![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Авторство
Современные ученые, как правило, отрицают, что апостол Матфей написал евангелие, носящее его имя. Отождествляя logia Папия с документом Q, некоторые из них предполагают, что Матфей написал Q, а его имя затем было ошибочно присвоено первому (в нашем порядке размещения новозаветных книг) евангелию, поскольку неизвестный писатель первого евангелия использовал так много материалов из Q. Но коль скоро документ Q существовал, нет достаточных оснований отрицать, что Матфей мог написать и то и другое, особенно если Q представлял собой свод поучений Иисуса в виде отрывочных записей, сделанных Матфеем и включенных в его евангелие. С другой стороны, утверждается, что Матфей, будучи апостолом, не стал бы заимствовать рассказы о делах Иисуса у Марка, который апостолом не был. Однако Матфей, добавляющий и собственные материалы, мог просто подтверждать исходящее от Петра — то есть апостольское — предание, которое Марк лишь записал. Древние писатели, невзирая на ранги, постоянно заимствовали материалы у своих предшественников; никто не считал, что при этом они занимаются плагиатом или роняют свое достоинство. Современные представления здесь неприменимы. В традиции ранней Церкви авторство первого евангелия единодушно приписывалось Матфею, а ложное приписывание авторства такому сравнительно незаметному апостолу, как Матфей, не выглядит вероятным вплоть до более позднего периода, когда в представлении христиан все апостолы были канонизированы. Искусная композиция этого евангелия согласуется с предполагаемыми запросами и способностями сборщика податей, каковым являлся апостол Матфей. То же самое можно сказать в связи с тем, что это единственное евангелие, содержащее сюжет об уплате Иисусом подати на храм (Мф. 17: 24-27). В рассказе о призвании Матфея к ученичеству используется его апостольское имя Матфей80, (См. перечень апостолов в Мф. 10: 2-4; Мк. 3: 16-19; Лк. 6: 13-16; Деян. 1: 13) а не «Левий», как у Марка и Луки, и отсутствуют приведенные Марком и Лукой уточнения «его» и «своем» при указании дома, куда Матфей пригласил Иисуса на трапезу (Мф. 9: 9-13; ср. Мк. 2: 13-17; Лк. 5: 27-32). Эти второстепенные детали вполне могут оказаться нечаянными указаниями на авторство Матфея, подтверждая тем самым раннецерковную традицию. Дата Коль скоро Матфей пользовался материалами Марка, а Евангелие от Марка датируется периодом 45 — 60 гг. по Р. X., Евангелие от Матфея относится, по-видимому, к несколько более поздней дате в пределах этого периода или после его окончания. Если же отрицать пророческий характер высказываний Иисуса и в целом исходить из более скептичных предпосылок, эту дату приходится отодвигать на 80-е или 90-е гг.81, (Те, кто не допускает возможность пророчества, считают, что в словах из Мф. 22: 7 «царь... послав войска свои... сжег город их» явственно видна ссылка на прошлое, на разрушение Иерусалима в 70 г. по Р. X., то есть это высказывание сформулировано позже. Однако эти слова могут, ссылаясь на прошлое, подразумевать разрушение Иерусалима в 586 г. до Р. X. и перекликаться с Ис. 5: 24-25) хотя многие консервативные ученые предпочитают такую позднюю датировку в связи с другими соображениями, например в связи с тем доводом, что интерес Матфея к Церкви (он единственный евангелист, употребляющий само это слово — два раза) предполагает более позднюю дату, когда доктрине Церкви стало придаваться большее значение, обусловленное тем, что возвращение Иисуса задерживалось. Однако доктрина Церкви занимает заметное место уже в посланиях Павла, а все они были написаны задолго до 80-х — 90-х гг. Кроме того, коль скоро Матфей писал для евреев, 82 (Данный тезис оспаривается, но именно такое общее впечатление естественным образом складывается у большинства читателей его евангелия.) представляется менее вероятным, что он писал в поздний период, когда разрыв между Церковью и синагогою углубился, чем в ранний, когда в Церкви все еще преобладали еврейские христиане и перспективы обращения в веру других евреев казались достаточно благоприятными.
|