Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Монизм сэра Уильяма Генри Брэгга
В вопросах взаимоотношения науки и религии физики прошлого столетия занимали различные позиции, наиболее распространенные из них — монизм, дуализм и плюрализм. Монисты ставят ударение на согласованности, единстве и гармонии реальности и познания. И хотя временами может возникать конфликт между наукой и религией, это — только видимость; раньше или позже будет обнаружена гармония, даже если для этого придется кому-то раскошелиться: либо религии, либо науке. Дуалисты, несомненно самая многочисленная группа среди ученых девятнадцатого-двадцатого столетий, настаивают на радикальном разделении физического и духовного, тела и души, науки и религии. А поскольку в этом случае между наукой и религией нет взаимодействия, то не может быть и конфликта. В противоположность монистам, которые сводят все познание в единое целое, и дуалистам, которые разделяют науку и религию на взаимоисключающие области, для плюралистов приемлема множественность интерпретаций: дополнительные методы наблюдения, классификации и упорядочивания всей возможной информации о природе. Наука и религия не всегда находятся в согласии, но — поскольку они представляют в равной мере справедливые перспективы, — несовместимыми они быть не могут. Ярким представителем монистического воззрения был английский физик Уильям Генри Брэгг (1862-1942), который вместе со своим сыном Уильямом Лоуренсом в 1915 году стал нобелевским лауреатом за «заслуги в анализе кристаллических структур с помощью рентгеновских лучей»21. Выходец из семьи небогатых фермеров и матросов торговых судов с северо-запада Англии, Брэгг-старший еще в достаточно молодом возрасте поступает в Тринити колледж в Кембридже, где в продолжение трех лет он целиком посвящает себя изучению математики. Надо сказать, что на первых порах его занятия пострадали из-за сильного увлечения «волной религиозного опыта», прокатившейся тогда в колледже. Встречи и дискуссии, ужасающие разговоры о вечных муках и бессодержательные попытки толкования библейских сюжетов не дают ему покоя и приводят его к разочарованию в религиозных догматах. Долгое время, как вспоминал он много лет спустя, «Библия оставалась для меня книгой, вызывающей отвращение, которую я избегал читать». Тем не менее он никогда не отказывался от христианской веры и в течение всей своей жизни постоянно говорил о взаимосвязи религии и науки22. По завершении своего образования в Кембридже Брэгг занимает место преподавателя математики и физики в университете Аделаиды в Австралии, на котором он оставался более двадцати лет. Поначалу он посвятил себя целиком преподавательской деятельности, но в возрасте 41 года, вдохновленный новыми успехами в области рентгеновских лучей и радиоактивности, он начинает серию оригинальных научных исследований, которые принесли ему международное признание — и место профессора в Англии, сначала в университете Лидза, а позднее в Коллеж-университете в Лондоне. В 1923 году Брэгг становится преемником сэра Джеймса Девара (1842-1923) в должности полного профессора Королевского института в Лондоне. Будучи физиком, Бэгг подчеркивал превосходство экспериментов над теориями, которые позднее он рассматривал не более как временные гипотезы, сконструированные и построенные вокруг экспериментальных результатов, которые определяют, следует ли теории сохранить, изменить или отбросить. Этому принципу он следовал и в теории, и на практике. Так после многолетних экспериментов с целью доказать корпускулярную природу рентгеновских лучей он отвергает корпускулярную теорию, когда эксперименты убедительно демонстрируют волновую природу рентгеновского излучения. Аналогичного подхода он придерживается и относительно религии, подчеркивая, что как научное познание, так и религиозное должны побеждать с помощью теорий, гипотез и толкований, которые потом эксперимент может сдать в утиль. Наука в жизни Брэгга с самого начала его карьеры в качестве физика-экспериментатора играла ведущую роль. И хотя она составляла лишь только одну половину его жизни, но это была, по его мнению, та часть, которая устанавливала основные критерии для оценки другой половины, включающей религию. «Религия дает человеку цель, наука — силу достичь ее», — говорил он в 1919 году на встрече с молодежью в Королевском институте в Лондоне. «Иногда люди задаются вопросом: не противостоят ли наука и религия друг другу? Несомненно, они противостоят друг другу. Но они противостоят друг другу в том же самом смысле, в каком противостоят большой палец и остальные пальцы руки. Это то противостояние, с помощью которого только и может быть что-то схвачено»23. В последующие годы Брэгг разъясняет свои взгляды на взаимоотношение науки и религии более определенно. В 1940 году, например, он устанавливает «две досадные ошибки», часто встречающиеся в научно-религиозных спорах: «Одна заключается в том, что полагают, будто наука, или, правильнее сказать, изучение Природы, ведет к материализму… Другая — в том, что считают, будто богослужение может быть осуществлено без приспособлений, которые предлагает наука». Опасно было бы думать, предостерегал он, что жизнь возникает из мертвой материи, только потому, что никакое другое объяснение не кажется нам подходящим. «[Могут] появиться другие объяснения, более подходящие, о которых мы прежде и не думали, — то ли по той причине, что наше знание было несовершенным, то ли из-за недостатка умственных способностей»24. Несмотря на такого рода предостережения, Брэгг стойко защищал узкий материализм и механистическую точку зрения в целом не только в физике и химии, но также и в биологии. Для иллюстрации своей позиции он предлагал читателю представить себе ситуацию, в которой «автомобиль оказался бы совершенно неизвестным объектом, а сидящий в нем водитель спрятан». С помощью различного рода зондов, тестов и рассуждений инженер может попытаться объяснить явления, связанные с действием и движением автомобиля. «Он может заниматься исследованиями до тех пор, пока наконец не докопается до водителя, и тогда заявить, что он располагает объяснением того, почему движения и действия автомобиля кажутся осмысленными. При этом, вероятно, он потеряет интерес к тем теориям, которые мог сформулировать до этого». Хотя Брэгг и не доходил до того, чтобы предсказывать, что Водитель Вселенной будет обнаружен, он и не исключал этой возможности. Такого рода открытие должно было быть научным по природе и согласовываться с механистической интерпретацией жизни. Механистический порядок, по его мнению, исключал свободу воли не больше, чем корпускулярная теория света исключала волновую теорию. Он, однако, с неохотой обращался к принципу неопределенности Гей-зенберга как спасительному для свободы воли пути, открываемому физикой25. Хотя зачастую язык Брэгга намекал на плюралистическую позицию, на самом деле это не так. Он оставался убежденным в том, что существует только один вид познания: через эксперимент. Он допускал, что многие теории могли бы быть полезными для достижения «более высокого уровня мышления» или «пока скрытой от нас объясняющей истины», но он последовательно отрицал плюралистическую точку зрения, согласно которой дополнительные, но взаимоисключающие теоретические понятия могли бы быть использованы как окончательные для описания одной и той же области явлений. За год до своей смерти Брэгг выступает с лекцией «Наука и вера», в которой он еще раз подчеркивает экспериментальную основу научного и религиозного способов познания: «Наука основана на опыте, она продвигается вперед шаг за шагом, проводя испытания и приобретая знания через победы и поражения. Разве это не является также и путем религии и, в особенности, христианской? В Писаниях проповедников с самого начала полагалось, что религия должна подтверждаться опытом. Если человек жаждет чести, мужества, стойкости, справедливости, сострадания и милосердия, пусть следует дорогой Христа и откроет для себя, что она ведет его туда, куда он мог бы пойти. Никакие научные открытия не могут ни помешать ему на этом пути, ни дать прямого доказательства того, что именно по нему следует идти. Неявно наука имеет первостепенное значение, поскольку тот, кто старается помочь ближнему, должен знать, как это сделать, и существующая наука составляет большую часть того знания, которое необходимо». По причине предварительной природы как научных теорий, так и теологических постулатов нельзя позволять себе быть слепым приверженцем лишь одного из этих способов мышления, однако можно действовать на основе наличного знания. «Я склоняюсь к мысли, что теологические постулаты становятся сейчас больше похожими на гипотезы ученых, — писал он, — возможно, по этой причине я принимаю их и всегда следую им»26. Для себя лично Брэгг, по-видимому, выбрал либеральную интерпретацию религии, которая делала акцент на социальном содержании, т.е. помощи ближнему. Таким образом он мог проверить свои религиозные убеждения на опыте точно так же, как в лаборатории он проверял свои научные теории. Для Брэгга не существовало и не могло возникнуть — по крайней мере, согласно его представлениям — никакого конфликта между наукой и соответствующим образом понимаемой религией. Суммарный опыт, предоставляемый религией и наукой, являл для него составной источник знания, способный выдвигать неполные, временные, но исключительно важные гипотезы для достижения желаемых и потенциально осуществимых целей. При таком подходе Священное Писание, которое он так хорошо знал, следовало рассматривать не буквально, но в качестве возможного источника информации о религиозном опыте. Тем самым он уходил от обсуждения самого учения, проблемы существования Бога, споров касательно духовных сущностей, видений, сверхъестественного, боговдохновленности Библии, бессмертия, спасения и церкви27. Для Брэгга существовал единый, сложный, взаимосвязанный мир явлений, ожидающий своего обнаружения, раскрытия, описания и толкования. Роль гипотез — религиозных и научных — состояла в подготовке почвы для новых открытий на более глубоком уровне. В его поисках знания наука занимала ведущее положение. Религия не находилась в конфликте с наукой и не была чуждой человеческим усилиям и стремлениям, однако столь гармоничная совместимость науки и религии являлась отчасти результатом выдвижения Брэггом на первый план лишь тех составляющих религии, которые могли рассматриваться как в принципе соизмеримые с наукой. Тем самым он добивался монизма познания (в его сущностном содержании), монизма метода (который исключал частные методики для исследования чего бы то ни было) и монизма целей (величие самого исследования). Исключительно ярко монизм Брэгга раскрывается в его заметках о Майкле Фарадее (1791-1867), научная деятельность которого была целиком связана с Королевским институтом, и перед личностью которого, как ученого и как христианина, Брэгг благоговел. Известно, однако, что Фарадей был дуалистом и строго разделял свою религию и свои научные исследования. Когда его спрашивали о его религии, Фарадей отвечал, что он принадлежит к «очень маленькой и презираемой секте христиан, известной — если известной вообще — как сандеманианская, и чья надежда основана на той же вере, что и у Христа». Выступая в 1931 году по национальному радио, Брэгг говорил: «Если такое полное отделение религии [Фарадея] от его научной деятельности кажется странным, то следует помнить, что это не казалось бы столь странным любому из нас, если бы мы могли вернуть себя в его время; и, я думаю, можно добавить, что некоторым из нас это не показалось бы странным уже сейчас, если мы поймем, что Фарадей мог подразумевать под этим. Вспомним, что он ощущал себя наполненным видением; он ощущал себя первым, кто увидел в действии некоторые основные законы мироздания, и их гармония всегда владела им. Факты находились здесь в естественном сочетании с повсеместным присутствием и могуществом Единого Бога, в которого он был научен верить. Однако его эксперименты не могли ничего больше сказать ему о качествах этого Бога. Они полностью соответствовали своему назначению, но были ничем по сравнению с более широким взглядом, на который, как он верил, его собственный дух мог опираться и который надеялся понять. Он искал это в мире своего братства. Но мы не знаем наверняка, насколько он был удовлетворен этим»28.
|