Рекомендовано УМО по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности «Автомобиле – и тракторостроение»
1.1. Качение автомобильного колеса стр 9
1.1.1. Маркировка автомобильных шин стр 11
| Обозначение
| Размерность
| Наименование (определение)
|
| A
| м2
| Площадь миделева сечения автомобиля (площадь продольной проекции автомобиля на вертикальный экран)
|
| a
| м/с2
| Ускорение поступательное (линейное)
|
| Af
| c2/м2 (ч2/км2)
| Коэффициент, учитывающий влияние скорости на сопротивление качению эластичного колеса по твердой поверхности
|
| B
| м
| Ширина профиля шины – наибольшая ширина накачанной шины
|
| cх
| –
| Коэффициент аэродинамического сопротивления автомобиля
|
| D0
| –
| Динамический фактор снаряженного автомобиля
|
| D50
| –
| Динамический фактор автомобиля, загруженного на 50 %
|
| Dа
| –
| Динамический фактор полностью загруженного автомобиля
|
| e
| м
| Снос вертикальной реакции в контакте шина – дорога при качении колеса
|
| f0
| –
| Коэффициент сопротивления качению деформируемого колеса по недеформируемой поверхности при малых скоростях
|
| Fk
| H
| Сила сопротивления качению
|
| Fψ
| H
| Сила дорожного сопротивления (качению и подъему)
|
| Fв
| H
| Сила аэродинамического сопротивления
|
| fг
| –
| Коэффициент внутреннего трения грунта
|
| Fи
| H
| Сила инерции
|
| fк
| –
| Коэффициент сопротивления качению деформируемого колеса по недеформируемому грунту (с учетом скорости)
|
| fкг
| –
| Коэффициент сопротивления качению по мягкому грунту
|
| Fп
| H
| Сила сопротивления подъему
|
| g
| м/с2
| Ускорение свободного падения
|
| G0
| H
| Вес снаряженного автомобиля
|
| Ga
| H
| Полный вес автомобиля
|
| ge
| г/(кВт·ч)
| Удельный расход топлива
|
| GT
| кг/ч
| Часовой расход топлива
|
| GГ
| H
| Вес груза
|
| H
| м
| Высота профиля недеформированной шины (разность свободного радиуса шины и радиуса ее посадочной поверхности)
|
| hg
| м
| Высота центра тяжести автомобиля
|
| hв
| м
| Высота центра парусности (метацентра)
|
| i0
| –
| Передаточное число главной передачи
|
| iкп
| –
| Передаточное число в коробке передач
|
| iрк
| –
| Передаточное число в раздаточной коробке
|
| J
| кг·м2
| Осевой момент инерции
|
| KN
| –
| Коэффициент коррекции удельного расхода топлива по нагрузке двигателя
|
| Kn
| –
| Коэффициент коррекции удельного расхода топлива по скорости двигателя
|
| Kp
| –
| Коэффициент коррекции мощности
|
| KT
| –
| Коэффициент приспособляемости по моменту двигателя
|
| Kω
| –
| Коэффициент приспособляемости по частоте вращения вала двигателя
|
| Kб
| –
| Коэффициент блокировки дифференциала
|
| kсц
| –
| Коэффициент сцепного веса (доля веса автомобиля на ведущих колесах)
|
| L
| м
| База автомобиля (расстояние между осями)
|
| L1
| м
| Горизонтальная проекция расстояния от центра тяжести до передней оси
|
| L2
| м
| Горизонтальная проекция расстояния от центра тяжести до задней оси
|
| m
| кг
| Масса
|
| p
| Па
| Давление воздуха в шинах
|
| Pa
| Вт
| Мощность, требуемая автомобилю для выполнения транспортной работы (с учетом η и Кр)
|
| Pe
| Вт
| Мощность двигателя по внешней скоростной характеристике
|
| Pk
| Вт
| Мощность, затрачиваемая автомобилем на преодоление сопротивления качению
|
| PT
| Вт
| Мощность на ведущих колесах (тяговая мощность)
|
| Pψ
| Вт
| Мощность, затрачиваемая автомобилем на преодоление дорожного сопротивления (качению и подъему)
|
| Pв
| Вт
| Мощность, затрачиваемая автомобилем на преодоление аэродинамического сопротивления
|
| Pи
| Вт
| Мощность, затрачиваемая автомобилем на преодоление инерции
|
| Pп
| Вт
| Мощность, затрачиваемая автомобилем на преодоление сопротивления подъему
|
| Qs
| л/км
| Путевой расход топлива
|
| r0
| м
| Свободный радиус – радиус беговой дорожки шины при отсутствии внешних сил
|
| rc
| м
| Статический радиус – расстояние от центра неподвижного колеса, нагруженного только нормальной силой, до опорной поверхности (дороги)
|
| rд
| м
| Динамический радиус – расстояние от центра катящегося колеса до опорной поверхности (дороги)
|
| rк
| м
| Кинематический радиус – отношение продольной составляющей поступательной скорости колеса к его угловой скорости
|
| rк0
| м
| Динамический радиус колеса в ведомом режиме (в предварительных расчетах принимают равным статическому радиусу)
|
| V
| м/с
| Скорость поступательная (линейная)
|
| δ
| –
| Коэффициент учета инерции вращающихся масс
|
| δ 1
| –
| Коэффициент учета инерции вращающихся масс двигателя и трансмиссии
|
| δ 2
| –
| Коэффициент учета инерции вращающихся колес и тормозных барабанов (дисков)
|
| ε
| рад/с2 или с-2
| Ускорение угловое
|
| λ м
| мм/(Н·м)
| Коэффициент тангенциальной эластичности шины по моменту
|
| λ см
| –
| Коэффициент смятия шины – отношение статического радиуса к свободному
|
| λ х
| мм/Н
| Коэффициент тангенциальной эластичности шины по силе
|
| ρ
| кг/м3
| Плотность вещества
|
| φ x
| –
| Коэффициент продольного сцепления шины с дорогой
|
| φ y
| –
| Коэффициент поперечного сцепления шины с дорогой
|
| ψ
| –
| Дорожное сопротивление (качение и подъем)
|
| ω
| рад/с или с-1
| Скорость угловая
|