![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 6. Психолого-педагогические аспекты социальной работы с семьей, молодежью, престарелыми, безработными, инвалидами, безпризорниками, мигрантами и др.Стр 1 из 10Следующая ⇒
В конце 1990-х гг. возникла новая отрасль практической психологии — психосоциальная работа - часть комплексных программ социального оздоровления и воспитания населения. Её задача - преодоление социальной дезадаптации человека, оздоровление межличностных отношений в профессиональной и семейно-бытовой сферах. В центре ее внимания - психика человека, которая обобщенно понимается как система управления индивидуальной жизнью и поведением, т. е. жизнедеятельностью. В психосоциальной работе выделяются источники социально-психологического неблагополучия человека: потеря работы, близких, инвалидность, хроническая болезнь, смена жительства и привычных условий, адаптация после возвращения из мест лишения свободы, психологические последствия военных конфликтов, техногенных катастроф и т.д. Деятельность специалиста по социальной работе включает в себя некоторые элементы психосоциальной работы: первичное консультирование, диагностику и посредническую деятельность при разрешении конфликтов. Методы психосоциальной работы заимствованы из практической психологии и адаптированы к задачам и условиям социальной работы с населением. Вывод: таким образом, сущностью психологических методов в социальной работе является воздействие на психику клиента с целью оптимизации самоуправления в трудной жизненной ситуации, а их содержанием - психологическая диагностика, коррекция, консультация и профилактика, направленные на оказание помощи клиенту. 1. Семья — это сложная социальная система, которой присущи черты социального института и малой социальной группы. Как социальный институт общества семья представляет собой совокупность социальных норм, образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В силу этого она оказывает сильнейшее влияние на человека от рождения до смерти, но наиболее значима ее роль на начальном этапе жизненного пути, когда закладываются психологические, эмоционально-волевые, духовно-нравственные основы личности. В то же время семья в этом плане зависит от уровня развития общества, несет на себе печать всех его проблем. Безработица, низкий прожиточный минимум, невыплата заработной платы, инфляция, нарастающее напряжение в социальных отношениях, ухудшение обслуживания, разрушение прежних и несформированность новых ценностных установок — таковы социальные проблемы современной семьи. Семья как малая группа — это общность людей, основанная на браке, кровном родстве, удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Ее отличает единое экономическое пространство, взаимозависимый образ жизни, эмоционально-нравственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки, зашиты. Для того чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать всю палитру семейных взаимоотношений: муж— жена, муж—дети, жена—дети, дети—дети, муж—родственники, жена-родственники, дети—родители, дети—родственники. Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим «укрытием» для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции: - диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов); - охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод); - организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества); - социально-психолого-педагогическую (психолого-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж); - прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи); - координационную (установление и поддержание связей, Конкретное содержание социальной работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено ее индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, аспектом неблагополучия. Тем не менее в целом можно выделить три основных направления социальной работы: диагностическое, реабилитационное, профилактическое. 1.. Диагностика предусматривает сбор и анализ информации о Диагностика семьи — трудный и ответственный процесс, который требует от социального работника соблюдения следующих принципов: объективность, адекватность методов и методик взаимодополняемость и проверка получаемой информации; клиентоцентризм (отношение к проблеме в соответствии с интересами клиента); конфиденциальность, соблюдение права клиента на невмешательство в частную жизнь и умение предвидеть возможные варианты его реакции на предлагаемые действия. Диагностика семьи — длительный процесс, который не допускает бесцеремонных поступков и непродуманных выводов. Для диагностики семейной ситуации развития могут быть использованы такие методы работы, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. Достаточную информацию для принятия решения, разработки коррекционных программ помощи дают шкальные, карточные, проективные, ассоциативные, экспрессивные методики. Много полезной информации специалист получает, применяя биографический метод и проводя анализ документации, касающиеся семьи и ее членов, их прошлого и настоящего, представлений о будущем. На основании полученного диагностического материала можно составить социальную карту семьи, в которой будут содержаться сведения о ее членах, их возрасте, образовании родителей и детей, их специальностях, месте работы мужа и жены, доходах семьи; состоянии здоровья, жилищных условиях, основных проблемах взаимоотношения в семье. Установить, к какому фактору группы риска ее можно отнести. В этой карте желательно сделать прогноз экономического развития семьи, предложить вариант помощи (экстренная, стабилизирующая, профилактическая) и аргументировать необходимость реабилитации. Для составления карты семьи можно использовать данные, содержащиеся в социально-педагогическом паспорте. 2. Реабилитация — это система мер, позволяющих восстановить Содержанием их деятельности является оказание членам семьи или отдельному человеку различных видов помощи (юридической, медицинской, психологической, социальной), для того чтобы поддержать или увеличить ресурсы, переориентировать членов семьи на другие ценности, сменить их установки. В подобных учреждениях члены семьи могут получить консультацию у специалистов, посетить групповые занятия, включиться в одну из реабилитационных программ. Поскольку серьезной проблемой современной семьи является жестокое обращение, насилие, полезно познакомиться с опытом США, Германии, Голландии и ряда других стран по созданию «шелтеров» (крупных центров со специальным убежищем-стационаром) для лиц, пострадавших от насилия в семье. Главным элементом реабилитации жертв насилия здесь является сочетание самостоятельной специализированной программы помощи с особыми условиями быта (самообслуживание, анонимность, удаленность от центра населенного пункта, комфортабельность проживания, возможность пребывания вместе с детьми, наличие медицинских, фитнес-кабинетов, комнат для релаксации, камерного общения, самообразования, досуга). Преобладающими методами реабилитации в «шелтерах» считается консультирование межпрофессиональной командой, в которой координатором выступает социальный работник, а также групповая терапия. Кроме того, реабилитационную функцию выполняют выездные формы помощи семье, которые представляют собой комплекс различных процессов и методик. Во-первых, это кризисные варианты помощи семье или отдельным ее членам («телефон доверия», экстренная психологическая помощь в приюте, стационаре, выезд в семью по показаниям супервизора). Во-вторых, помощь в населенном пункте, где отсутствуют соответствующие социальные службы и специалисты. В данном случае могут использоваться: работа тренинговых групп, методики снятия напряжения, индивидуальное и групповое консультирование, семинары. Обеспечивать реализацию программы могут передвижные бригады. В-третьих, патронаж (покровительство). В социальной работе этот термин приобретает более широкий смысл: это система специального обслуживания некоторых категорий людей, требующих особого внимания, в домашних условиях патронаж осуществляется с целью мобилизации внешних и внутренних ресурсов. Патронаж имеет огромное значение при возвращении в семью лица, прошедшего определенную реабилитационную программу. В этом случае он должен начинаться задолго до окончания курса реабилитации в детском учреждении или кризисном центре. Выделяют следующие этапы патронажа: 1. Подготовка — предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление вопросов для собеседования и т. п. 2. Вступительная часть — непосредственное знакомство с членами семьи, сообщение о цели визитов, о возможной помощи. 3. Сбор и оценка информации — выяснение состава и условий проживания семьи, взаимоотношений в ней, методов воспитания детей, финансовой ситуации, состояния здоровья членов семьи; сбор сведений о событиях, значимых для ребенка или родителя (потеря работы, родственников, развод и т.д.); заполнение социальной карты; выделение проблем, которые может решать служба социальной защиты. 4. Заключение — резюмирование для членов семьи (родителей) сути стоящих перед ними проблем; совместный выбор тактики дальнейших действий; информация о видах помощи, которые могут быть предложены; сообщение подробных адресов социальных служб. 5. Установление связей с другими специалистами, работающими с семьей (социальными педагогами школ, инспекторами по охране прав ребенка, специалистами органов образования, здравоохранения, УВД и др.). 6. Отчет — подробное описание результатов визита в акте обследования семьи; составление индивидуальной программы дальнейшей работы с семьей. В зависимости от характера имеющихся семейных проблем, их сложности, остроты или запущенности на различных стадиях патронажа реализуются так называемые программы-минимум и программы-максимум. Программы-минимум обращены к ситуациям, связанным с внезапной утратой чего-то очень ценного в семье: физического здоровья, родных и близких, работы, квартиры и имущества вследствие пожара и т. д. В таких случаях усилия социального работника направляются на восстановление в относительно короткие сроки способности членов данной семьи оптимально функционировать, несмотря на наличие объективных и часто необратимых ограничений и потерь. Программа-максимум предназначена для оказания помощи в крайних ситуациях неблагополучия, при необходимости не только компенсировать утраченное, но и добиться переориентации жизненной позиции, заменить или скорректировать прежние поведенческие схемы членов семьи. Перемены, особенно масштабные, требуют длительной работы с приложением значимых усилий, объединения потенциалов разных специалистов и служб. В ряде случаев помимо описанных выше действий требуется консультативная и психотерапевтическая работа с семьей и отдельными ее членами, направленная на систему семьи в целом. Могут быть использованы различные методики активной работы, в том числе приемы системной семейной терапии. Особого внимания требует возвращение женщины из кризисного центра в собственную семью, так как оно всегда сопровождается значительными трудностями. Данная ситуация ориентирует на концентрацию усилий для решения ряда психологических и практических задач: воздействие на чувства; помощь в преодолении низкой самооценки, страха перед будущим; организация материальной, экономической, юридической, бытовой поддержки. Постепенно женщина вместе с семьей преодолевает трудности, внутренние конфликты, психологический дискомфорт и нервные срывы, обретает способность к осознанию резервов личностного роста. На этом этапе она нуждается в информации и советах. Задача специалиста (или специалистов) в процессе патронажа состоит в создании условий для формирования жизненной позиции и конкретных намерений женщины и ее семьи. Находясь рядом, сопровождая членов семьи в трудном процессе душевной работы над собой необходимо исходить из того, что основную часть работы клиенты должны выполнять сами. Следовательно, деятельность социальных работников в ходе патронажа женщины и ее семьи должна по возможности сочетаться с различными консультативными и психотерапевтическими вмешательствами с применением методик активной работы с семьей. Патронаж можно считать удачной формой не только закрепления достигнутого при реабилитации, но и своеобразной профилактикой. Реабилитация предусматривает три уровня работы с семьей: индивидуальный (консультирование, патронаж), групповой (тренинг, проектирование) и общинный (социальные акции, социальное творчество, массовые праздники). 3. Профилактика представляет собой комплекс превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем. Один из путей профилактики — разработка специальных обучающих и просветительских программ. Так, например, исследование проблем семьи и семейного воспитания показывает, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов в вопросах накопления и освоения необходимых знаний и навыков регулирования взаимоотношений, создании таких условий, которые позволят удовлетворять в достаточной мере и на необходимом качественном уровне физиологические, эмоциональнее, интеллектуальные потребности ребенка. В основу программ просвещения закладываются концепция и модели, выходящие за рамки простого воспитания родителей. Они ориентируют взрослых на расширение самостоятельности при решении возможных проблем во взаимоотношениях с разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях. Ю. Хямяляйнен, например, предлагает использовать несколько пробных моделей. Модель А. Адлера основана на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей, других членов семьи, с учетом принципов взаимоуважения, единения, сотрудничества, равенства. Задача состоит в том, чтобы научить родителей уважать уникальность ребенка, признавать его индивидуальность, обеспечивать неприкосновенность личности, разбираться в мотивах его поступков. Учебно-теоретическая модель Б.Скиннера провозглашает переучивание или научение родителей быстрыми темпами при положительном или отрицательном подкреплении, а также при отсутствии подкрепления. Целью программ, построенных на основе данной модели, является обучение родителей умениям наблюдать за поведением своего ребенка, анализировать и регулировать его. Модель чувственной коммуникации Т. Гордона ориентирует родителей на диалогичность общения и стремится способствовать формированию умений, во-первых, активно слушать, во-вторых, руководствоваться установкой «оба правы» и, в-третьих, давать ребенку возможность выражать собственное мнение. Модель М.Джеймса и Д.Джонгарда основана на транзактном анализе, на признании того факта, что реагировать и действовать человек может по-разному: по-детски, по-родительски, по-взрослому. Умение понимать это поможет членам семьи научиться регулировать свои взаимоотношения при помощи уступок, компромиссов, договоренности. Просвещение родителей, других членов семьи как элемент профилактики может проходить и в процессе тренингов, которые позволяют формировать у них навыки преодоления трудностей, регулирования взаимоотношений или обучают умениям вырабатывать аналогичные навыки у других. В этом случае тренинги ориентированы на развитие коммуникативной компетентности членов семьи, супругов, родителей и предполагают несколько взаимосвязанных этапов: пролог, восхождение, выработка индивидуальных тактик, их проигрывание, рефлексия, последействия. Социальная защита семьи имеет и определенное экономическое содержание, которое также реализует в своей практической деятельности социальный работник. Это — обеспечение жилищной и других видов субсидиарной помощи; предоставление льгот по оплате транспортных, коммунальных услуг, оказание медицинской, юридической и социальной помощи; льготное снабжение продовольствием и товарами первой необходимости; поддержка в сфере образовательных услуг, занятости, предпринимательства. Таким образом, социальная работа с семьей включает в себя экономический, юридический, психологический, социальный и педагогический аспекты и, следовательно, требует от специалиста знания основ этих наук, владение их технологиями.
|