Рекомендовано УМО по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности «Автомобиле – и тракторостроение»
1.1. Качение автомобильного колеса стр 9
1.1.1. Маркировка автомобильных шин стр 11
Обозначение
| Размерность
| Наименование (определение)
|
A
| м2
| Площадь миделева сечения автомобиля (площадь продольной проекции автомобиля на вертикальный экран)
|
a
| м/с2
| Ускорение поступательное (линейное)
|
Af
| c2/м2 (ч2/км2)
| Коэффициент, учитывающий влияние скорости на сопротивление качению эластичного колеса по твердой поверхности
|
B
| м
| Ширина профиля шины – наибольшая ширина накачанной шины
|
cх
| –
| Коэффициент аэродинамического сопротивления автомобиля
|
D0
| –
| Динамический фактор снаряженного автомобиля
|
D50
| –
| Динамический фактор автомобиля, загруженного на 50 %
|
Dа
| –
| Динамический фактор полностью загруженного автомобиля
|
e
| м
| Снос вертикальной реакции в контакте шина – дорога при качении колеса
|
f0
| –
| Коэффициент сопротивления качению деформируемого колеса по недеформируемой поверхности при малых скоростях
|
Fk
| H
| Сила сопротивления качению
|
Fψ
| H
| Сила дорожного сопротивления (качению и подъему)
|
Fв
| H
| Сила аэродинамического сопротивления
|
fг
| –
| Коэффициент внутреннего трения грунта
|
Fи
| H
| Сила инерции
|
fк
| –
| Коэффициент сопротивления качению деформируемого колеса по недеформируемому грунту (с учетом скорости)
|
fкг
| –
| Коэффициент сопротивления качению по мягкому грунту
|
Fп
| H
| Сила сопротивления подъему
|
g
| м/с2
| Ускорение свободного падения
|
G0
| H
| Вес снаряженного автомобиля
|
Ga
| H
| Полный вес автомобиля
|
ge
| г/(кВт·ч)
| Удельный расход топлива
|
GT
| кг/ч
| Часовой расход топлива
|
GГ
| H
| Вес груза
|
H
| м
| Высота профиля недеформированной шины (разность свободного радиуса шины и радиуса ее посадочной поверхности)
|
hg
| м
| Высота центра тяжести автомобиля
|
hв
| м
| Высота центра парусности (метацентра)
|
i0
| –
| Передаточное число главной передачи
|
iкп
| –
| Передаточное число в коробке передач
|
iрк
| –
| Передаточное число в раздаточной коробке
|
J
| кг·м2
| Осевой момент инерции
|
KN
| –
| Коэффициент коррекции удельного расхода топлива по нагрузке двигателя
|
Kn
| –
| Коэффициент коррекции удельного расхода топлива по скорости двигателя
|
Kp
| –
| Коэффициент коррекции мощности
|
KT
| –
| Коэффициент приспособляемости по моменту двигателя
|
Kω
| –
| Коэффициент приспособляемости по частоте вращения вала двигателя
|
Kб
| –
| Коэффициент блокировки дифференциала
|
kсц
| –
| Коэффициент сцепного веса (доля веса автомобиля на ведущих колесах)
|
L
| м
| База автомобиля (расстояние между осями)
|
L1
| м
| Горизонтальная проекция расстояния от центра тяжести до передней оси
|
L2
| м
| Горизонтальная проекция расстояния от центра тяжести до задней оси
|
m
| кг
| Масса
|
p
| Па
| Давление воздуха в шинах
|
Pa
| Вт
| Мощность, требуемая автомобилю для выполнения транспортной работы (с учетом η и Кр)
|
Pe
| Вт
| Мощность двигателя по внешней скоростной характеристике
|
Pk
| Вт
| Мощность, затрачиваемая автомобилем на преодоление сопротивления качению
|
PT
| Вт
| Мощность на ведущих колесах (тяговая мощность)
|
Pψ
| Вт
| Мощность, затрачиваемая автомобилем на преодоление дорожного сопротивления (качению и подъему)
|
Pв
| Вт
| Мощность, затрачиваемая автомобилем на преодоление аэродинамического сопротивления
|
Pи
| Вт
| Мощность, затрачиваемая автомобилем на преодоление инерции
|
Pп
| Вт
| Мощность, затрачиваемая автомобилем на преодоление сопротивления подъему
|
Qs
| л/км
| Путевой расход топлива
|
r0
| м
| Свободный радиус – радиус беговой дорожки шины при отсутствии внешних сил
|
rc
| м
| Статический радиус – расстояние от центра неподвижного колеса, нагруженного только нормальной силой, до опорной поверхности (дороги)
|
rд
| м
| Динамический радиус – расстояние от центра катящегося колеса до опорной поверхности (дороги)
|
rк
| м
| Кинематический радиус – отношение продольной составляющей поступательной скорости колеса к его угловой скорости
|
rк0
| м
| Динамический радиус колеса в ведомом режиме (в предварительных расчетах принимают равным статическому радиусу)
|
V
| м/с
| Скорость поступательная (линейная)
|
δ
| –
| Коэффициент учета инерции вращающихся масс
|
δ 1
| –
| Коэффициент учета инерции вращающихся масс двигателя и трансмиссии
|
δ 2
| –
| Коэффициент учета инерции вращающихся колес и тормозных барабанов (дисков)
|
ε
| рад/с2 или с-2
| Ускорение угловое
|
λ м
| мм/(Н·м)
| Коэффициент тангенциальной эластичности шины по моменту
|
λ см
| –
| Коэффициент смятия шины – отношение статического радиуса к свободному
|
λ х
| мм/Н
| Коэффициент тангенциальной эластичности шины по силе
|
ρ
| кг/м3
| Плотность вещества
|
φ x
| –
| Коэффициент продольного сцепления шины с дорогой
|
φ y
| –
| Коэффициент поперечного сцепления шины с дорогой
|
ψ
| –
| Дорожное сопротивление (качение и подъем)
|
ω
| рад/с или с-1
| Скорость угловая
|