Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Термодинамика: неоправданные упования и реальные возможностиСтр 1 из 5Следующая ⇒
В сороковых годах прошлого века ряд европейских ученых независимо друг от друга сформулировали общий принцип сохранения энергии. Согласно этому принципу, позднее названному первым законом термодинамики, все формы энергии: механическая, тепловая, химическая и электрическая — взаимо-переводимы в качественном отношении и неуничтожимы количественно. По элегантному выражению Германа фон Гум-больда (1821-1894), этот закон звучит так: «Сумма всех сил, которые могут быть приведены в действие во всем целом природы, неизменна и не может быть ни увеличена, ни уменьшена». Второй закон термодинамики, сформулированный в начале второй половины века, оговаривал в качестве особого условия, что общая энтропия замкнутой системы (т.е. величина обратная способности системы совершать работу) в результате спонтанных процессов возрастает. Таким образом, системы, предоставленные сами себе, спонтанно двигаются от порядка к беспорядку, от меньшей к большей хаотичности. Рудольф Клазиус (1822-1888), один из архитекторов второго закона, выразил первый и второй законы термодинамики одной фразой: «Энергия Вселенной постоянна. Энтропия Вселенной стремится к максимуму»3. Несмотря на то, что научное сообщество сперва восприняло эти законы с изрядной долей скептицизма, термодинамика к концу девятнадцатого века заняла свое место в одном ряду с механикой, теориями теплоты, тепловых двигателей, радиации, электричества и магнетизма, — и неизменно вызывала многочисленные дискуссии о роли термодинамических представлений в разрешении различного рода проблем, таких как вопросы об источнике солнечной энергии, возникновении солнечной системы, биологической эволюции. Некоторые ученые, как, например, немецкий физик, химик, нобелевский лауреат Вильгельм Оствальд (1853-1932), привлекали первый закон для разработки атеистической космологии, в которой не существовало бы больше барьеров «между внутренней и внешней жизнью, между жизнью сейчас и в будущем, между телом и душой, и которая связывает все это в единое целое, пребывающее везде и не оставляющее ничего вне себя». Но чаще закон сохранения призывался свидетельствовать в пользу существования Творца, который устроил мир с совершенным предвидением, свободой и экономией действий. Эта взаимозависимость сил, как утверждал один американский ученый, позволяет человечеству «яснее почувствовать чудесные созвучия благодатной природы, как на ее многострунном инструменте сила отвечает силе, подобно нотам великой симфонии, исчезая как потенциальная энергия и тотчас появляясь вновь в качестве кинетической энергии, во множестве других форм». До тех пор, пока не стало очевидным, что законы науки настолько сильны в расчетах поведения объектов природы, что способны свести Бога до положения великодушного, отсутствующего хозяина, аргументы в пользу мира закона и вневременного постоянства шли во благо теологии. Однако когда стало казаться, что для термодинамики девятнадцатого века не существует предела возможностей в объяснении тайн живой и неживой природы, понятие энергии, подобно механистической философии предшествующей эпохи, становится опасным для тех, кто не желал отдавать ученым права описания и анализа вплоть до мельчайших деталей механизмов природы. При таком взгляде термодинамика, вместе с ее аналитическими полномочиями над превращением и перераспределением энергии без потерь и божественного вмешательства, стала считаться не менее тиранической, чем был до того механицизм — подозрение, настойчиво поддерживаемое такими исследователями как Оствальд. В результате к концу века завязался горячий спор вокруг значения термодинамики для религиозной веры. Многие задавались вопросом: насколько глубоко энергетические представления могут объяснить живые процессы, работу ощущающих и управляющих клеток мозга, проблемы воли, сознания, природу человеческой души, отношения души и тела, вопросы моральной свободы и чуда как божественного вмешательства. Теологические вопросы иного характера вызвал второй закон термодинамики. Если принцип возрастания энтропии любой совершающей работу системы расширить до включения в него мира в целом или Вселенной, то тогда Вселенная двигалась бы к состоянию максимальной хаотичности, к минимуму полезной энергии. Такой необратимый процесс неизбежно привел бы к уничтожению источников доступной энергии и одновременно к тому внушающему пессимизм состоянию, называемому «тепловой смертью» Вселенной, при котором низкие температуры исключали бы любую жизнь. Таким образом, термодинамика предсказывала конец всего как функцию времени — перспектива, которую вряд ли могли игнорировать и теологи, и ученые. Несмотря на то, что второй закон оказывался, казалось бы, фатальным для любого сколько-нибудь осмысленного представления связи между миром и мыслящими существами, находились консервативные мыслители, которые приветствовали его в качестве подтверждения своей апокалиптической теологии. В конце концов — убеждал Уильям Ральф Инге (1860-1954), прозванный «мрачным Отцом» из церкви Св. Павла в Лондоне, — этот мир «никогда и не предназначался стать цветущим садом». Кроме того, по мнению Инге, термодинамика как раз и подтверждает традиционное христианское положение о том, что Бог создал мир из ничего. Если бы Вселенная действовала подобно часам, рассуждал он, часы должны были бы быть когда-то заведены, и если второй закон предсказывает конец мира во времени, то мир должен иметь и начало во времени. Консерваторы, подобные «мрачному Отцу», находили также удовлетворение в представлении, что современная философия прогресса, основанная на эволюции, «опровергается Вторым Законом Термодинамики». Биологическая эволюция, как и идея прогресса, оказывалась иллюзией, поскольку Вселенная неумолимо двигалась к тепловой смерти. Менее пессимистично настроенные исследователи пытались уйти от такого толкования второго закона различными способами. Так Оствальд полностью игнорировал мрачные аспекты второго закона. Уильям Томсон, позднее известный как лорд Кельвин (1824-1907), способствовавший становлению второго закона, исключал из области его действия живые организмы. Нобелевский лауреат, шведский физик Сванте Аррениус (1859-1927) признавал всеобщность закона, но полагал, что существуют особые условия, приводящие к возрождению миров — возможно, неким сознательным «демоном Максвелла», который в состоянии рассортировать отдельные молекулы и, тем самым, создать разницу температур без затраты энергии. Американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842-1910) просто предлагал оптимистическую интерпретацию второго закона. Он писал: «Хотя конечное состояние Вселенной, возможно, представляет для нее смерть и физическое угасание, ничто в физике не мешает нам предположить, что предпоследняя стадия может длиться тысячелетие… Последний выдох Вселенной может произойти — но я настолько счастлив и полон жизни сейчас, что не могу себе этого представить». Такого рода отклики показывают, что сколь бы хорошей, надежной и элегантной ни была научная теория, она никогда не защищена от использования за пределами ее применимости вплоть до полной, по крайней мере на взгляд последующих поколений, смехотворности. Подобно сорным травам, в области термодинамики, как и в других науках, расцветали всевозможного рода доморощенные метафизика и теология.
|