Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дуализм Пьера Дюгема
Пьер Дюгем (1861-1916) — разносторонний и влиятельный французский физик, химик, историк и философ науки. В своей профессиональной деятельности, отчасти из-за склонности к полемике, он был связан в большей мере с провинциальными университетами Лилля, Ренне и Бордо, чем с Парижем. Будучи исключительно строгим католиком, он любил называть себя христианским позитивистом, полагающим, что чувственное восприятие является единственным основанием научного познания29. Несмотря на то, что он был плодовитым автором в различных областях знания: от термодинамики и гидродинамики до истории науки Средневековья, — он публикует сравнительно мало работ о взаимоотношении науки и религии. В качестве такого рода исключения можно привести его эссе от 1905 года «Физика верующего», написанное в ответ на обвинение сорбон-ского профессора истории и философии науки Абеля Рея (1873– 1940) в том, что научные писания Дюгема выдают его религиозные верования30. Предположение, что его теология влияла на его физику, вызвало у Дюгема негодование. Он открыто признавался в своей христианской вере: «Конечно, я верю всей душой в истину того, что Бог явился нам и что Он наставил нас через свою Церковь… В этом смысле позволительно говорить, что физика, которую я исповедую, это физика верующего». Но его возмущало предположение, «что не нужно быть особенно проницательным, чтобы понять, что надлежит быть верующим для того, чтобы всецело принять как принципы, так и следствия той доктрины, которую я пытался сформулировать, занимаясь физическими теориями». Дюгем чувствовал себя в некоторой мере оскорбленным, поскольку он «постоянно стремился доказать, что физика обладает самостоятельным методом, абсолютно независимым ни от какой метафизической точки зрения». Теории, которые суммируют и классифицируют открытия, полученные этим независимым методом, полагал он на позитивистский манер, не обладают «возможностью выходить за то, чему учит опыт, или какой-либо способностью предполагать реальности, скрытые за данными чувств». Физикой, настаивал он, могли бы заниматься одинаково успешно «позитивисты и метафизики, материалисты и спиритуалисты, неверующие и христиане»31. Дюгем не оставлял сомнений в том, что у метафизики и религии нет ничего, что можно предложить физике. Однако ему не хотелось говорить, что кроме уровня объективной реальности у физики нет ничего, что она могла бы внести в метафизику и религию. Ожидания многих, что основание доктрин католической веры должно вот-вот рассыпаться «под силой ударов со стороны научных систем» он приписывал неспособности понять фундаментальное различие между физической теорией и религиозной догмой. Выражения типа: «человек свободен», «душа бессмертна», «Папа Римский непогрешим в вопросах веры», — утверждал он, — целиком относятся к объективной реальности, «к признанию или отрицанию того, что некоторое реальное существо обладает определенным свойством». Поскольку физические теории не обладают объективной реальностью, но лишь суммируют и классифицируют эспериментальные законы, то ни согласовываться, ни расходиться с такого рода высказываниями они не могут. Короче говоря, в силу того, что физические теории не могут быть ни истинными, ни ложными, они не имеют «права голоса в метафизических и теологических спорах». И поскольку на этом уровне у науки с теологией нет ничего общего — между ними не может быть никакого конфликта32. Несмотря на субъективную и случайную природу физической теории, Дюгем убеждал метафизиков и теологов не сомневаться в науке. Метафизик, писал он, «должен знать физическую теорию, чтобы не пользоваться ею незаконным образом в своих рассуждениях». Кроме того, метафизик обязан уметь различать между теориями физики, которые не имеют объективной реальности, и фактами и законами физики, которые «богаты объективной истиной». Занятия такого рода требуют, конечно, искусности, невозможной для того, кто лишь поверхностно знаком с физикой. Только «утонченный ум», «сформированный длительной практикой… глубокого и детального изучения теории», мог бы надеяться провести необходимые различия. Тем самым, с одной стороны, Дюгем стремится показать, что метафизика и религия не имеют отношения к делу физики: физика верующего есть лишь физика и ничего более, — и в то же время, с другой стороны, доказывает, что «для метафизика необходимо обладать точным знанием физической теории для того, чтобы безошибочно распознавать, когда та выходит за границы своей сферы и пытается проникнуть на территорию космологии». Исходя из этого Дюгем ставил католической церкви в заслугу то, что она «во многих случаях в значительной мере помогала… удерживать человеческий разум на верном пути, даже когда этот разум стремился открыть истины естественного порядка»33. Нельзя сказать, что для позитивистски настроенных соотечественников Дюгема во Франции, да и в других странах не было принято рассматривать научные теории в качестве хранилищ утверждений, которые элегантны, обстоятельны, экономны, просты и удобны, но в то же время «существенным образом субъективны, случайны и подвержены влиянию времени, школ, личностей», и поэтому «лишены какого бы то ни было объективного существования»34. Но вряд ли можно было найти другого столь выдающегося ученого — сохраняющего за метафизикой и теологией статус истинной и объективной реальности, независимой от науки, — как Дюгем. В значительной мере именно исключительный католический позитивизм вкупе с воинственным темпераментом обрекал Дюгема на значительную интеллектуальную изоляцию как среди ученых, так и среди клерикалов. Тем не менее вплоть до самой своей смерти он твердо следовал своему жесткому, полемичному и в общем-то уникальному дуализму науки и веры.
|