Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Высказывание накопившегося
Эмоциональные «марки» имеют важное отличие от оправданных переживаний: они остаются не выраженными до момента, пока «владелец коллекции» не решит, что наступил удобный случай для «расплаты». Поэтому важной профилактической мерой является своевременное выражение чувств оппоненту. Эти чувства могут быть выражены и спустя некоторое время после события, с ними связанного. Если вы решили высказать свои накопившиеся негативные чувства, отношение к какой-либо ситуации или человеку, вы можете сделать это эффективно при соблюдении некоторых условий: > Ставьте себе целью улучшение ситуации. Наличие бурных эмоций указывает на необходимость перемен. Убедитесь в том, что цель ваших высказываний именно улучшение, а не ухудшение положения. > Избегайте стремления наказать другую сторону или обвинять ее в чем-то. Примите тот факт, что вы ответственны за ваши чувства. Если вы намерены предпринять какие-то действия, проверьте, нет ли в них элементов мстительности. Возлагаете ли вы на кого-то вину за ваши чувства? Поступки людей есть их поступки, наши чувства по их поводу есть наши чувства. Есть тонкое, но существенное различие между «вы сердите меня» и «когда вы поступаете так, я сержусь». > Ставьте целью улучшение взаимоотношений и диалога. Люди не знают вас, пока они не знают ваших чувств. Когда вы говорите с другим человеком о ваших отрицательных или положительных эмоциях, вы делитесь с ним кое-чем чрезвычайно ценным — возможностью узнать вас ближе. Когда кто-то делится с вами своими чувствами, он предлагает вам такой же дар. Относитесь к этому бережно. > Используйте для выражения ваших чувств формулы эффективной обратной связи. Если что-то причиняет вам боль или сердит вас, вы имеете право сказать об этом. Скажите, что вам не нравится в данной ситуации, объясните, как вам хотелось бы, чтобы с вами обращались. Таким образом вы обеспечите соблюдение собственных интересов и одновременно сохраните отношения. Следите, однако, за формой вашего высказывания: если бы нечто подобное было сказано вам, сочли ли бы вы это нападками и проявлением враждебности? Хорошо продуманное заявление о ваших чувствах незаменимо для выражения и гнева, и боли (см. Тема III: Работа № 4; тренинг «Техника профессионального общения»). > Стремитесь к тому, чтобы избежать повторения подобной ситуации. Если кто-то не звонит, хотя обещал сделать это, вы можете испытывать чувство беспокойства или обиды. Правильное управление эмоциями означает также действия, предотвращающие повторение ситуации.
|