налогообложения и налогового регулирования, обеспечивающих наибольший рост доходов государства и налогоплательщиков; - управление текущим исполнением налогового бюджета; - прочие функции, связанные с защитой налоговых поступлений, снижением риска недоимок в текущем и перспективном плане, созданием системы внутреннего контроля и информационного обеспечения и др.
Налоговое планирование (прогнозирование) Необходимо различать два типа налогового планирования: корпоративное и государственное. Они имеют разнонаправленные цели и методы. Корпоративное налоговое планирование – составная часть финансового менеджмента предприятий, направлено на минимизацию (оптимизацию) налогов налогоплательщиками на основе использования разнообразных методов уменьшения (оптимизации) налоговых обязательств на законных основаниях, в частности, путем перевода капитала, имущества и доходов в оффшорные зоны и территории с более мягким налоговым режимом, путем эффективного использования установленного законодательством инструментария налогового льготирования и правовых недоработок в налоговом законодательстве, а также противоречий последнего с другими федеральными законодательными актами. Не нужно смешивать корпоративное налоговое планирование с уклонением от налогов. В первом случае налогоплательщик использует только законные методы минимизации налогов, а во втором – методы сознательного незаконного уклонения и обхода налогов (непостановка на налоговый учет, сознательное занижение налоговой базы и искажение налоговой и бухгалтерской отчетности и т. п.). Хотя на практике, порой, бывает сложно отделить законные от незаконных методов минимизации плательщиком налоговых платежей. Государственное налоговое планирование – элемент государственного налогового менеджмента, направлено на максимально возможную реализацию фискального предназначение налогов, то есть на обеспечение максимально возможного при заданных параметрах и условиях объёма налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды. При этом важно, чтобы плановый рост налоговых поступлений опирался не на инфляционные параметры и усиление налогового бремени, а обеспечивался за счет реального экономического роста и расширения налоговых баз. В дальнейшем под термином «налоговое планирование» будет пониматься именно государственное налоговое планирование. Налоговое планирование (прогнозирование) предполагает не только разработку налоговых бюджетов. Оно охватывает деятельность органов государственной власти (отчасти органов местного самоуправления) в области: - разработки прогноза социально-экономического развития страны и ее территорий, включая показатели и параметры, касающиеся налогового обеспечения плановых социально-экономических показателей, прогноза развития налоговых баз и налоговых поступлений; - разработки налоговой концепции, стратегии и тактики налоговой политики; - нормативного обеспечения (оформления) налоговых схем; - разработки, рассмотрения и утверждения налоговых бюджетов по доходам и налоговым расходам. В процессе налогового планирования (прогнозирования) используются общеизвестные методы экономического и финансового планирования: балансовый, коэффициентов, от достигнутого, нормативный, регрессивно-корреляционный и т.д. При этом особое значение имеет планирование налоговых баз и объектов налогообложения, от достоверности которых зависит не только качество налоговых планов, бюджетов и прогнозов, но и их исполнение.
|