Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приемы вражеских искушений. О вражеских хитростях






 

Наконец-то вы умудрились, и сознали, что есть вражеские искушения, которыми враг нико­го не заделяет, — даже и вашей учености не стыдится. — Да, да; он около всякого и всякой хлопочет. Но этого нечего бояться. Внимание к себе в сердце с молитвою к Господу расстраивает все его козни. Читайте у Исихия и учитесь, как тут действовать.

Враг не тотчас худо внушает. Первый его прием есть — всевать помыслы, кажущиеся доб­рыми, и увлекать на дела, по видимости добрые, или на дела добрые с целию недоброю — себя показать. Лица, не очень разборчивые на помыс­лы и дела и не задумывающиеся над ними, лишь бы они не были явно худы, поддаются на эту уловку, — и он начинает их гонять от помысла к помыслу и от дела к делу, все будто добрым, но или неуместным, или неблаговременным, или не­нужным, или не в своей мере делаемым. Цель его тут та, чтоб испортить вкус духовный в различе­нии истинного добра от мнимого, приучить к принятию своих внушений и породить высокое о себе мечтание: сколько наделано! — Между тем как все то есть пустоделие и суета. — Греш­ных дел пока еще не видно; но грехи словом нередко прорываются; а помыслов недолжных и еще больше бывает. Се — первая вражья пре­лесть!

Когда успеет он кого запутать в этом и кто втянется в такой род действования, тому он начинает предлагать грешки, кажущиеся безгреш­ными. Кто поддается на это, того доводит он до грехов, хоть не кажущихся безгрешными, но извиняемых по обстоятельствам разным, как бы позволительных. Кто до этого дойдет, тому внушает он согрешить каким-либо грехом, заве­домо грешным, которому и совесть поперечит, — внушает не всегда грешить таким грехом, а толь­ко однажды согрешить. Кто поддастся этому, тот попался совсем в когти вражьи... и стал его ра­бом чрез рабство греху. Ибо чрез это однажды согрешить он уже не перестанет его гнать все дальше и дальше по тому же направлению.

Эту историю вам знать не столько нужно, сколько ту, которая устрояется, когда кто не слушает врага. Тут у него свои приемы. Укажу главнейшие. Когда кто, умудрясь, не дает хода помыслам и позывам на добро, кажущимся доб­рыми, а тотчас, или по собственному рассужде­нию, или по указанию опытнейших, отсекает их, как бы они ни казались красными, и действует в сем роде с такою решительностию, что не пред­видится возможности уловить его сим приемом; тогда враг бросает эту уловку, и начинает дей­ствовать совне, — чрез людей, ему подручных. Тут пойдут льстивые похвалы, клеветы, осужде­ния, притеснения и всякого рода неприятности. Вот это и вам надо знать и ждать, — и смотреть в оба. Отвратить это не в нашей власти, но в нашей власти перехитрить врага. Главное — пе­реносить все, не нарушая любви и мира. Помощ­ник—Господь. Его надо молить умиротворять наше сердце, и, если благоволит, улаживать все и вне. С своей стороны, нам надо не выпускать из вида, откуда и кем воздвигается буря, — и непри­язнь вместо людей направлять на того, кто, стоя позади, поджигает их и заправляет всем ходом.

Когда и этот прием не даст чаемых плодов, тогда враг начинает действовать своею персоною, тоже со вне, — строя разные причуды, то страш­ные, то обольстительные.

Когда и эти уловки останутся тщетными; тог­да враг наконец отступает, не смея приблизиться. Поодаль ходит и издали подсматривает, не допустится ли какая оплошность, и не откроется ли таким образом ему возможность — сделать снова нападение по какому-либо приему.— Но совсем он ни от кого не отступает до самой смерти. Даже по смерти порывается что-нибудь сгородить — на мытарствах.

Прочитавши это, не подумайте: вот какие страхи! Но страшиться тут совсем нечего, ибо враг никакой силы не имеет против воли столк­нуть нас на зло. Он только разные уловки употребляет, чтоб мы, обманувшись его призрач­ными представлениями и внушениями, почли худое хорошим и учинили худое, полагая, что делаем доброе. Внимание и молитва, как я ска­зал, делает все его козни бездельными. Господь своих никогда не оставляет, — и Ангел Храни­тель близ, который, — как только увидит, что соблазняемый изъявляет несогласие на соблазн и противится ему, — тотчас немилостиво прогоняет врага.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал