Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направление «Молодежь в трудных жизненных ситуациях».






Ориентировано на развитие системы мер по интеграции в жизнь общества молодых инвалидов, сирот, молодых людей, склонных к асоциальному поведению, молодых людей проходивших службу в горячих точках, молодых мигрантов.

Поддерживает разработку и внедрение проектов оказания адресных услуг для молодежи с ограниченными возможностями и оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Оснащение специальным оборудованием для создания доступной среды для инвалидов, а также учреждений, работающих с молодежью.

Предусматривает проектирование, строительство и введение в строй пилотного центра интеграции молодых людей с ограниченными возможностями и других категорий молодых людей.

6. Направление «Молодежь в информационном пространстве».

Ориентировано на формирование целостного информационно-консалтингового пространства для молодежи, позволяющей ей решать свои проблемы в новом информационном пространстве.

Для широкого вовлечения молодежи в мероприятия и проекты Программы будут использованы новейшие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Отличительной особенностью Программы является внедрение новых инструментов взаимодействия с молодежной аудиторией на базе открытых мультимедийных систем, виртуальных сред коллективного взаимодействия, интеллектуальной телефонии, интерактивного телевещания.

Таким образом, в рамках шести комплексных направлений обеспечивается взаимодействие со всеми целевым группами молодежи, включая, сельскую молодежь и молодежь, служащую в Российской Армии.

Специфика и содержание каждого из комплексных направлений Программы уже сегодня разрабатываются и отбираются авторитетным коллективом ученых, практиков, исследователей управленцев сферы работы с молодежью. При этом открытый характер разработки Программы обеспечивается средствами широкого обсуждения и коррекции программных мер, которые предусмотрены самим механизмом управления Программой, описанным в Концепции.

Наиболее значимые проекты и мероприятия, которые должны быть реализованы в рамках комплексных направлений:

В разделе НИОКР (научно-исследовательские и конструкторские работы) запланировано привлечение ведущих научных сил страны для проведения анализа, проектирования и внедрения эффективных моделей работы с молодежью в России. В результате мы получим универсальный инструмент оценки качества государственной политики в отношении молодежи.

Инвестиционная составляющая Программы включает создание целостной сети объектов, обеспечивающих реализацию Программных действий на федеральном уровне. Среди них сеть инновационных молодежных центров, сеть молодежных лагерей в семи федеральных округах и Всероссийский центр интеграции молодых людей с ограниченными возможностями.

Создание подобной федеральной инфраструктуры позволит разрешить одну из актуальных проблем работы с молодежью – организацию подготовки нового поколения профессионалов сферы молодежной политики.

Всероссийский центр интеграции молодых людей с ограниченными возможностями должен приобрести статус пилотной площадки для создания и продвижения интеграционных программ для молодежи и с участием молодежи. (Миссия подобного центра заключается в создании и распространении программ совместной деятельности молодых людей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников. Центр проектируется как модульный и по содержанию деятельности и по форме конструирования зданий. Модульный подход в данном случае обеспечивает возможность тиражирования и распространения опыта работы центра в регионах РФ).

Логика проектирования мероприятий Программы, предполагает, что действие всех проектов и программных действий распространяется на территорию всей страны.

Результаты.

В целях оценки эффективности реализации программных мероприятий разработана система индикаторов и показателей.

Общий основной показатель достижения целей и задач Программы - Индекс развития молодежи по регионам РФ – Композитный показатель, близкий по содержанию и методологии к Индексу развития человеческого потенциала, и позволяющий комплексно оценить состояние человеческого потенциала молодого поколения. Методология расчета данного показателя предложена ЮНЕСКО.

В качестве результатов решения первой задачи ожидается:

снижение доли лиц в возрасте 16-29 года в общей численности безработных на 10%;

сокращение средней продолжительности поиска работы молодыми гражданами с восьми до пяти месяцев;

увеличение количества молодежи со специальными потребностями, включенной в экономическую деятельность (повышение доли трудоустроенных или перешедших на следующую ступень образования выпускников учебных заведений для детей и подростков со специальными образовательными потребностями, на 20%)

В результате реализации второй задачи ожидается:

увеличение доли молодежи в органах власти разного уровня и местного самоуправления не менее чем на 50%;

рост числа молодых людей – членов общественных объединений не менее чем на 10%;

увеличение на 50% количества муниципальных образований, на территории которых действуют молодежные общественные объединения, ориентированные на решение проблем местного сообщества;

рост числа молодых граждан Российской Федерации – участников международных молодежных обменов и проектов на 40%.

В результате реализации третьей задачи ожидается:

увеличение числа молодых людей на 25%, участвующих в проектах патриотической, историко-краеведческой, экологической культурной направленности;

рост рейтинга на 15 пунктов познавательных, образовательных, общественно-политических, социокультурных, художественных молодежных программ и изданий в молодежной аудитории;

увеличение числа молодых людей, активно занимающихся физической культурой на 30%;

сокращение числа несовершеннолетних и молодежи, совершивших правонарушения и преступления, а также доли совершенных ими тяжких и особо тяжких преступлений на 10%;

сокращение среди молодежи травматизма и смертности от несчастных случаев, отравлений и травм на 10%.

Таким образом, Программа как инструмент программно-целевого управления разрешения проблемы неполной включенности молодежи в жизнь общества позволит:

- обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования государственных средств в молодежную сферу страны;

- выявить круг приоритетных объектов и субъектов целевого инвестирования Программы;

- разработать и внедрить технологию решения актуальных проблем молодежи с участием самой молодежи;

- создать организационную основу государственной молодежной политики;

- создать предпосылки и условия для устойчивого развития и функционирования инфраструктуры, созданной в ходе реализации Программы по окончании сроков ее реализации в 2010 году.

Концепция разработана с участием общественных и научных институтов. Ряд представителей рабочей группы присутствуют на коллегии. Мы благодарим всех за участие в работе и приглашаем к системному сотрудничеству в сфере отечественной молодежной политики.

Мы открыты для конструктивного диалога, обсуждения и преобразования сферы государственной молодежной политики. В этом миссия Программы и существо нашего подхода.

3. Социально-демографические характеристики людей пожилого возр аста говорят о том, что нужны масштабные меры экономи­ческого и социального плана, в том числе и в системе пенсионно­го обеспечения и социального обслуживания. Процесс старения населения ведет к серьезным проблемам. Прежде всего — к изме­нению соотношения количества людей, занятых и незанятых в общественном производстве, а также к повышению иждивенческой нагрузки на трудоспособное население.

Старение населения предъявляет новые требования к медицин­скому, коммунальному, бытовому, культурному и другим видам обслуживания, т. е. ко всем элементам социальной инфраструкту­ры.

Изменение демографической структуры современного общества, увеличение числа пожилых людей, повышает роль социальной ге­ронтологии, изучающей особенности этого социально-демографи­ческого слоя. Социальную геронтологию интересуют образ жизни пожилых людей, способы их адаптации к новым условиям после выхода на пенсию, перемены статуса и престижа, материального и семейного положении и т.д. Задача социальной геронтологии заключается в определении места старого человека в обществе и оптимальных условий для его жизнедеятельности — психосоци­ального лечения, осуществления ухода, оказания социальной по­мощи и поддержки пожилым людям. Социальная геронтология вхо­дит в сферу интересов социальных работников.

Проблема старения носит международный характер. Поэтому неслучайно в 1991 г. были приняты Принципы ООН в отноше­нии пожилых людей, а в 1992 г. — практическая стратегия ООН «Глобальные цели по проблема старения на период до 2001 года». Кроме того, ООН объявила 1999 г. Международным годом пожи­лых людей. С этого времени ежегодно в России отмечается День пожилых людей.

Социальная работа с пожилыми людьми имеет нормативно-правовую базу, которая служит основой для социальной защиты и социального обслуживания данной категории населения. Развитие законодательства о социальных правах пожилых людей осущест­вляется в рамках Конституции Российской Федерации (1993).

Одна из важнейших форм социальной защиты пожилых людей и инвалидов — социальное обслуживание, которое представляет собой деятельность специальных служб по оказанию социальных услуг и материальной помощи, проведению социальной адапта­ции и реабилитации пожилых граждан. В этой связи социальные служ­бы рассматриваются в качестве организационной формы социаль­ной работы с пожилыми людьми. Важную роль в этом процессе сыграли указы Президента Россий­ской Федерации от 29 января 2000 г. «О мерах по улучшению усло­вий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслужи­вания населения» и от 25 декабря 2000 г. «О дополнительных мерах по улучшению проживания престарелых и инвалидов в государ­ственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения».

Стационарная помощь пожилым людям в системе социальной защиты осуществляется в домах-интернатах общего типа, геронтологических центрах, психоневрологических интернатах, домах милосердия, социальных учреждениях для бездомных, специаль­ных домах-интернатах для престарелых и инвалидов.

Значительное место в работе с пожилыми людьми занимают центры социального обслуживания. Они строят свою деятельность на основе положения «О центре социального обслуживания граждан пожи­лого возраста и инвалидов», утвержденного Министерством труда и социального развития в 1997 г. Эти учреждения имеют отделения надомного социально-бытового обслуживания, дневного пребы­вания, временного проживания, отделения социально-медицин­ского обслуживания на дому, срочного социального обслужива­ния, социально-реабилитационные отделения. Так, отделение социально-бытового обслуживания на дому создано для временного (до 6 мес) или постоянного оказания помощи. Его клиентами являются люди, частично утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянной поддержке.

Социальные работники оказывают на дому множество разных услуг, среди которых: доставка на дом продуктов питания и горя­чих обедов; товаров первой необходимости; содействие в оплате жилья, коммунальных и других услуг; сдача вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт; содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в лечебно-профилактические учреждения, посещение в стационарах; содействие в прохождении медико-социальной экспертизы; по­мощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных; оказание помощи в вопросах пенсионного обес­печения и предоставления других социальных выплат; организа­ция ремонта жилья, обеспечение топливом, обработка приусадеб­ных участков, доставка воды; содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами, в посещении концертов, киносеансов, вы­ставок; помощь в написании писем, оформлении документов, в том числе при обмене и приватизации жилых помещений, и т.д.

Большинство услуг на дому предоставляются нуждающимся бесплатно. Условия предоставления социально-бытовых ус­луг гражданам пожилого возраста определены нормативным доку­ментом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. В основу дифференцированной си­стемы оказания услуг и порядка их оплаты положены такие крите­рии, как размер пенсий обслуживаемого по отношению к прожи­точному минимуму, размер пенсий его родственников по отноше­нию к прожиточному минимуму, размер среднедушевого дохода по отношению к прожиточному минимуму в семье, где проживает обслуживаемый. Средства за обслуживание поступают на счета центров и на­правляются на их развитие; из этих поступлений приобретается спецодежда для социальные работников, стимулируется их труд.

Постоянно развивается сеть специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому - пожилые люди получают комплексные услуги — со­циальную помощь и медицинский уход.

Для более эффективной социальной помощи в структуре цент­ров социального обслуживания создаются филиалы, организуют­ся выездные бригады специалистов по социальному обслужива­нию, автопоезда в сельскую местность и т.д. Функционируют «горячая телефонная линия» экстренной социально-психологической помощи нуждающимся; «биржа обменных услуг», рас­считанная на помощь людей друг другу; группы взаимопомощи и самопомощи в домах по соседству и другие формы социальной работы.

При некоторых центрах открываются социальные аптеки, биб­лиотеки, мастерские по ремонту обуви, одежды, бы­товой техники, клубы общения, пункты проката предметов меди­цинской и реабилитационной техники, организуются на льготных условиях службы социального такси.

При центрах социального обслуживания работают отделения дневного, пребывания. Они предназначены для социально-бытового, культурного, медицинского обслуживания граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и передвижению, для организа­ции их питания и отдыха, привлечения к посильной трудовой дея­тельности и поддержания активного образа жизни. Деятельность отделений помогает пожилым людям преодолеть одиночество, замк­нутость. В некоторых регионах страны открываются отделения времен­ного круглосуточного пребывания пожилых людей. В течение 24 дней их обеспечивают социально-медицинским обслуживанием и трех­разовым Питанием. В услугах таких отделений нуждаются прежде всего сельские жители, особенно в осенне-зимнее время.

Во многих субъектах России на базе центров социального об­служивания создаются социально-реабилитационные отделения, орга­низующие оздоровительные и реабилитационные мероприятия для пожилых людей, сохранивших способность к самообслуживанию и передвижению. В отделениях имеются медицинские кабинеты: физиотерапевтический, массажный, лечебной физкультуры. Тру­довая терапия проводится в специальных помещениях, оборудо­ванных несложными механизмами, инструментами, приспособ­лениями для ручного труда.

Распространенным видом социальной поддержки пожилого населения в нестационарных условиях является срочная социальная помощь разового характера людям, остро нуждающимся в поддержке. Данная служба предоставляет такие виды услуг, как снабжение обувью и одеждой, предметами первой необходимости; обеспече­ние бесплатным горячим питанием или продуктами питания; ока­зание денежной помощи, направление в медико-социальные отде­ления; оказание юридической и психологической помощи; содей­ствие в регистрации и трудоустройстве; организация проката бы­товой техники, хозяйственного инвентаря и др.

В некоторых регионах страны создаются бригады экстренной социально-бытовой помощи — от вспашки огородов и подвоза топлива до уборки урожая.

Среди учреждений социального обслуживания пожилых граждан важное место занимают стационарные социальные учреждения — специальные дома для одиноких и престарелых. Их деятельность стро­ится на основе положения, утвержденного в апреле 1994 г. Мини­стерством социальной защиты Российской Федерации. Такие дома предназначены для постоянного проживания одиноких инвали­дов, участников Великой Отечественной войны (не имеющих тру­доспособных детей), а также одиноких вдов военнослужащих, по­гибших в годы Великой Отечественной войны, сохранивших пол­ную или частичную способность к самообслуживанию и нуждаю­щихся в создании условий для реализации основных жизненных потребностей.

Специальные дома для одиноких и престарелых состоят, как правило, из одно- и двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения: медицинский ка­бинет, пункты приема пищи, заказов на продовольственные това­ры, сдачи белья и вещей в прачечную или химчистку.

При таком доме организуется постоянно действующий диспет­черский пункт, обеспеченный внутренней и внешней телефонной связью. Расходы по его содержанию, эксплуатации и ремонту осу­ществляются за счет местного бюджета (за исключением квартир­ной платы и коммунальных услуг). Пожилые люди, переселяю­щиеся в специальный дом, сдают в органы исполнительной вла­сти занимаемое ими жилье, освобождаясь при этом от его ремонта. Жилая площадь в специальном доме не подлежит приватизации, выкупу, обмену, сдаче в поднаем. Лицам, проживающим в таком доме, не разрешается регистрация и вселение других лиц на их жилую площадь. Противопоказанием к проживанию в таких домах являются хронический алкоголизм, наркомания, психические, кожно-венерические и онкологические заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

С начала 1990-х гг. в Российской Федерации предоставляют со­циальные услуги одиноким гражданам (супружеским парам) стар­шего поколения в обмен на жилье. Договоры пожизненного содер­жания с. иждивением заключаются на добровольной основе с оди­нокими пенсионерами.

Широкое распространение в Российской Федерации получили стационарные учреждения системы социальной защиты населе­ния — дома-интернаты для престарелых и инвалидов. Как правило, здесь проживают престарелые люди и инвалиды, нуждающиеся в уходе и медицинском обслуживании. Существует ряд причин, обусловливающих их пребывание в доме-интернате. Социальные при­чины, отсутствие жилья или угроза его утраты, минимальный раз­мер пенсии, отсутствие социальных служб вблизи от места жи­тельства. Психологические причины: несовместимость характеров и связанная с этим невозможность проживания в одной семье с близ­кими и родными. Медико-социальные причины: преклонный возраст, потребность в постоянном медицинском наблюдении и уходе. Ос­новными задачами дома-интерната являются: материально-бытовое обеспечение престарелых и инвалидов, создание им благопри­ятных условий жизни, приближенных к домашним; организация ухода, оказание медицинской помощи; осуществление мероприя­тий, направленных на их социально-трудовую реабилитацию.

Резкая перемена жизни пожилого человека, оказавшегося в доме-интернате, требует его адаптации к новому месту житель­ства, как правило, постоянному. В этот период важную роль выпол­няет социальный работник. Его функции во многом определяются основными этапами новой жизни пожилых людей. Сначала их на­правляют в приемно-карантинное отделение. Социальный работ­ник разъясняет новичкам функции этого учреждения, знакомит их с распорядком дня, с расположением бытовых служб и меди­цинских кабинетов, часами работы администрации, с условиями жизни в доме-интернате пожилых людей. Во избежание полного разрыва с прежним образом быта в отделении обязательно долж­ны быть радиоприемник, телевизор, настольные часы, календарь, газеты. После двухнедельного пребывания в приемно-карантинном отделении человека переводят на постоянное место житель­ства, т. е. в отделение. Социальный работник должен и здесь облег­чить жизнь пожилого человека в новых условиях. В этой стадии он становится и социальным психологом, и социальным педагогом, постоянно взаимодействующим с врачом и медицинским персо­налом. Следующий, более длительный этап: по истечении 6 ме­сяцев проживания в доме-интернате в соответствии с норматив­ными документами человеку предстоит сделать окончательный вы­бор — остаться в доме-интернате или вернуться на прежнее место жительства. Обязанность социального работника — помочь пожи­лому человеку привыкнуть к ритму жизни дома-интерната. Цель эта достигается главным образом за счет комфортных бытовых условий, трудовой занятости и содержательного досуга. При этом важно учитывать возрастные особенности пожилого человека, его потребности, уровень образования, профессию до ухода на пен­сию и т.д.

В целом деятельность социального работника на протяжении всего периода адаптации пожилого человека в доме-интернате очень важна. Он контролирует этот процесс, осуществляя свои функции в тесном контакте с психологом, врачом, администрацией.

 

4. Безработица — это сложное соци­ально-экономическое явление, не позволяющее части экономически активного населения, желающего работать на условиях най­ма или создания собственного дела, реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест (предло­жений) и лишенной вследствие этого основного дохода (заработ­ной платы).

В соответствии с определением Международной организации труда (МОТ) безработица рассматривается как потеря заработков в свя­зи с тем, что человек, способный трудиться, готовый трудиться и действительно ищущий работу, не имеет возможности получить подходящую должность. Безработными являются лица в возрасте экономической активности населения (15—72 года), не участвую­щие в общественном производстве в течение определенного периода и соответствующие во время обследования трем критериям: а) не имеют работы (доходного занятия); б) занимаются поиском рабо­ты в течение четырех недель, предшествующих неделе обследова­ния, используя разные способы; в) готовы приступить к работе в течение двух недель с момента проведения обследования.

В нашей стране безработными считаются трудоспособные граж­дане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), прожи­вающие на территории России, зарегистрированные в органах служ­бы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей ра­боты, ищущие ее и готовые приступить к ней.

Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи со­зданы службы занятости, осуществляющие комплексное регу­лирование вопросов трудовой сферы. Федеральная служба заня­тости России была создана в 1991 г. в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.08.2004) " О занятости населения в Российской Федерации" в качестве орга­низационно-самостоятельной службы на территории России. Ее ре­гиональные представительства являются структурными подраз­делениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

(Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации).

Важной составляющей государственной социальной поддерж­ки безработных граждан является выплата пособий и компенсаций. Государство гарантирует безработным;

- выплату пособий по безработице, в том числе в период вре­менной нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению ор­ганов службы занятости;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в дру­гую местность для трудоустройства по предложениям органов служ­бы занятости.

Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и воп­росами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель и работник). В компетен­цию службы занятости входят:

- содействие поиску подходящего рабочего места как времен­ного, так и постоянного;

- повышение конкурентоспособности граждан на рынке тру­да, также организация профессионального образования безра­ботных;

- квотирование рабочих мест для неконкурентоспособных на рынке труда категорий граждан;

- информирование населения, работодателей, государственных и негосударственных структур о состоянии рынка труда;

- территориальное перераспределение работников;

- помощь в развитии предпринимательства и самозанятости граждан;

- обеспечение социальной поддержки безработных;

- сотрудничество с работодателями для комплексного решения проблем клиентов службы занятости;

Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право про­консультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудо­устройства, профессионального обучения. При этом регистрировать! * ся в службе занятости не обязательно. Работающий, но желающий сменить место работы гражданин также может обратиться в служ­бу занятости в целях поиска подходящей работы.

Порядок регистрации безработных граждан Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. N 458

Общие положения

Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения (далее именуются - учреждения службы занятости) в целях поиска подходящей работы (далее именуются - безработные граждане), регистрируются в соответствии с настоящим Порядком.

Регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:

первичная регистрация безработных граждан;

регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;

регистрация граждан в качестве безработных;

перерегистрация безработных граждан.

По каждому этапу регистрации учреждениями службы занятости ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан. Формы документов по ведению регистрационного учета безработных граждан устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

На отдельных территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, регистрация безработных граждан осуществляется в упрощенном порядке, без прохождения гражданами первичной регистрации.

Оказание гражданам услуг в области содействия занятости и защиты от безработицы, предоставления информации осуществляется учреждениями службы занятости бесплатно.

Первичная регистрация безработных граждан

Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в учреждения службы занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов.

При первичной регистрации учреждениями службы занятости в регистрационных документах указываются: фамилия, имя и отчество обратившегося гражданина, адрес места жительства, возраст, пол, образование, специальность (профессия), отношение к занятости, причина обращения и краткое содержание предоставленной информации (оказанной услуги) по интересующему его вопросу.

При первичной регистрации безработным гражданам предоставляется информация:

состоянии рынка труда на соответствующей территории;

о наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы;

о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;

о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработных;

о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы

Для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют в учреждения службы занятости по месту жительства справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке, и предъявляют:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;

документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.

Другие граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, предъявляют соответствующие документы, выданные в установленном порядке.

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами.

Учреждения службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен план самостоятельного поиска работы.

Оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей).

При этом не допускаются:

направление граждан на рабочие места, находящиеся за пределами транспортной доступности. Транспортная доступность (максимальная удаленность) подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности;

направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей);

приглашение граждан в учреждения службы занятости чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое приглашение связано с предложением подходящей работы или с предложением об участии в специальных программах содействия занятости.

Безработным гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, при ее отсутствии может быть предложено при их желании участие в оплачиваемых общественных работах.

В случае невозможности предоставления безработным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации, в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам, с утратой способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности) им может быть предложено пройти профессиональную подготовку (переподготовку), повысить квалификацию по направлению учреждений службы занятости.

На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В личном деле производятся соответствующие записи о всех предложениях учреждений службы занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в учреждения службы занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями учреждений службы занятости.

Реквизиты личного дела, порядок его ведения и хранения устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Регистрация граждан в качестве безработных

Безработные граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных предъявляют в учреждения службы занятости следующие документы:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;

документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

При необходимости граждане представляют дополнительную или уточненную справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке.

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную государственной службой медико-социальной экспертизы.

Учреждения службы занятости имеют право проверять подлинность представленных документов.

Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании решения учреждений службы занятости о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.

Безработными признаются граждане, которые:

§ трудоспособны;

§ не имеют работы и заработка (дохода);

§ зарегистрированы в целях поиска подходящей работы;

§ ищут работу и готовы приступить к ней;

§ не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.

Датой регистрации гражданина в качестве безработного является дата принятия учреждениями службы занятости решения о признании его безработным.

Безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане:

§ не достигшие 16-летнего возраста;

§ которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

§ отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в учреждениях службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в учреждения службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный учреждениями службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в регистрации их безработными, имеют право на повторное обращение в учреждения службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о регистрации их безработными.

В случае отказа гражданину в регистрации его безработным учреждения службы занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.

Перерегистрация безработных граждан

Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию в сроки, установленные учреждениями службы занятости, но не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - не реже одного раза в месяц.

При перерегистрации безработные граждане обязаны предъявить паспорт и трудовую книжку или иные документы, указанные в абзацах втором и третьем пункта 14 настоящего Порядка.

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Безработные граждане обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации, информировать учреждения службы занятости о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера.

В случае явки безработного гражданина на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, факт опьянения устанавливается работниками учреждения службы занятости и подтверждается составленным ими актом (с указанием даты, места и времени его составления). При необходимости факт состояния опьянения может быть установлен путем проведения медицинского освидетельствования и подтвержден соответствующим заключением.

Снятие безработных граждан с регистрационного учета

Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется учреждениями службы занятости в случаях:

§ признания в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения граждан занятыми;

§ прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению учреждений службы занятости с выплатой стипендии;

§ неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в учреждения службы занятости для предложения им подходящей работы, а также неявки в срок, установленный учреждениями службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

§ длительной (более месяца) неявки в учреждения службы занятости без уважительных причин;

§ переезда в другую местность;

§ установления злоупотреблений со стороны граждан (сокрытие заработка (дохода), предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными и т.п.);

§ осуждения к наказанию в виде лишения свободы;

§ назначения в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется на основании решения учреждения службы занятости.

Ответственность за организацию работы по регистрации безработных граждан несет руководитель учреждения службы занятости.

Нарушение установленного порядка регистрации безработных граждан влечет за собой ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Другим вариантом увеличения занятости является привлечение граждан к оплачиваемым общественным работам. Под обществен­ными работами понимается трудовая деятельность, имеющая со­циально-полезную направленность и организуемая в качестве до­полнительной социальной поддержки граждан, имеющих работу. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их ква­лифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки. Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска под­ходящей работы, и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные, не по­лучающие пособия, и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека. В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ» оплачиваемая работа, включая работу временного характера и об­щественные работы.

В целях оказания гражданам дополнительных услуг по трудо­устройству служба занятости совместно с работодателями орга­низует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в непосред­ственном общении с работодателем определить варианты и усло­вия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки для опре­деленных групп населения (молодежь, инвалиды и т.д.)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.029 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал