![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности социальной работы с разными категориями семей
С каждым годом меняется общество, а вместе с ним меняются характер и виды семейных отношений, взгляды на систему власти и подчинения в совместной жизни, роли и функции членов семьи. Ряд факторов ведет к ослаблению и даже разрушению семейных связей. Среди них наиболее часто отмечается отсутствие совместного труда в семье, прекращение его центрального положения в системе семейных отношений. Как правило, члены семьи трудятся вне дома, а дом является местом отдыха после трудового дня. Меняется семья и как союз родителей и детей. Идет процесс эмансипации подрастающего поколения, который снижает значимость взрослых в глазах ребенка, авторитет родителей, формирует у детей неверное представление о свободе и ответственности в структуре семейных связей. Супружеская связь, воспринимаемая ранее мужем и женой, обществом как пожизненная, раз и навсегда данная, теперь все чаще обрывается и не только по инициативе мужчины, но и женщин, так как женщина, получив определенные права, стала более требовательной, экономически самостоятельной, нередко более образованной. Отмечаются серьезные изменения в семейном воспитании. Ребенок довольно рано начинает выходить из-под опеки семьи и на процесс его социализации оказывают влияние другие факторы (дошкольные учреждения, образовательная школа и иные несемейные группы и институты), что ведет к освобождению детей от монопольного влияния семьи. Одновременно с этим деформируется процесс родительства, идет разделение родительства и семьи, которое выражается в росте бездетных и однодетных семей, рождении детей вне брака, увеличении числа социальных сирот, ухудшении качества воспитательной среды в семье. Все это, естественно, снижает прочность семьи, ведет к снижению ее ресурсов, появлению неблагополучных семей и семей «риска», нестабильности семьи как социального института. Известный американский психолог В. Сатир считает базисными дара семьи четыре психологические составляющие (самооценка, коммуникация, наличие и характер жизненных правил, социальные связи) и делит все семьи на две группы: благополучные и неблагополучные. Благополучным семьям присуща высокая самооценка; прямые, четкие и честные коммуникации; гуманные, гибкие правила жизни, ориентированность на принятие других людей и признание многообразия мнений, интересов, потребностей; способность и готовность членов семьи к изменениям; открытость социальных связей, их устремленность в будущее при умении продуктивно решать возникающие проблемы. В таких семьях взаимоотношения являются средством разрядки и успокоения; достоинство членов семьи не унижается, а поддерживается, им свойственны готовность к компромиссам, взаимопомощь, сотрудничество в повседневных делах. Однако это вовсе не означает, что такие семьи не нуждаются в помощи, поддержке, укреплении. Статистика свидетельствует, что здесь возможны разногласия при ранних браках из-за духовной незрелости, при поздних — из-за привычки к автономности, независимости. Следовательно, помощь в освоении секретов бесконфликтного общения, развитие эмпатии, тренинги понимания, наличие навыков создания и поддержки атмосферы уюта, ощущения комфорта в доме, нормальная интимная жизнь, знание того, куда и к кому можно обратиться за помощью при возникновение проблемы, — основа сохранения долголетия семьи как института общества. Важно, чтобы при помощи и поддержке социальных работников члены семьи уяснили, что у них имеются определенные проблемы, но положение дел может быть изменено, если начать активно действовать, предпринять конкретные шаги, если смотреть на несогласие, противоречие как на разрешимое явление. В этих целях развивается сеть консультативных учреждений («Брак и семья», «Центр социального здоровья», «Мать и дитя», «Совершенствование»), создаются семейные клубы, реализуются программы «Кроха», «Здоровый малыш», «Безопасное материнство», «Сознательное родительство», «Семь — Я», «Согласие», «Женщина и семья» и ряд других. В определении критериев и показателей для классификации неблагополучных семей мнения расходятся. Мы будем придерживаться точки зрения, которая наиболее часто встречается в социально-педагогической и психологической литературе, — неблагополучной считается семья, если для нее характерны: низкая самооценка, нереалистические коммуникации, стереотипность поведения, ограниченность и своеобразие социальных связей, их избирательность и узость, нездоровые внутрисемейные отношения различной этиологии. Следовательно, к неблагополучным относятся те семьи, которые в течение определенного времени неспособны противостоять воздействию дестабилизирующих внесемейных и внутрисемейных факторов. В таких семьях, если продолжать их характеристику, преобладают культ личности, сосредоточенность каждого на себе, нестабильный круг общения, своеобразное понимание ценностей, гипертрофированные потребности отдельных членов семьи. Такие семьи имеют самые разнообразные проблемы и среди них выделяют: криминальные семьи, в которых существует прямая угроза жизни, здоровью членов семьи и в первую очередь детям, отмечается жестокое обращение с членами семьи, растление детей; невыполнение родительских обязанностей, вовлечение близких людей в аморальную деятельность; конфликтные семьи, в которых присутствуют и прогрессируют трудности во взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами. В этих семьях процветают скандалы, попирается достоинство членов семьи; педагогически несостоятельные семьи, в которых при внешнем благополучии семьи в поведении детей проявляются различные виды девиации (хулиганство, бродяжничество, пьянство и др.). В этих семьях родители не могут найти общего языка с детьми, не являются для них авторитетом, используют несовместимые взгляды на жизнь. Своеобразной промежуточной группой являются семьи социального риска, и если они не получают своевременную помощь, то переходят в разряд неблагополучных. К ним относятся семьи, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в поддержке государственной системы социальной защиты. Это неполные и многодетные семьи, а также имеющие инвалидов, опекаемых и усыновленных детей и недееспособных родителей, беженцев; дистантные семьи. В каждой из них имеются общие для всех и частные проблемы. Для неполных семей, в частности, трудностями являются малообеспеченность, повышенная ответственность родителей за происходящее в семье и с ребенком, чрезмерная эмоциональная и трудовая нагрузка, опасность неверной полоролевой ориентации у детей. Помощь таким семьям не может и не должна ограничиваться только материальной поддержкой. Такая семья нуждается в обретении чувства безопасности и защищенности в системе общественных отношений, в освоении способов самостоятельного решения имеющихся и будущих жизненных проблем, регулировании взаимоотношений с детьми, родственниками, знакомыми, сослуживцами, социумом в целом. Подобные ситуации предполагают консультативную и реабилитационную деятельность социальных служб, направленную на мобилизацию ресурсов, профилактику конфликтов, выбор целесообразных форм жизнедеятельности, выявление и преодоление затруднений. Социальная работа с многодетной семьей также будет иметь своей целью улучшение ее благосостояния и обеспечение ее функционирования в интересах общества. И хотя в последние годы таких семей в Российской Федерации становится меньше, их проблемы обостряются. Социальная работа с данной категорией семей предполагает: материальную поддержку; помощь в преодолении иждивенческих жизненных установок, овладении приемами услуг (домашний парикмахер, швея, массажист и т.д.); повышение уровня правовой грамотности, ознакомление с содержанием нормативно-правовых документов для получения декларированных льгот; минимизация чувства одиночества, забытости, непохожести; обмен опытом организаций внутрисемейной жизни; расширение круга общения; психолого-педагогическое просвещение; помощь в профориентации и трудоустройстве членов семьи. Особого внимания социального работника и социального педагога требуют дети. Поскольку на каждого ребенка в большой семье приходится меньше «воспитательных ресурсов», то они нуждаются в поддержке при включении во внеклассную и внешкольную деятельность, в определении дарований и создании условий для их реализации, в организации культурного досуга, в участии в социальных акциях. Одну из наиболее уязвимых категорий составляют семьи, имеющие ребенка или взрослого с ограниченными возможностями. Они испытывают, во-первых, серьезные материальные затруднения из-за больших затрат на поддержание нормального жизнеобеспечения такого человека, во-вторых, тяжелые физические и эмоциональные нагрузки, особенно женщина, в-третьих, ограниченные возможности для общения, семейной самореализации, личностного и профессионального самоопределения. Следовательно, решение этих проблем потребует комплекса долгосрочных мер помощи данной категории семей: включения в общественную жизнь; преодоления изоляции, расширения контактов с окружающими; вооружения членов семьи разносторонней информацией об особенностях развития, самочувствия, поведения таких людей, об институтах помощи им, их правах и льготах, целесообразных способах организации их жизни и деятельности; обучения методикам развития собственных ресурсов, самопомощи, выстраивания реабилитационных маршрутов и жизненных планов. Процесс практической деятельности социального работника с такими семьями предусматривает диагностический, организационный и коммуникативный этапы. На диагностическом этапе по специальной схеме изучаются материальные возможности и бытовые условия жизни семьи, эмоционально-психологический климат, образовательный, общекультурный уровень, характер проведения свободного времени, распределение ролей и обязанностей, организация совместной деятельности, а также выявляются проблемы семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. На организационном этапе создаются условия для включения членов семьи в оценку ситуации и ресурсов, проектирование или адаптацию помогающих программ, организацию семейно-бытового совместного труда, налаживание общения, внешних и внутренних связей. На коммуникативном этапе поддерживаются сформированные умения и навыки, расширяются используемые средства, стимулируется перевод помощи в самопомощь. Таким образом, специфика работы с такими семьями заключается в сочетании обучения навыкам жизнедеятельности с супервизией (сопровождением, патронажем). В поддержке, сопровождении нуждаются и дистантные семьи, т.е. те, в которых родители работают вахтовым методом, уезжают в длительные командировки, работают в нетрадиционном режиме. Им присущи: горечь расставаний, рассогласованность взглядов на жизненно важные ценности, эмоциональное отвержение, незаслуженные обвинения, сложность привыкания после отсутствия. В большинстве случаев здесь необходима консультативная и посредническая помощь. Работа с такими, как, впрочем, и с другими, семьями группы риска может строиться по следующей схеме: установление контактов с семьей, преодоление сопротивления недобровольных клиентов, достижение расположения с их стороны благодаря искреннему участию и профессионализму социального работника; сбор и оценка данных; формирование плана действий; заключение соглашения с клиентом; побуждение его к действиям; рефлексия; внесение корректив, закрепление достижений, использование стратегии последействия. Таким образом, помочь семье, клиенту достичь изменения жизненной ситуации, видоизменить существующий образец, скоординировать действия специалистов и потенциалов услуг — основная цель социального работника в работе с семьей. Рекомендуемая литература 1. Мацковский М. С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России. — 1995. — № 3, 4. 2. МудрикА.В. Социальная педагогика. — М., 2004. 3. Овчарова Р. В. Семейная академия: вопросы и ответы. — М., 1996.
2. Молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ, ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. Социальная работа с молодежью осуществляется с помощью системы учреждений социального обслуживания. Она развивалась параллельно с формированием органов по делам молодежи, начиная с 1991-1992 гг. Инфраструктура социальных служб активизировалась после принятия Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995), в котором социальное обслуживание определяется как деятельность служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. К учреждениям социального обслуживания организаций по делам молодежи с полным основанием можно отнести комплексный центр социального обслуживания молодежи; социально-психологический центр по оказанию медико-психологической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния и находящейся в конфликтных ситуациях; центр профилактики и предупреждения девиантного и суицидального поведения у данной категории молодежи; социальную службу для молодежи; социальный центр молодежи; центр социальной поддержки молодежи; центр экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи молодежи по телефону; молодежный центр планирования семьи; центр правовой помощи молодежи; центр информации молодежи, предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи; подростково-молодежный клуб; комплекс социально-досуговых центров детей и молодежи; клуб для детей, подростков и молодежи; центр по работе с детьми, подростками и молодежью; молодежный центр; оздоровительно-образовательное учреждение; молодежная биржа труда; центр по профориентации и трудоустройству молодежи, молодежный бизнес-инкубатор; центр молодежного предпринимательства; агентство сезонной занятости и информационного обеспечения молодежи; центр гражданского и патриотического воспитания молодежи; центр развития физической культуры детей и молодежи; и многие другие учреждения, предоставляющие социальные услуги. 30 сентября 2002 г. Минобразования России направило руководителям Комитета по делам молодежи субъектов РФ инструктивное письмо «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи» и методические рекомендации, разработанные Департаментом по делам молодежи. В них обозначены основные направления деятельности учреждений социальной защиты, их цели, задачи и функции. В частности, главной обязанностью таких учреждений является участие в реализации мер, связанных с проведением государственной молодежной политики; обеспечение социального обслуживания молодежи, оказание социальных услуг молодым гражданам различных возрастных групп; развитие социальных служб для молодежи и др. В соответствии с целями и задачами учреждений социального обслуживания молодежи, основными направлениями их деятельности должна стать воспитательно-профилактическая, реабилитационная, оздоровительная и досуговая, информационно-консультативная работа, а также содействие занятости и социальная поддержка. К основным видам деятельности учреждений социального обслуживания можно и нужно отнести: социально-профилактическую; социально-реабилитационную; производственно-трудовую; социально-бытовую; спортивно-оздоровительную; культурно-массовую; информационную, консультационную и иные виды деятельности.
|