Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новая физика
К концу девятнадцатого века физики в общем отдавали себе отчет в том, сколь много относительно деталей внутреннего устройства физического мира остается скрытым. Они полностью осознавали тот факт, что не все в широко простирающихся областях физики и химии можно выстроить в единое физическое мировоззрение. Тем не менее, огромные аналитические и предсказательные возможности, содержащиеся в классическом математизированном механистическом мировоззрении, создавали ему ауру как бы выжидающего молчаливого согласия, обеспечивая тем самым «статус-кво» физике, которую можно было бы назвать физикой совершенствования известных законов и фактов. Альберт А.Майкельсон (1852–1931), первый нобелевский лауреат Америки, в одной из своих лекций 1899 года в Лоувелле так определил эту ситуацию: «Наиболее важные фундаментальные законы и факты физики уже открыты, и на сегодня они настолько точно установлены, что даже возможность их вытеснения в результате новых открытий чрезвычайно слаба… Наши будущие открытия следует искать в шестом знаке после запятой»4. Такое благодушие в отношении неизменяемости механистического мира классической ньютоновской физики, с его абсолютным пространством, временем и движением, с его всеза-полняющим эфиром и строгой причинностью имело очевидно последствия и в плане теологии. Поскольку здесь предоставлялось исключительно мало возможностей для деятельности провидения, довольно часто начинает звучать мнение, что единственной приемлемой позицией, которую следует занимать ученому, является строгая форма деизма. К сожалению, по крайней мере с позиций христианского учения, это почти не оставляло места ни для идей Ветхого и Нового Заветов, ни для творящего мир и человеческие судьбы Бога. Подрывало это и веру в какую-либо связь между человеком и Богом, выходящую за рамки чистосердечного восхваления и поклонения Богу за дарованное им обладание упорядоченным миром в столь законообразной форме. Тем не менее можно выделить ряд важных попыток избежать неприятных для христианства выводов из механистической философии. В некоторых научных кругах, особенно среди британских ученых, арена, на которой защищалось христианство, сместилась из механической перспективы в электромагнитную. Аргументация выступала в форме цитат и доказательств, связанных с электромагнитными, гравитационными и световыми эфирами: сигналы проходят через нематериальное пространство лишь благодаря нематериальным световым полям. Ожидалось, что при таких предпосылках можно будет освободиться от оков механистической философии «материи, движущейся под действием сил». Тем самым могло открыться более дружелюбное и приемлемое научное окружение для философии духа, мысли и души. Наиболее откровенным интерпретатором такой «спиритуа-лизированной эфирной» философии был физик сэр Оливер Лодж (1851-1940), чьи пионерские исследования в области электромагнитной волновой теории снискали ему солидную репутацию. В 1880-х годах он увлечен телепатией, телекинезом, общением с умершими и верой в личное бессмертие. За почти тридцать лет он издает около двадцати книг, так или иначе связанных с его спиритуалистической гипотезой, опирающейся на религию5. В период между 1895 и 1930-ми годами это мировоззрение, так же как и более широко распространенное механистическое, оказывается в значительной мере разрушенным развитием новой физики. Последняя основывалась на радикально новых понятиях пространства, времени, движения, одновременности, причинности, энергии, на представлениях о корпускулярно-вол-новой природе материи и излучения. Все это полностью исключало эфир. В это же самое время случайные и вынужденные трансмутации атомов вызвали к жизни «новую алхимию». Открытие аргона заставляло химиков включить в периодическую таблицу новые химические элементы, не обладающие химической активностью. Физики, в свою очередь, демонстрировали, что электроны являются дискретными частицами отрицательного заряда и малой массы. Открытие других элементарных частиц позволяло использовать их в качестве снарядов для изучения ядер и нуклеонов. Достижения криогенной техники давало ученым возможность исследовать необычные свойства материи вблизи абсолютного нуля температур. Ас провозглашением в 1906 году Вальтером Нерстом (1864-1941) третьего закона термодинамики появлялась возможность теоретически рассчитывать вероятность физических и химических процессов6. В 20-х годах Альберт Эйнштейн (1879-1955) исключил понятия абсолютного пространства, времени и движения, постулировал четырехмерную Вселенную и предложил общую теорию относительности. По ходу исследования он вывел также уравнение, которое давало величину энергии, возникающей при аннигиляции вещества. Однако его теория относительности не привлекала к себе большого внимания до 1919 года, когда солнечное затмение позволило астрономам подтвердить его предсказание отклонения световых лучей. Ирландский драматург и критик Георг Бернард Шоу (1856-1950) в пьесе «Плохо, но правда» отзывался о теории относительности с разочарованием: Мир Исаака Ньтона, который триста лет стоял несокрушимой твердыней современной цивилизации, рухнул перед критической мыслью Эйнштейна, как иерихонские стены. Мир Ньютона был оплотом детерминизма… Все поддавалось исчислению; все свершалось потому, что должно было свершиться. Десять заповедей были стерты со скрижалей божественного закона, их место заняла космическая алгебра, математические уравнения. В этом была моя вера, в этом я обрел догмат непогрешимости… А теперь, теперь… что осталось от всего этого?.. Все— прихоть! Поддававшийся исчислению мир становится неисчислимым7. О периоде, начиная с 1895 года, благодаря революционной природе экспериментальных и теоретических достижений, связанных с открытием рентгеновских лучей и радиоактивности; оформлению теории относительности, квантовой теории и фотонной теории света и исследованиями внутренней структуры атомов, говорилось как о «золотом веке физики». Горячие споры как среди ученых, так и теологов вызвал предложенный Ниль-сом Бором (1885-1962) в 1927 году принцип дополнительности, проливавший свет на загадку корпускулярно-волнового дуализма. По мнению Ханса Бете, несмотря на то, что тридцатые годы были глубоко несчастливыми политически, для физики они были поистине «счастливыми тридцатыми»8. Как и следовало ожидать, революция в физических науках на рубеже веков сопровождалась значительными теологическими спорами, особенно в научных кругах. И хотя одни были приведены в совершенное замешательство и глубоко потрясены необходимостью в столь радикальном концептуальном сдвиге, другие упивались таким исходом. Некоторые авторы доказывали, что приемлемый до сих пор умозрительный мир природы был сорван с вековых, испытанных временем якорей, и что с этого времени ученые должны будут плыть по воле волн в неизведанном интеллектуальном море, уводящем к еще неизвестным мирам, в которых обычный христианин с трудом мог бы выжить. Другие хватались за аргумент, утверждавший, что божественное Провидение должно с очевидностью проявляться повсеместно: и на очень больших масштабах космологии, и на очень малых, вплоть до субатомного уровня строения материи. Многие ученые приходят в процессе создания новой физики к выводу, что безосновательная самонадеянность научного познания, претензии на абсолютные непоколебимые истины и разговоры о том, что все основные законы физики уже открыты — отошли в прошлое. В свою очередь новая физика подобно классической привлекается как к защите христианского учения, так и к атаке на него. В целом, однако, она рассматривалась христианами как союзник веры, предлагающий свободу от навязанных ньютоновским мировоззрением детерминизма и материализма. Британский физик Джеймс Джинс (1877-1946) так выразил ту радость, с которой новая физика была встречена многими: «Классическая физика, казалось, накрепко заперла дверь, ведущую к полной свободе воли; не похоже, чтобы новая физика действовала подобным образом; такое впечатление, что дверь может оказаться незапертой, если только мы сумеем отыскать ручку. Старая физика предлагала нам Вселенную, которая была больше похожа на тюрьму, чем на жилище. Новая физика раскрывает нам Вселенную такой, как если бы она могла быть подходящим жилищем для свободного человека, и не просто убежищем для него — а домом, в котором, наконец, мы будем творить события по нашему желанию и жить в соответствии со своими стремлениями и достижениями»9. Явление радиоактивного распада можно было использовать как для доказательства того, что Бог все еще действует как Создатель, так и для расчета возраста Земли, несогласующегося с оценками, полученными на основе представлений об органической эволюции. Ряд ученых видел в радиоактивности спасение от жестокого конца, предсказываемого вторым законом термодинамики. Так, например, американский физик Роберт А.Милликен (1868-1953) полагал, что рентгеновское излучение и радиоактивность наконец-то заставили людей «задуматься о Вселенной, которая изменяется, живет и растет даже в своих элементах — о Вселенной динамической вместо статической». Когда Милликен в 1920-х годах открыл существование космических лучей, он сравнил их с «первыми криками рождения» атомов, свидетельствующими о том, что Творец «всегда на месте», и точно так же, как он вторгается в процесс биологической эволюции, он участвует и в эволюции химических элементов. «Все это с убедительной очевидностью доказывает, что процесс творения или создания атомов непрерывно происходит повсюду вокруг нас, возможно, даже на Земле, и об этом событии вещается с небес соответствующими космическими лучами». Милликен полагал, что «внутри тяжелых атомов отрицательный электрон, вероятно, устает от того темпа жизни, в котором он вынужден существовать в электронном мире, и решается на самоубийство, но будучи обрученным Природой по электронному жребию с позитроном, он обязан заключить договор о самоубийстве со своей супругой, по которому пара бросается в ядре в объятия друг другу, и тогда гаснут сразу две взаимодополнительные электронные жизни, испустив ужасающий предсмертный крик». Так рождаются космические лучи10. Относительностью, в свою очередь, пользовались — не принимая во внимание особое употребление этого слова Эйнштейном — для подрыва механистического материализма и для демонстрации того, что идея относительности познания губительна для христианского идеала строгой морали. Когда Эйнштейн был в Англии в 1921 году, архиепископ Кентерберийский расспрашивал тогда уже известного гостя о том, какое значение имеет теория относительности для теологии. «Никакого», — отвечал Эйнштейн. — «Относительность — чисто научная проблема и не имеет никакого отношения к религии»11. Но туда, куда Эйнштейн отказывался идти, устремлялись другие. Артур Стенли Эддингтон (1882-1944), видевший в теории относительности доказательство существования в природе духа, связывал ответ Эйнштейна с высказыванием Чарльза Дарвина о том, что поскольку теория естественного отбора чисто научная, из нее не следует никаких теологических выводов. «Отсеки, на которые разделено человеческое мышление, не настолько взаимонепро-ницаемы, чтобы фундаментальный прогресс в одном из них, оставил незатронутыми остальные», — утверждает он. «Мне кажется необоснованным представление, согласно которому право на то, чтобы делать более широкие выводы из этой новой концепции физического универсума должно быть целиком отдано тем, кто этого не понимает»12. Христианские теологи, путая, зачастую, язык относительности с ее научным содержанием, использовали теории Эйнштейна в качестве поддержки разного рода доктрин: от бессмертия души до существования Святого Духа. «Если представление о времени как четвертом измерении справедливо, то отличие этой смертной жизни от «другой жизни» не является различием во времени или в качестве этой жизни», — утверждал один теолог. — «Единственное различие лишь в нашем взгляде на нее, в нашей способности видеть ее целиком. До тех пор, пока мы ограничены трехмерным пониманием, она являет конечную жизнь. Когда же мы воспринимаем ее в четырех измерениях — она являет собой вечную жизнь»13. Один британский физик-теолог, стремясь продемонстрировать, что связь между наукой и христианством настолько тесна, что не враждебность должна быть между ними, а доверие, понимание и сотрудничество, писал: «Если христианская позиция истинна, то, очевидно, мы должны обнаруживать присутствие Святого Духа в физической сфере и именно в тех знаках динамической энергии и активности, какие предлагает современная физика. Если энергия есть сущностное основание всего материального мира, то для христианина в этом заключено очевидное проявление в физической реальности активного, творящего Духа»14. Резкое неприятие нового синтеза материи и духа, примирения науки и христианства и взаимодействия между материалистами и религиозными философами отчетливо проступает в критических рассуждениях американского морфолога Эдмунда Уаре Синнотта (1888-1968). Революция, совершенная теорией относительности, квантовой механикой и ядерной физикой, полагал он, заставила науку изменить свои прежние выводы, превратив тем самым физику из врага в союзника религии. «В течение трех столетий уверенно развивающаяся наука, казалось, подрывала самые основания веры, и религия была вынуждена либо пересмотреть по многим вопросам свою позицию, либо лишиться наиболее образованной части своих приверженцев. Ход событий, однако, уже начал меняться, и агрессивный идеализм переходит от обороны к атаке»15. Более драматически излагал положение дел Эддингтон (квакер). Урок современной науки, по его мнению, заключается в том, что где-то после 1927 года, года «окончательного свержения Гейзенбергом, Бором, Борном и другими (рабства) строгой причинности»16, впервые для рационально мыслящего ученого становится допустимой религия. Ни один из аспектов новой физики так не захватывал воображение апологетов христианства как предложенный в 1927 году Вернером Гейзенбергом (1901-1976) принцип неопределенности. В силу того, что обычные законы не могли точно предсказать поведение субатомных частиц, некоторые исследователи приходили к выводу, что Вселенная не является детерминистической, что в ней еще остается место для человеческой свободы и деятельности Провидения. Через год после публикации Гей-зенберга Эддингтон писал: «Если сверхъестественное связано с отрицанием строгой причинности, то я могу ручаться, что это именно то, к чему ведет нас современное развитие квантовой механики». (Десятью годами позже он расценивал это свое заявление как «недоразумение».) В противоположность ранним взглядам Эддингтона физик Филипп Франк (1884-1966) прямо заявлял, что «различие между ньютоновской механикой и субатомной механикой двадцатого века никак не соотносится с проблемой свободы воли»17. Еще совсем недавно физик, специалист в области ядерной физики, епископ Уильям Г. Поллард уверенно опирался на принцип неопределенности как оплот против детерминизма, не утверждая, однако, что принцип индетерминизма обеспечивает основание для свободы воли. По существу, он высказывает «большие сомнения в существовании какой бы то ни было связи между ними». Скорее, и в этом суть его аргументов, не только все научное познание носит статистический характер, но «неопределенность, альтернативность, случайность являются реальными аспектами фундаментальной природы вещей, а не всего лишь следствием нашего неадекватного, поверхностного знания». Таким образом ключ к разгадке «библейской идеи Провидения… следует искать в явлениях случайности и совпадений в истории». Поллард пишет: «В способности истории идти дорогой, имеющей цель и смысл, через массу случайностей и совпадений, те, кто участвовал в истории, будучи сторонниками этой традиции, видели божественное Провидение. Согласно этим представлениям Бог осуществляет свой провиденциальный контроль над миром и на субатомном уровне, где мирской ум видит лишь проявление случайности»18. Достижения двадцатого столетия в области астрономии, подобно открытиям, совершенным в это время в физике, также использовались как для подтверждения, так и для подрыва ортодоксальной религии. В целом, однако, суждения астрономов обнаруживали определенный сдвиг в симпатиях, как это проявлялось и у физиков, в сторону религии. В качестве предельного случая мы можем процитировать претенцеиозную и лишенную сомнений браваду американского астронома Роберта Джастроу, который, обсуждая теорию большого взрыва в книге «Бог и астрономы» (1978), писал: «Мы понимаем теперь, что астрономические данные ведут к библейской точке зрения на возникновение мира. Существуют различия в деталях, но основные элементы в астрономическом и библейском понимании происхождения мира одни и те же: цепь событий, приводящая к возникновению человека, началась внезапно в определенный момент времени вспышкой света и энергии». Заключает он словами, которые теперь часто цитируются: «Для ученого, который прожил жизнь с верой в силу разума, последние события кажутся кошмарным сном. Он преодолел горы незнания, он близок к тому, чтобы покорить высочайшую вершину, но преодолев с неимоверным трудом последний уступ, он приветствуется компанией теологов, которые обитают там уже многие столетия»19. Взаимодействия между современной физикой и христианской верой так запутаны и разнообразны, пронизаны столь многими социальными факторами и специфическими проявлениями веры и религиозных практик, что делать какие-либо обобщения весьма затруднительно.Тем не менее можно с уверенностью сказать, что в двадцатом веке в вопросах теологии физики занимают более ортодоксальную позицию, чем их коллеги: биологи, психологи или социологи20. В той или иной степени вопрос о связи между наукой и христианством затрагивается многими выдающимися физиками. Ниже я попытаюсь представить три наиболее распространенные позиции, обозначаемые мной как монизм, дуализм и плюрализм. При этом мне бы хотелось сосредоточить внимание на осознании тем или иным ученым себя в качестве интерпретатора и практика религии, а не представлять ученого в качестве теолога. С этой целью я попытаюсь раскрыть, каким образом конкретные ученые стремились соотнести свои исследования с религией и как некоторым из них удалось, по их собственному мнению, быть одновременно и учеными, и верующими.
|